«Ветерок-8» из «Ветерка-12» в грузовом исполнении
1. Я использую «Ветерок-12Э» на лодке водоизмещающего типа (старая спасательная шлюпка длиной 5,18 м водоизмещением 1—2 т). Для уменьшения расхода топлива хочу его переделать на «Ветерок-8Э». Возможно ли это? Какие дополнительные детали необходимо приобрести?
2. В «КЯ» №22 рассказывалось, что в 1969—1970 гг. была выпущена партия моторов «Ветерок» «грузовой» модификации (редукция 0,444 вместо 0,6). Выпускаются ли эти моторы в настоящее время? Можно ли приобрести детали, необходимые для переделки редуктора «Ветерка-12Э» на передаточное число 0,444?
1. Чтобы переделать мотор «Ветерок-12Э» на «Ветерок-8Э», необходимо заменить практически весь двигатель: коленчатый вал, шатунно-поршневую группу, клапанную перегородку, впускной патрубок, картер, блок цилиндров, головку блока цилиндров, карбюратор. В обеих моделях моторов одинаковые только следующие узлы и детали: маховик, система зажигания, бензонасос, крышка картера, шестерня, пружина и подшипники пускового механизма, вся подводная часть, за исключением гребного винта.
2. Производство моторов «Ветерок-8М» и «Ветерок-12М» в грузовом исполнении прекращено заводом в 1970 г. из-за плохой реализации этих модификаций. Детали грузового редуктора и грузовые гребные винты завод не изготовляет.
Неисправность системы освещения и дистанционная кнопка «Стоп»
На моем «Ветерке-8Э» не работает система освещения. Напряжение на полных оборотах мотора составляет всего 2 В. Прошу дать совет, как исправить неполадку, а также опубликовать схему подключения кнопки аварийной остановки мотора.
Электрическая схема системы зажигания «Ветерка-8Э», описание возможных неисправностей и рекомендации по проверке исправности работы системы помещены в «КЯ» №98 в статье «Ветерок» — проверка системы зажигания».
Низкое напряжение в цепи освещения вызвано неисправностью катушки освещения. Рекомендуем заменить ее.
Приводим схему подключения кнопки аварийного выключения зажигания.
Свечи для мотора «Нептун-23»
Можно ли на «Нептуне-23» использовать авиационные свечи зажигания?
Я приобрел свечи 95Т1 индийского производства (по лицензии фирмы «Bosch») и чешские PAL 14-9. Прошу сообщить их калильное число. Можно ли эти свечи применять на «Нептуне-23»?
При отсутствии штатной свечи СИ-12РТ на «Нептун-23» можно поставить применяемые на автомобилях и мотоциклах свечи А17В или А23 (ГОСТ 2043—74).
Калильное число свечи PAL 14-9 порядка 230—240 ед. Ее можно установить на «Неитун-23».
Свеча 95Т1 имеет низкое калильное число (95÷120); для мотора «Нептун-23» она слишком горяча.
Глушитель шума впуска
В «КЯ» №99 в статье о стационарном двигателе «СМ-255Л» упоминалось о глушителе на входе карбюратора. Не могли бы вы рассказать подробнее об этом устройстве с учетом возможности его самостоятельного изготовления.
Для уменьшения шума впуска двигателя применяются глушители, выполненные в виде камеры, объем которой для эффективного глушения должен быть равен 6—10-кратному объему цилиндра.
Конструктивно глушитель шума впуска можно выполнить в виде разъемной коробки, состоящей из двух половин и изготовленной из алюминиевого сплава или пластмассы. Универсальной конструкции глушителя нет; для каждого двигателя он выполняется с учетом его конструктивных особенностей. Необходима настройка и доводка двигателя с глушителем на испытательном стенде.
В подвесных лодочных моторах, где двигатель закрыт кожухами, снижающими шум, глушители шума впуска большого распространения не получили.
Как хранить бензошланг?
Сообщите, пожалуйста, как хранить в зимний период бензошланг, чтобы он не терял эластичности?
Бензошланг в зимний период лучше всего хранить в отапливаемом помещении при комнатной температуре.
Поршневые кольца для «Нептуна-23»
Попытки приобрести в торговой сети поршневые кольца для мотора «Нептун-23» не увенчались успехом. Нет в продаже и взаимозаменяемых колец от мотоцикла «К-175». Я приобрел кольца от двигателя мотороллера «Тулица», диаметр цилиндра которого больше «нептуновского» на 0,25 мм. Можно ли использовать эти кольца, если опилить их торцы до нужного диаметра и выдержать требуемый зазор в замке кольца?
Использование поршневых колец с диаметром, несколько большим, чем у цилиндра вашего мотора, возможно, но с доработкой кольца. Кольцо, уменьшенное по диаметру за счет опиливания торцев, удовлетворительно работает в том случае, если его диаметр в сомкнутом состоянии до пропиливания торцев не превышает диаметр цилиндра более чем на 1,0—1,5 мм. При большем несоответствии диаметров кольцо, установленное в цилиндр, приобретает овальную форму и перестает плотно прилегать к зеркалу.
Для подгонки и проверки соответствия доработанного поршневого кольца вашему мотору «Нептун» рекомендуем размеры кольца подогнать по месту, проверить зазор в замке, соответствие высоты кольца — ширине, а толщины кольца — глубине канавки в поршне.
Зазор в замке следует замерять у кольца, вставленного в цилиндр без перекоса. Для установки кольца в правильное положение удобно использовать поршень, вводимый в цилиндр вслед за кольцом. Зазор в замке кольца можно определить, просунув в стык между его торцами тонкие щупы. Ориентировочно величина зазора составляет 0,1—0,2 мм.
Для проверки соответствия высоты кольца ширине канавки в поршне кольцо вставляют наружной стороной в канавку и прокатывают по ней. Кольцо должно плотно входить в канавку, но перемещаться без «заедания». Правильно подогнанное кольцо, надетое на поршень, устанавливается в канавку под действием собственного веса. При очень тугой посадке в канавке кольцо будет недостаточно подвижно, пригорит, заклинится и не будет уплотнять поршень в цилиндре. Большие зазоры между боковыми стенками канавки и кольцом вызывают при работе двигателя перемещение кольца в канавке вдоль оси цилиндра, что способствует быстрому износу боковых стенок канавки и торцов кольца.
Соответствие толщины кольца глубине канавки проверяют следующим образом; кольцо наружной стороной вставляют в канавку поршня; к поршню параллельно его продольной оси прикладывают ребром линейку. Если толщина кольца соответствует глубине канавки, то зазор между линейкой и кольцом будет иметь величину около 0,5 мм (как показано на эскизе). Если кольцо выступает из канавки на большую величину, то при расширении поршня и образовании под кольцом нагара оно вымывается из канавки и наружной поверхностью упирается в цилиндр. Это, как правило, кончается заклиниванием поршня в цилиндре.
Следует также проверить прилегание кольца к рабочей поверхности цилиндра. Для этого кольцо вставляют в цилиндр и проверяют наличие просвета между кольцом и зеркалом цилиндра. Если имеются большие просветы (больше, чем в двух местах и а дугах до 30—40°), кольцо ставить не рекомендуется.
Перед установкой кольца на поршень необходимо проверить сопряжение выемки в замке кольца со стопором в канавке поршня. Для этого после установки каждого кольца поршень вводят в цилиндр. Если поршень с каким-либо кольцом не входит в цилиндр (несмотря на то, что зазор в замке правильный и кольцо надлежащим образом утоплено в канавке), то необходимо немного спилить надфилем стопор в канавке поршня или замковую выемку в кольце.
Поршневые кольца для мотора «Прибой»
Мотор «Прибой» безотказно проработал у меня 12 лет. Сейчас компрессия стала очень слабой, а поршневых колец в продаже нет. Можно ли применить кольца от других двигателей? Если нет, то опубликуйте, пожалуйста, чертеж кольца и технологию изготовления.
Приводим чертеж и технические требования для изготовления поршневого кольца лодочного мотора «Прибой».
1. Кольцо изготовляется из чугуна следующего химического состава: Собщ = 3,6÷3,8%, Ссвяз = 0,5÷0,8%; Si = 2,5÷2,7%; Мn = 0,5÷0,7%; Р = 0,4%; S — не более 0,07%.
2. Твердость HRB = 97÷103.
3. Нагрузка 3,0—4,0 кгс, приложенная по оси А, должна сжимать кольцо до зазора в стыке, указанного на чертеже.
4. Кольцо должно проваливаться под действием собственного веса между двумя плитами, установленными вертикально на расстоянии 2,44 мм.
5. Кольцо должно прилегать к стенкам контрольного цилиндра 0 48 по всей окружности. Допускается радиальный просвет не более 0,02 мм на дуге 30°, не ближе 15° от замка и не более чем в двух местах.
С двумя упрощенными способами изготовления поршневых колец можно ознакомиться в книге М. Г. Гинзбурга и С. М. Павлова «Эксплуатация и ремонт мотоциклов» (М., Машгиз, 1956) или в «Катерах и яхтах» №87.
Карбюратор для «Прибоя»
Посоветуйте, пожалуйста, какой карбюратор можно применить для мотора «Прибой»? Можно ли установить бензонасос от «Ветерка-8Э»?
Для мотора «Прибой» можно использовать карбюратор КЗЗБ мотора «Ветерок-8Э» совместно с бензонасосом от «Ветерка».
Бензонасос можно прикрепить на кронштейне, изготовленном из стали толщиной 1,5—2,0 мм, к картеру или головке блока цилиндров. Схема подсоединения карбюратора и бензонасоса показана на эскизе.
Плохой запуск «Ветерка-12Э»
В целом мотором я доволен, но запуск его не всегда удается, если даже использовать шнур, а не стартерное устройство. Регулировка карбюратора и замена свечей результата не дали. Как можно улучшить работу системы зажигания?
Причина затрудненного запуска «Ветерка-12Э» может быть и не в плохой работе карбюратора и системы зажигания. Поэтому рекомендуем проверить, нет ли подсоса воздуха из-за нарушения прокладок под вставками продувочных каналов, впускного патрубка, карбюратора и т. п.
Затем советуем опробовать маховик с другого мотора; при слабой намагниченности маховика может ухудшиться ценообразование на малых оборотах. Запуск мотора при слабой искре несколько улучшится, если уменьшить зазор в свечах до 0,5 мм.
Использование схемы с удвоением напряжения па конденсаторе неприемлемо: это может вывести из строя элементы системы зажигания.
Замена деталей цилиндро-поршневой группы
В редакцию поступает довольно много писем, авторы которых просят рассказать о подборе детален цилиндро-поршневой группы мотора «Нептун», о назначении цветной маркировки на поршнях и пальцах.
Сборка двигателя лодочного мотора производится методом подбора определенных групп деталей: блока цилиндров, поршней, поршневых пальцев.
Маркировка диаметральных размеров выполняется цветовыми индексами (красками) на внутренней стороне днища, маркировка поршней по весу — буквенными индексами на наружной поверхности днища поршня.
При установке нового коленчатого вала необходимо выдержать его осевой люфт в пределах от 0,25 до 0,40 мм, который регулируется шайбами, устанавливаемыми на верхнюю щеку коленчатого вала.
Для того чтобы правильно подобрать детали поршневой группы, следует разобрать двигатель и тщательно замерить внутренний диаметр цилиндров, если блок цилиндров менять не требуется. Определенному диаметру цилиндра соответствует поршень с маркировкой:
Поршни необходимо устанавливать таким образом, чтобы стрелки на их днище показывали в сторону выхлопных окон.
Поршни следует подбирать одной весовой группы:
Когда поршни уже подобраны по блоку цилиндров, следует подобрать поршневые пальцы — соответственно цветовому индексу на бобышке поршневого пальца, т. е. цвет на пальце и поршне должен быть одинаковым.
Как контролировать мощность мотора
Применение тахометра (прибора ТС) дает возможность более полно использовать мощность подвесного мотора в различных условиях плавания. Для того чтобы знать величину мощности, я перечертил внешнюю характеристику своего «Нептуна-23» на плотную бумагу форматом 8X7 см и закрепил ее на лицевой панели тахометра под оргстекло. Сравнивая частоту вращения, показываемую тахометром, с внешней характеристикой, можно контролировать мощность мотора.