Чтобы наиболее полно реализовать возможности данного варианта плазменного зажигания, необходимо, не увеличивая коэффициента трансформации катушки зажигания (равного 70%), уменьшить сопротивление ее первичной обмотки до 1,20 мА. В результате возрастает ток, проходящий через первичную обмотку катушки. Конечно, поступление повышенной энергии к свечам усилит эрозию электродов, однако новые отечественные свечи А17ДВ-10 гораздо лучше противостоят эрозии. Теперь, после переделки катушки, зажигание не сможет работать в батарейном варианте, а в случае неисправности придется заменять катушку на стандартную. Для получения еще более обедненной топливной смеси предлагаются следующие переделки:
1. Емкость С2 (см. рис. 2 в №142 «КиЯ») увеличить до 2 мкФ; конденсатор типа МБГЧ 2X600 В.
2. Диод VD5 заменить на КД203А или КД203Б (другие не подойдут); эти диоды проводят импульсный ток соответственно 30 и 25 А.
3. Перемотать катушку зажигания.
Прежде чем перематывать катушку зажигания, ее разбирают (обычно устанавливаются катушки Б117, Б115). Чтобы легче было ее разбирать, развальцовывают металлический стакан, снимают напильником фаску по его краю. После этого осторожно, стараясь не повредить пластмассовую крышку, развальцовывают край металлического стакана, вынимают катушку и резиновое уплотнительное кольцо. Первичную обмотку, расположенную поверх вторичной, аккуратно сматывают. На ее место наматывают 290—300 витков нового провода ПЭЛ ∅0,9. Намотку ведут рядами, по 60 витков в ряд (см. рисунок), прокладывая трансформаторную бумагу между рядами. Обмотку следует надежно закрепить тесьмой или простыми нитками, расстояние по поверхности изоляции между ее крайними витками и магнитопроводом должно быть не менее 14—15 мм. Поверх обмотки необходимо уложить 2—3 слоя бумаги, закрепив ее также нитками. Затем катушку зажигания собирают, при необходимости добавляют в стакан трансформаторное масло. Прежде чем завальцевать край стакана, крышку следует прижать струбциной. Готовую катушку зажигания включают по схеме (см. рис. 8) и проверяют форму напряжения на первичной обмотке катушки (см. рис. 3, осциллограмма Ж). Если приборы зажигания работают нормально, их устанавливают на двигатель.

От зазора между электродами свечей зажигания зависит напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка. Чем больше этот промежуток, тем «длиннее» будет искра и выше пробивное напряжение. При большом искровом зазоре повышаются требования к качеству изоляции высоковольтных проводов, чистоте свечи зажигания и характеристикам катушки зажигания. Для данной системы зажигания зазор должен быть от 0,7 до 1,0 мм, для двигателей «ВАЗ» — 0,7 мм, «УМЗ-412» и «ГАЗ-24» от 0,9 до 1,0 мм.
При установке импортных свечей зажигания на отечественные двигатели с целью увеличения их моторесурса при плазменном зажигании надо исходить из принципа их взаимозаменяемости. Такие данные приведены в таблице. Катушку зажигания лучше всего расположить на металлической стенке отсека двигателя и установить под болты крепления медные шайбы, обеспечивая тем самым хороший теплоотвод. Если катер деревянный или пластмассовый, катушку необходимо разместить на большой металлической пластине размером 400X300 мм и толщиной 4—5 мм.
После всех доработок параметры зажигания должны быть следующими: напряжение питания 6—16 В; энергия искры 170 мДж при напряжении 14 В, частоте искрообразования 100 Гц и длине искрового промежутка 0,7 мм; длительность искры при тех же условиях 2,4 мс; скорость нарастания высоковольтного импульса при тех же условиях 600 В/мкс.
В заключение хотелось добавить, что плазменная дуга в сочетании с вращением заряда в клиновых и полуклиновых камерах сгорания образует сравнительно большую поверхность воспламенения, а форма и размер дуги в значительной мере меняются. Как уже отмечалось, при данном способе зажигания наблюдается повышенная эрозия свечей. Результаты испытаний показали, что при установке на ДВС системы без изменения состава смеси и угла опережения зажигания расход топлива уменьшился на 1%, при оптимальном регулировании состава смеси и угла опережения зажигания — на 14%.

Литература
- 1. Опарин И., Купеев Ю., Белов Е. Электронные системы зажигания. М., Машиностроение, 1987.
- 2. Дмитриевский А., Тюфяков А. Бензиновые двигатели. М., Машиностроение, 1986.
- 3. Ильин Н., Тимофеев Ю., Ваняев В. Электрооборудование автомобилей. М., Транспорт, 1982.