Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Моторные суда
  • 1972 год
  • Расчет характеристик управляемых транцевых плит
Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Несколько моделей транцевых плит
Расчет характеристик глиссирования плоско-килеватых корпусов
Расчет основных элементов катерных гребных винтов
Проектирование и расчет подводных крыльев
Расчет остойчивости яхт
Выбор основных характеристик крейсерских яхт
Гидродинамический расчет подводных крыльев
Расчет сопротивления спортивных мотолодок
Приближенный расчет скорости мотолодки
Расчет днищевых холодильников катерных двигателей
Расчет трехточечных и двухкорпусных гоночных судов
Исследование гидродинамических характеристик глиссирующих катамаранов
Исследование гидродинамических характеристик саней Фокса
Тензометрическое исследование характеристик рангоута


https://tempres.ru блочно модульные газовые котельные установки вулкан.

Расчет характеристик управляемых транцевых плит

Год: 1972. Номер журнала «Катера и Яхты»: 40
          0


Информация об изображенииРис. 1. Зависимость буксировочного сопротивления и углов ходового дифферента
Рис. 1. Зависимость буксировочного сопротивления и углов ходового дифферента
 
Глиссирующие катера с малой относительной длиной (L/B≤3) в переходном режиме движения, как правило, имеют чрезмерный ходовой дифферент, значительно увеличивающий сопротивление воды. Отгиб днища вниз в кормовой части корпуса позволяет существенно уменьшить углы ходового дифферента и, следовательно, гидродинамическое сопротивление в переходном режиме (рис. 1). Однако с увеличением скорости и переходе на движение в режиме чистого глиссирования отгиб днища приводит к тому, что углы ходового дифферента оказываются меньше оптимального, который в зависимости от килеватости и формы днища в плане должен составлять 3,5—5°. Уменьшение дифферента приводит к резкому возрастанию смоченной поверхности днища и, следовательно, к увеличению сопротивления трения, которое на этом режиме играет уже преобладающую роль в полном гидродинамическом сопротивлении.

Поскольку каждой скорости соответствует свое, определенное оптимальное значение угла дифферента, предпочтительнее использовать не фиксированный отгиб днища, а управляемые транцевые плиты, которые могут располагаться под наиболее выгодным для каждого режима движения углом атаки.

Информация об изображенииРис. 2. Схема сил, действующих на днище катера и транцевую плиту
Рис. 2. Схема сил, действующих на днище катера и транцевую плиту
 
Принцип действия транцевых плит схематически показан на рис. 2. Изменение продольного момента при отклонении плиты обусловлено не только появлением дополнительной гидродинамической нормальной силы rп на самой плите, но и перераспределением давлений на днище. По мере приближения к транцу (на рисунке — точка В) поток жидкости, движущийся вдоль днища, подтормаживается, вследствие чего давление в этой части днища заметно повышается (для сравнения на том же рисунке пунктиром нанесена эпюра давлений на днище без транцевой плиты). Очевидно, что дополнительный гидродинамический момент, возникающий при перекладке транцевой плиты на некоторый угол и вычисляемый относительно транца, будет определяться разностью момента нормальной силы, развивающейся на плите, и момента дополнительных давлений на днище.

Информация об изображенииРис. 3. Распределение давлений вдоль тоанцевой плиты
Рис. 3. Распределение давлений вдоль тоанцевой плиты
 
Гидродинамическая нормальная сила и ее шарнирный момент относительно оси поворота плиты могут быть рассчитаны теоретическим методом. Для упрощения вычислений размах днища B/Lсм предполагается большим, а жидкость — невесомой и невязкой. Это дает возможность свести исследование к решению плоской задачи о глиссировании ломаной пластины, состоящей из двух отрезков (рис. 2, а). Первый отрезок АВ длиной Lсм, равной смоченной длине катера, располагается под углом атаки φ по отношению к направлению движения.

Информация об изображенииРис. 4. Зависимость коэффициента подъемной силы на транцевой плите
Рис. 4. Зависимость коэффициента подъемной силы на транцевой плите
 
Второй отрезок BD имеет длину lпл, равную длине плиты, и повернут относительно первого участка АВ на произвольный угол α. В результате решения, приведенного полностью в работе [1], получены зависимости, позволяющие рассчитывать распределение давлений вдоль участка BD, т. е. вдоль плиты (рис. 3), подъемную силу на плите и момент подъемной силы относительно точки В (шарнирный момент на плите) для различных сочетаний угла атаки днища φ, угла перекладки плиты α и относительной смоченной длины:


Значения коэффициентов подъемной силы на плите Сy и шарнирного момента Сm приведены на рис. 4 и 5 в зависимости от угла дифферента для относительных смоченных длин L=8÷18 и углов перекладки α=3°, 6° и 9°.


Подъемная сила и шарнирный момент, приходящиеся на единицу ширины транцевой плиты, определяются по формулам:


Информация об изображенииРис. 5. Зависимость коэффициента шарнирного момента на транцевой плите
Рис. 5. Зависимость коэффициента шарнирного момента на транцевой плите
 
где ρ — плотность жидкости, кг/см2сек4;
υ — скорость хода, м/сек.

Значения коэффициентов Сy и Сm снимаются с графиков (рис. 4 и 5) в зависимости от угла дифферента, угла перекладки плиты и относительной смоченной длины. По известным значениям Сy и Сm можно найти также плечо шарнирного момента на плите или отстояние точки приложения подъемной силы от оси поворота:


Сопоставляя значения Сm и Сy, приведенные на рис. 4 и 5, легко видеть, что подъемная сила на плите приложена на расстоянии ≈34% длины плиты от шарнира.

Информация об изображенииРис. 6. Поправка на конечность числа Фруда и размаха
Рис. 6. Поправка на конечность числа Фруда и размаха
 
Решение задачи о глиссировании ломаной пластины бесконечного размаха, полученное в предположении отсутствия весомости жидкости, справедливо только для очень больших чисел Фруда:


где υ — скорость движения, м/сек;


bпл — ширина плиты, м;
g = 9,81 м/сек2.

Реальные катера имеют совершенно определенный размах и движутся с конечными скоростями. Поэтому в формулы для расчета усилий на плите необходимо ввести поправку k(Frb; λ) на конечность числа Фруда и конечность размаха [2]:



Информация об изображенииРис. 7. Экспериментальная зависимость шарнирного момента на плите
Рис. 7. Экспериментальная зависимость шарнирного момента на плите
 
где k(Frb; λ) — поправка, определяемая по графику (рис. 6) в зависимости от числа Фруда и удлинения транцевой плиты:


где lпл — длина, а bпл — ширина плиты, м.

На рис. 7 показаны результаты измерений шарнирного момента на управляемой транцевой плите, установленной на модели глиссера, испытывавшейся в опытовом бассейне. Точками на графике нанесены значения момента, рассчитанные для соответствующих сочетаний угла перекладки, дифферента и относительной смоченной длины по формуле (5) с использованием графика (рис. 4). Расхождение найденных теоретически значений шарнирного момента с замеренными экспериментально не превышает 15%, что может считаться вполне удовлетворительным и позволяет с достаточной уверенностью использовать приведенные в статье формулы и графики для оценки гидродинамических характеристик управляемых транцевых плит.

Литература


  • 1. Павленко А. С.. Соловей С. Б., К расчету сил, действующих на ломаную глиссирующую пластину, Труды НТО СП, вып. 168, 1971.
  • 2. Эпштейн Л. А., Методы теории подобия и размерности в гидромеханике судна, «Судостроение», 1970.


Понравилась ли вам эта статья?
+7

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Подводные крылья для мореходных катеров
Нормирование остойчивости и высоты борта прогулочных судов
Обустройство домашней литейной мастерской
Схемы жестких разборных секционных байдарок
Расчет днищевых холодильников катерных двигателей
Исходные материалы для изготовления пластмассовых лодок
Защита стеклотканью корпусов малых спортивно-туристских судов
Критерии оценки остойчивости яхт
Диаграмма определения сопротивления лодок с мотором «Вихрь»
Аэродинамика быстроходных катеров по материалам книги Ренато Леви
Модельные испытания новой мотолодки «Казанка»
Фланцевые соединения разборных лодок
Особенности ухода за синтетическими парусами
Развитие идеи надежной непотопляемой лодки
Некоторые конструкции самодельных крейсерских яхточек

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Расчет характеристик управляемых транцевых плит

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Оптимальный гребной винт для мотора и лодки
Обзор мотолодок из новых современных материалов
Весенний ремонт дюралевого корпуса лодки
Основные виды ремонта пластмассовых корпусов лодок
Что нужно знать о красках для корпусов лодок
Гребные винты из стеклопластика
Одно- и двухместные суда на воздушной подушке
Третий вариант правил IOR обмера крейсерско-гоночных яхт
Гидродинамическое качество катера с килеватыми обводами
Копии знаменитых парусников — стилизация или рациональность
Роллеркрафт — амфибийное транспортное средство
Гребные и моторные лодки из термопласта АБС
Перспективы судов на подводных крыльях
Какой быть одноместной туристической байдарке?
Гребные винты уменьшенного шага для «Вихря»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 39 + 48 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории