Еще во время маневрирования при подходе к спасаемому необходимо подготовить яхтсмена, одетого в спасательный жилет с пристегнутым к поясу 30-метровым страховочным линем; он должен быть готов в нужный момент прыгнуть за борт, чтобы оказать помощь спасаемому. Одновременно должны быть подготовлены спасательный линь (с беседочным узлом) для подачи его находящемуся в воде человеку, запасной дублирующий линь и отпорный крюк для работы у борта.
На высокобортной яхте к моменту начала подъема человека необходимо убрать паруса.
Малочисленному экипажу невозможно поднять на палубу обессилевшего человека в намокшей одежде без использования дополнительных спасательных судовых средств. Наглядным примером этому служит трагический случай, который несколько лет назад произошел с западногерманским яхтсменом на Балтийском море. Яхта вышла на морскую прогулку при слабом ветре с экипажем из трех человек. Капитан — владелец яхты, проверяя работу спинакера на баке, оступился и упал за борт. Оставшиеся на яхте мужчина и женщина сумели подойти под парусами к упавшему, однако у них не хватило сил втащить своего капитана на палубу, физически слабый, он в воде потерял сознание... Не зная, что предпринять для его подъема, экипаж решил возвращаться в свою гавань, оставив спасаемого в воде подтянутым к борту яхты. Когда судно достигло берега, медицинская помощь капитану уже была не нужна — он погиб от переохлаждения.
Информация об изображении
Рис. 1. Устройства для самостоятельного подъема из воды на борт малого судна
Считается, что физически тренированный человек может взобраться на судно, если высота борта не превышает 600 мм. Поскольку самостоятельный подъем на палубу при большей высоте борта затруднителен, а то и невозможен, в последнее время считается необходимым специально оборудовать малые суда различного рода устройствами: скоб-трапами, смонтированными на транце (рис. 1, а, б), петлями или ступеньками на навесном руле (рис. 1, в, г) и т. п. Ожидается, что подобные устройства в ближайшее время будут признаны обязательными для оснащения любой крейсерской яхты.
Рис. 1. Устройства для самостоятельного подъема из воды на борт малого судна
Для облегчения подъема человека на палубу морская практика выработала несколько способов, связанных с использованием штатного такелажа и устройств, имеющихся на яхте. Их выбор зависит в первую очередь от физического состояния спасаемого.
Если спасаемый в состоянии действовать самостоятельно, можно применить простые подручные средства, к которым относятся «стремена», импровизированные шторм-трапы и т. п.
Стремя представляет собой незатягивающуюся петлю, завязанную одинарным беседочным узлом на конце любого прочного троса (не металлического — во избежание травм). Коренной конец этого троса закладывают за палубную утку, а ходовой обносят вокруг барабана шкотовой лебедки и стравливают за борт. Поднимаемого из воды человека за страховочный линь проводят в район кокпита. Спасаемый становится ногой на стремя, его подхватывают за руки и поднимают на палубу, выбирая лебедкой ходовой конец.
Можно изготовить для той же цели импровизированный штормтрап. Для этого вяжут на толстом тросе несколько «ступенек» — таких же незатягивающихся петель, завязанных одинарными беседочными узлами. Такой «трап» стравливают за борт, чтобы нижняя петля оказалась на глубине около 30 см, и крепят за палубную утку; человек сам поднимается по такому «трапу».
При подъеме человека при помощи грота-гика придерживаются такой последовательности. К гику крепят на 1/3 длины от нока — грота-фал, а к ноку — две оттяжки; затем отдают гика-шкот и присоединяют к нему конец с двойным беседочным узлом или беседку. Гик вываливают за борт и, обтянув оттяжки, топенант и грота-фал, выбирают гика-шкот лебедкой. Подняв человека выше релингов, разворачивают гик так, чтобы спасаемый оказался над палубой, и принимают его на руки.
Для подъема человека на палубу высокобортной яхты используются штатные фалы и лебедки. Грота-фалом лучше пользоваться на яхтах с топовым вооружением, а на яхтах с обычным вооружением безопаснее поднимать человека на стаксель-фале, во избежание поломки мачты.
Иногда на яхтах заранее проводят аварийно-спасательные фалы: их основывают на мачте, обычно в районе средних вант. Однако следует учитывать, что пользоваться фалами для подъема человека можно только при отсутствии крупной волны. При сильной бортовой качке возникает опасность удара человека о борт яхты.
На яхтах, имеющих транец с наклоном в нос, удобнее поднимать человека из воды с кормы, втаскивая его на палубу по транцу, как по слипу. В качестве спасательного фала можно использовать гика-шкот, иногда основывают у ахтерштага специальные хват-тали с гаком.
Поднимать человека с кормы на яхту с длинным свесом нельзя из-за того, что спасаемого можно ударить кормовым подзором.
Поднимать человека из воды можно и при помощи передних парусов. Для этого удобно пользоваться небольшим стакселем. Парус растягивают нижней шкаториной на палубе, в районе мачты, и крепят шкотовый и галсовый углы к палубным обушкам или башмакам релинговых стоек. Стаксель-фал прикрепляют к фаловому углу и поверх релингов стравливают мякоть паруса за борт. Для помощи спасаемому за борт спускается на страховочном лине и в спасательном жилете физически сильный матрос, умеющий плавать. Он затаскивает спасаемого в парус, как в гамак. После этого подбирают стаксель-фал и поднимают человека на палубу (рис. 2) поверх лееров. Попытки протащить человека под леерами приводили к травмам.