В «Катерах и яхтах» №101 была опубликована статья об испытаниях на «мерной миле «КЯ» опытного образца разборной лодки «Автобот», предоставленного редакции для всесторонней проверки.
«Автобот» серийно выпускается с 1981 г. За это время в торговую сеть было поставлено около 600 лодок. Такое небольшое количество объясняется целым рядом причин, но основная из них — осторожность, если хотите, консервативность оптовых торгующих организаций. И это несмотря на то, что сразу же после публикации на страницах «КиЯ» первой информации об «Автоботе» мы получили и получаем до сих пор большое количество писем-запросов от водномоторников-любителей.
Начиная с процесса подготовки к серийному производству и до настоящего времени заводские конструкторы и технологи постоянно работают над улучшением эксплуатационных характеристик мотолодки, повышением качества. Полностью, например, переработана конструкция штанг-креплений лодки на крыше автомобиля. Новые стальные штанги, которыми «Автобот» комплектуется с 1982 г., были нами испытаны при транспортировке мотолодки на автомобиле «ВАЗ-2101». Водитель резко тормозил на скорости 70 км/ч, делал крутые повороты на скорости 45—50 км/ч, по грунтовым и проселочным дорогам передвигался со скоростью 30—40 км/ч. При этом пакет с лодкой, закрепленный на крыше автомобиля, не вибрировал и не перемещался относительно кузова автомобиля. (Напомним нашим читателям габариты пакета: 1,6X1,35X0,6.) Надежное крепление пакета, его низкий центр тяжести, сравнительно небольшая парусность — все это обеспечивает безопасность во время перевозки разобранного «Автобота».
Изменена конструкция и носовой секции. Вместо поперечного набора установлены на контактной сварке продольные ребра жесткости. Благодаря этому уменьшился вес секции, улучшился внешний вид мотолодки — исчезли поперечные вмятины, возникающие при приварке поперечного набора. Стационарная банка, опиравшаяся на слом борта, заменена съемной банкой-блоком плавучести. Установлена дополнительная пара подукдючин. В зависимости от размещения груза в мотолодке можно грести веслами как со средней, так и с носовой банки. Увеличение общего объема блоков плавучести позволяет брать в плавание любые две из трех банок-блоков плавучести.
Авторы многих писем высказывают пожелание иметь на «Автоботе» сухой багажник, тент-палатку, пайолы... Конечно, все это сделает лодку более удобной в эксплуатации; в перспективе, возможно, мы будем комплектовать «Автобот» тентом или защитным фартуком. Но одновременно это заметно увеличит вес лодки, а он у «Автобота» как у мотолодки для автомобилиста практически на пределе (с оборудованием и снаряжением вес составляет 68 кг).
Кратко рассмотрим замечания по «Автоботу», отмеченные в редакционной статье.
1. Предельно допустимая высота волны для «Автобота» и в «Руководстве по эксплуатации», и в технических условиях па мотолодку установлена 0,5 м. Высота волны 0,25 м — это величина, при которой мотолодка может идти в, режиме глиссирования.
2. Конструктивно мы не имеем права увеличивать высоту транца. Высота 380 мм регламентирована ГОСТом 19105—79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Основные типы, параметры и технические требования». И хотя мы сознаем, что 380 мм для мотора «Ветерок-12», установленного на «Автоботе», очень и очень мало, сделать ничего не сможем до тех пор, пока не будет откорректирован ГОСТ.
3. Перенос блоков плавучести и размещение их по периметру борта нецелесообразны потому, что для перевозки лодки будет невозможно уложить одну секцию в другую.
4. Конструкция крепления банок-блоков плавучести к корпусу мотолодки в настоящее время пересмотрена и значительно усилена.
5. Как отмечено выше, редакции для испытаний был передан не серийный, а опытный образец мотолодки, участвовавший в соревнованиях. Возможно, при подготовке к соревнованиям при многочисленных сборках и разборках корпуса спортсменом, который выступал на этой лодке, были установлены нештатные крепежные болты. Серийные же образцы комплектуются укороченными болтами, имеющими антикоррозионное покрытие.
6. Металлические штампованные банки применены исключительно для уменьшения общего веса мотолодки. Равнопрочная конструкция из любого другого материала будет, на наш взгляд, значительно тяжелее.
Во время испытаний «Автобота», подготовки его к различным соревнованиям на протяжении уже нескольких лет конструкторами, испытателями и гонщиками накоплен опыт. На наш взгляд, он может пригодиться владельцам «Автоботов». Сразу же оговоримся, что в основном мы эксплуатируем мотолодку под мотором «Ветерок-12».
Хорошие мореходные и скоростные качества мотолодки уже были отмечены в редакционной статье. Добавим лишь, что в 1982 г. при подготовке к соревнованиям на приз журнала «Автобот» с «Ветерком-12» на тихой воде развил скорость 44,5 км/ч.
Чтобы достичь столь высоких скоростей, позволяющих опытным гонщикам из года в год побеждать на всесоюзных соревнованиях на приз «Золотой винт», прежде всего необходимо подобрать и довести гребные винты, тщательно отрегулировать подвесной мотор и правильно установить его на транце.
Во время соревнований серийный «Ветерок-12» был закреплен на транце высотой 460 мм, а упор подвески был установлен на предпоследнее отверстие, При этом лодка устойчиво шла по курсу, имела крутую циркуляцию, быстро выходила на глиссирование.
При подготовке подвесного мотора большое внимание было уделено регулировке зазоров в цилиндропоршневой группе и зацеплению редуктора, состоянию систем газораспределения и зажигания. Опережение угла зажигания (4,2 мм) было выставлено по часовому индикатору. Разница в опережении зажигания в обоих цилиндрах не превышала 0,05 мм.
Все винты, которые были изготовлены при подготовке к соревнованиям, имели радиально-переменный шаг. Максимальной скорости удалось достичь с двухлопастным сварным винтом с дисковым отношением 0,3. Лопасти имели выпукло-вогнутый профиль с относительной погибью нагнетающей поверхности 3%. Винт на радиусе 0,6D имел шаг 251 мм.
Тем, кому сложно самостоятельно изготовить гребной винт, советуем использовать двухлопастной винт (переделав ступицу) от мотора «Москва» мощностью 10,5 л. с. Для эксплуатации мотолодки с большой нагрузкой можно применять гребной винт от «Ветерка-8». Во всех случаях винты должны быть тщательно отполированы.
Мы попробовали увеличивать высоту транца до 480 мм. Скорость при этом возрастала, но ухудшалась приемистость, при прохождении крутых поворотов возникала аэрация винта. Для устранения этих недостатков мы изготовили три суперкавитирующих двух- и трехлопастных винта, аналогичных применяемым на спортивных мотолодках класса SA. Учитывая тяжелые условия и длительность маршруткой гонки на соревнованиях, наиболее оптимальной для «Автобота» считаем высоту транца 460 мм.
На тихой воде для мотолодки целесообразна кормовая центровка: «Автобот» глиссирует на кормовом участке днища длиной 300—400 км. При ходе против ветра или при волнении свыше 0,4 м на скорости более 40 км/ч мотолодка начинает сильно дельфинировать. В этих условиях более предпочтительна носовая центровка. Владельцам «Автоботов» можем посоветовать изготовить на случай непогоды удлинитель румпеля подвесного мотора, при помощи которого лодкой можно управлять со средней банки. При эксплуатации на акваториях с постоянным волнением рекомендуем установить перед средней банкой ДУ подвесным мотором консольной конструкции.
В ноябре 1982 г. решением Государственной комиссии мотолодке «Автобот» присвоен Знак качества.