Складной трап пантографного типа
Голландская фирма «Скаишип Холланд» выпускает для продажи владельцам малых парусных и моторных судов складной трап пантографного типа. В развернутом виде его длина 1 м 40 см, в сложенном он очень компактен, габариты пакета 25X25X10 см.
Упор в шарнире верхней секции не позволяет трапу вытягиваться в плоскую конструкцию: ступеньки отстоят от опорной поверхности на 10—12 см. Специальные скобы-захваты устроены так, что трап может быть навешен на релинг, леера или фальшборт.
Как сделать тент водонепроницаемым
Тенты, которыми снабжают мотолодки промышленного производства, под действием солнца, дождя и ветра уже к концу первой навигации теряют свою водонепроницаемость. Предлагаю состав водоотталкивающего раствора, благодаря которому я уже в течение шести лет использую тент, пошитый из обычной матрацной ткани.
В состав раствора входит 10 л неэтилированного бензина (А-72), 100 г глицерина и 300 г стеарина или парафина (пригодны обычные хозяйственные свечи). Чтобы стеарин быстрее растворился, его надо предварительно расплавить в отдельной посуде. Тент следует погрузить в раствор, добиваясь, чтобы он полностью пропитался, затем вытащить и просушить.
При его использовании необходимо соблюдать определенные правила: мокрый тент просушивать, на зиму снимать с лодки, пропитку водоотталкивающим раствором периодически возобновлять.
Подвесной мотор в колодце
Если подвесной мотор устанавливается внутри корпуса лодки — в колодце, отверстие в днище желательно закрывать таким образом, чтобы вода не попадала в колодец и не создавала дополнительного сопротивления при движении лодки. Это наиболее важно для парусно-моторных судов, когда на ходу под парусами мотор не работает.
При работе мотора на стоянке, когда за винтом отсутствует полость разрежения, в которую отводится выхлоп от двигателя, газы заполняют колодец.
Зазор между стенками колодца и «ногой» мотора проще всего устранить, надев на нее колодки с внешними размерами, соответствующими размерам колодца (см. рис.). Колодки можно собрать из досок либо вырезать из толстых плит пенопласта. На «ноге» мотора они образуют пробку, плотно входящую в колодец. Теперь в кокпит не попадут ни брызги, ни выхлопные газы.
Вариант тента для открытой рубки
Если лодка имеет открытую с кормы рубку, то сравнительно несложное приспособление позволяет использовать ветровое стекло для закрытия рубки с кормы. Для этого раму стекла нужно объединить в одну жесткую конструкцию с пластиной, которая при откидывании стекла назад образует дополнительную крышу над кокпитом. Вместо пластины можно использовать плотную водонепроницаемую ткань, натянув ее на нижнюю раму, укладываемую на крышу рубки.
Крепление весел на «Прогрессе»
Чтобы по возможности освободить кокпит своего «Прогресса», я весла закрепил на палубе. Для этого изготовил два угольника с прорезью и два хомутика из пружинной стали 65Г. После изгиба хомутика деталь закалил. Хомутики и угольники закрепил к палубе при помощи винтов М4.
Теперь весла всегда под рукой, не приходится тратить время на то, чтобы вынуть их из кокпита.
Доработка замков капота «Вихря»
Иногда иа моторе «Вихрь-30» самопроизвольно — от действия качки и тряски — расстегиваются замки капота. Чтобы повысить надежность крепления, я изменил конструкцию замков следующим образом. Вместо болтиков М4иа поддоне поставил болты М6 (головка расположена с внутренней стороны поддона; с наружной — поставлены гайки). В замках пропилил пазы, в которые при закрытии капота входят выступающие из него концы болтов. В закрытом положении замки прижимают гайки-барашки, а чтобы барашки не потерялись, иа концах болтов в отверстия под шплинт вставлены стопорные колечки из проволоки.
Длина прорезей в замках — 27 мм; длина выступающей части болтов — не менее 48 мм, иначе замок не открыть.
Доработка топливного насоса
После чистки отстойника топливного насоса моторов «Вихрь» (именуемого в руководстве по эксплуатации крышкой фильтра насоса) трудно правильно установить на место сетку фильтра, не снимая насос целиком. Сетка может лечь эксцентрично по отношению к уплотняющей прокладке и в образовавшуюся между ними щель топливо будет проходить, не фильтруясь. Возможен также подсос воздуха в топливную систему через сетку, неправильно зажатую между прокладкой и корпусом насоса.
Кроме того, в собранном состоянии насоса сетка фильтра соприкасается с плоскостью корпуса, а при работающем моторе напором топлива она прижимается к этой плоскости. Это уменьшает эффективную площадь фильтрующей поверхности сетки и создает излишнее сопротивление в топливной системе.
Недостатки насоса можно устранить путем несложной его доработки. Растачивают крышку фильтра насоса 5, как показано на эскизе. Из латуни вытачивают шайбу 3, внутрь которой впаивают сетку 4 диаметром 31 мм. Шайба с сеткой устанавливается в расточку крышки. Дальнейшая сборка насоса выполняется как и прежде. На рисунке обозначены: 1 — корпус насоса; 2 — уплотняющая прокладка.
В результате доработки обеспечиваются достаточный зазор между сеткой и корпусом насоса, хорошая герметизация стыка между крышкой и корпусом, а также упрощается сборка насоса после чистки.
Стопор маховика
Удержать руками маховик при отвинчивании или завинчивании гайки крепления его на коленвалу практически невозможно. Для владельцев мотора «Вихрь-30Э» предлагаю простой и надежный стопор, который можно изготовить из двух кусочков листовой стали толщиной 3—4 мм.
Стопор надо вставить сверху между зубчатым венцом маховика и бобышкой блока цилиндров, в которую ввинчена шпилька крепления ручного стартера. Стопор, упираясь с одной стороны в зубья шестерни своими щечками, а с другой — в стенки бобышки, надежно фиксирует маховик. Стопор имеет малые габариты, легок, в инструментальном ящике не занимает много места.
Остается пожелать, чтобы подобной мелочью снабжали заводы-изготовители: стопор стоит копейки, а при эксплуатации двигателя он незаменим.
Из опыта эксплуатации «Ветерка-12»
Мотор «Ветерок-12» имею с 1972 г. Первую навигацию мотор работал исправно, а на следующий год я решил его перебрать и довести двигатель. Я расширил и отшлифовал впускные каналы, устранил несовпадение в месте соединения блока цилиндров с картером, расточил диффузор карбюратора, отполировал головки поршней. Теперь двигатель лучше «тянул», но при этом сильно перегревался; из контрольного отверстия сразу же после запуска шла горячая вода.
Причину неисправности удалось найти только после нескольких лет ее поиска. При первой разборке я не обратил внимания на то, что винты, соединяющие моторную головку с дейдвудом, не одинаковой длины; разница хоть и незначительная, но была. Завернув вместо укороченного винта более длинный, я частично перекрыл водяной канал, уменьшил поступление воды в водяную рубашку; это и послужило причиной перегрева.
После многократного съема маховика резьба под съемник в его алюминиевом корпусе оказалась сорванной. Я нарезал более крупную резьбу М8, но вскоре ее постигла та же учесть. Тогда я просверлил сквозные отверстия диаметром 8 мм, завел снизу болты 2 с опиленной головкой, чтобы она не цепляла за детали магнето, а в ступице маховика 1 предварительно сделал пазы 3 для прохода головки. Съемник насадил на болты и прикрепил гайками. Теперь я не опасаюсь, что резьбу сорвет; если же она окажется поврежденной, болты всегда можно заменить.
Стропка для стаксель-шкотов
Металлическая скоба, при помощи которой обычно крепят шкоты к передним парусам, представляет собой достаточно большую опасность для работающих на баке людей.
Известный английский яхтсмен Билл Бивис рекомендует использовать вместо скобы простую стропку из мягкого троса, которую несложно сделать самостоятельно. Диаметр стропки должен немного превышать диаметр шкотов, а закреплять ее в их петле следует так, как показано на эскизе. Чтобы стропка приобрела достаточную жесткость, на нее надо наложить три-четыре бензеля.
Под нагрузкой стропка накрепко затягивается петлей и надежно удерживается в кренгельсе паруса.
Найтовы для убранных парусов
Используя короткие куски амортизационного шнура (или резинового жгута) и прочный линь соответствующей длины, несложно сделать практичные найтовы для крепления убранных парусов к гику и леерам. На одном конце шнура делается петля, а на другом ставится клевант.
Шнуры прикрепляются серединой к линю примерно на равных расстояниях один от другого. При уборке парусов линь протягивается под гиком или вдоль леера и жгуты, обнесенные вокруг парусины, плотно прижимают ее к гику или лееру.
1. Взаимозаменяемы ли поршни моторов «Москва-25АЭ» и «Москва-30»?
2. Возможно ли применение бензина марки А-76 взамен рекомендованного инструкцией бензина А-72?
1. Поршни моторов «Москва-25АЭ» и «Москва-30» не взаимозаменяемы.
2. Применение бензина марки А-76 на моторе «Москва-25АЭ» возможно без каких-либо изменений в составе топливной смеси или регулировке зажигания. Рекомендуемые свечи зажигания — А17В, ГОСТ 2043—74.
У меня есть мотолодка и два подвесных мотора типа «Нептун-23». Вот уже три года как я плаваю под одним мотором, так как эксплуатация мотолодки под двумя моторами у нас запрещена, но налог с меня взимают за два мотора. Правильно ли это?
В соответствии с Положением о местных налогах, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г., сумма налога исчисляется исходя из мощности установленного на судне мотора в лошадиных силах. В частности, в Казани налог уплачивается в размере 25 коп. с каждой лошадиной силы.
Поскольку установка и эксплуатация двух и более моторов на плавучих средствах на территории ТатАССР запрещена (Постановление Совмина ТатАССР от 26 апреля 1979 г. за № 264), налог с владельцев транспортных средств за второй мотор взиматься не должен. Согласно п. 27 упомянутого выше Положения о местных налогах, пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за два предшествующих года.
Откидной трап на малом судне
Ва любой мотолодке или яхте полезно использовать откидной трап. Предлагаемая конструкция рассчитана на высоту надводного борта 500—800 мм. Особенностями данного варианта являются компактность в сложенном виде и шарнирное крепление к корпусу судна. В откинутом положении трап фиксируется откидной планкой. Для его изготовления необходимы дюралюминиевые прутки и трубы и выточенные из латуни болты; гайки и втулки. Втулки, напрессованные на концы нижней ступеньки, скользят внутри трубок тетивы трапа. В опущенном положении они заплечиками упираются в буртики гаек.
При высоте надводного борта менее 400 мм необходим трап с одной ступенькой, при высоте более 900 мм — с тремя.