Нашим читателям, безусловно, будет полезна посвященная особенностям эксплуатации синтетических парусов статья из американского ежегодника «Sailboat Direktory — 1969». Автор — президент Института исследований по парусному спорту — подробно рассматривает действие каждого из факторов, влияющих на качество парусов.
Перетирание
В отличие от обычной парусины, синтетическая ткань — материал твердый и поэтому более подверженный перетиранию при механических воздействиях. Швы, в частности, представляют наиболее уязвимую часть. Швы на дакроне или лавсане, если они не обметаны более мягкой ниткой, надо располагать с той стороны паруса, где они меньше будут обо что-либо тереться.
Своевременное обнаружение одного или двух стежков, которые перетерлись, позволит предотвратить быстрый роспуск всего шва. В качестве временного средства в таких случаях хорошие результаты дает закрепление поврежденного участка шва при помощи клейкой ленты.
Естественно, что повреждение паруса возможно прежде всего там, где он чего-либо касается. На гроте перетирание возникает на тех участках, которыми он ложится на подветренные ванты и бакштаги, а также на задней шкаторине в районе гика-топенанта.
Трение о ванты на полных курсах можно предотвратить с помощью оттяжки гика. Подветренный бакштаг на длинных галсах нужно выбирать вперед и закреплять так, чтобы он не мешал гроту. Так же следует выбирать и излишнюю слабину топенанта; в отдельных случаях можно оттянуть его к ахтерштагу резиновым стропом.
Следите за лат-карманами, особенно за задней шкаториной у входа в карман и за его передним концом, где лата может протереть и прорвать ткань. Латы должны свободно входить в карман, быть короче его на 10—15 мм и сужаться к переднему концу. Деревянные латы должны быть защищены от действия влаги и разбухания покрытием лаком; их надо обмотать лентой по всей длине для предотвращения расщепления. Никогда не следует оставлять латы в карманах при уборке паруса.
Могут порваться нитки, крепящие ползуны к передней и нижней шкаторинам. Пришивая их вновь, необходимо следить, чтобы они оказались на том же расстоянии от соответствующего лик-троса, что и остальные ползуны; иначе из-за неравномерного растяжения шкаторины будет неизбежным и искажение формы паруса. Самый верхний ползун (у фаловой дощечки) следует закреплять проволокой.
У стакселей, особенно генуэзских, чаще всего повреждаются шкотовый угол и задняя шкаторина, которыми парус при каждой смене галса цепляется за краспицы, ванты, утки, лебедки и т. п. Нижняя шкаторина может быть повреждена леерным ограждением. Рекомендуется поочередно поставить все стакселя один за другим, отметить на них опасные места и усилить эти участки нашивкой бантов. Кроме того, надо, надеть на внешние концы краспиц предохранительные вращающиеся шайбы, а на ванты — полиэтиленовые трубки. Особенно тщательно следует осматривать крепления нижних карабинов стакселей и, в частности, генуи.
У спинакера быстрее всего изнашиваются нижняя шкаторина и углы, задевающие штаг. Если блок спинакер-фала имеет вертлюг, будет истираться и фаловый угол спинакера.
Хлопанье и полоскание паруса
Как ни велика прочность синтетической ткани, она не в состоянии долго выдерживать динамические нагрузки, которым подвергается хлопающий парус. Износ паруса заключается в том, что портится его поверхность, лопаются или перетираются швы, разрушается связь между утком и основой ткани, парус теряет форму.
Следует пояснить, что парусная синтетическая ткань для уменьшения пористости пропитывается смоляным заполнителем, а затем подвергается каландрованию — прокатывается между двумя нагретыми валиками; в результате нити основы и утка оплавляются и свариваются между собой, уменьшая склонность ткани к вытягиванию, ткань делается более плотной, а ее поверхность гладкой и глянцевой. Заполнитель с течением времени становится хрупким и склонным к растрескиванию. Если внимательно осмотреть бывший в употреблении дакроновый парус, можно увидеть тысячи мелких трещин. Естественно, что это старение парусины, происходящее тем быстрее, чем хуже обращаются с парусом, портит поверхность его и снижает эффективность. Поэтому, например, на стоянке в свежий ветер нужно избегать бесполезного полоскания парусов и убирать их.
Складки и морщины
Морщины образуются при неправильных уборке, укладке, креплении (например, спущенного грота к гику) и хранении парусов. Они не только портят внешний вид паруса, но и ухудшают его аэродинамические качества.
Измятый парус нужно намочить и затем свободно подвесить за переднюю шкаторину. Ни в коем случае нельзя подвешивать парус за заднюю шкаторину, иначе он деформируется!
Морщины, которые остаются после такой обработки, можно удалить глажением, однако утюг нельзя нагревать выше 70° С.
Влажность, грязь и плесень
Несмотря на специальную обработку, поверхность ткани все же имеет какие-то неровности, в которых скапливаются влага, грязь и разнородные частицы, взвешенные в воздухе. Это — мельчайшие очаги возникновения и развития плесени. Плесень не поражает синтетическую ткань и не уменьшает ее прочность, однако оставляет пятна, которые удаляются с трудом.
В лат-карманах, очевидно, влага задерживается дольше, чем в любом другом месте паруса. Именно по влажности лат-карманов можно судить о том. достаточно ли высох парус и можно ли его убрать на хранение.
Чтобы паруса не пачкались, необходимо следить за чистотой рангоута и такелажа; палубу рекомендуется мыть по возможности перед каждой работой с парусами.
Морская соль
Слой соли, который остается на парусах после высыхания морской воды, впитывает влагу из воздуха и делает паруса сырыми, жесткими и тяжелыми. При каждой возможности споласкивайте паруса пресной водой.
Постановка парусов
Синтетические ткани не так эластичны, как парусина, и уже поэтому лучше держат заданную форму. В отличие от обычных парусов, паруса из синтетических тканей не нуждаются в выхаживании; достаточно их поставить, набить до марки, и можно отправляться в плавание. Но, с другой стороны, синтетическая ткань не только не скрадывает ошибки, допущенные при пошиве, но иногда их даже усиливает.
Напомним, что ткань вытягивается меньше по утку, чем по основе. Тому есть две причины. Во-первых, нити основы, как бы огибающие прямолинейные нити утка, имеют большую длину, приходящуюся на единицу длины ткани, и, следовательно, при той же нагрузке вытягиваются больше, чем нити утка. Во-вторых, при растяжении нити основы стремятся распрямиться, тогда как нити утки могут только растягиваться. Наибольшие же деформации ткань претерпевает, если ее растягивать по диагонали, в чем каждый может легко убедиться, растягивая руками носовой платок.
Зная эти свойства ткани, парусный мастер раскраивает парус таким образом, чтобы обеспечить максимальную стабильность формы паруса при условии правильного его использования. Неграмотное же несение паруса, когда рабочие нагрузки будут действовать не в расчетных направлениях, а по диагонали, в короткий срок приведет их в негодность. Например, типичными ошибками являются слишком тугое натяжение одной из шкаторин — задней или нижней, неправильная регулировка направления тяги стаксель-шкотов.
При постановке грота и бизани нужно иметь в виду следующее. Если блок фала слишком утоплен, фал будет притягивать фаловую дощечку к мачте, а это испортит верхнюю часть паруса.
Карабины стакселей должны, быть пришиты таким образом, чтобы передняя шкаторина паруса была параллельна штагу и не деформировалась.
При подъеме грота нельзя допускать, чтобы гик висел на парусе. Гик нужно подвесить на топенанте либо поставить на сектор или стойку.
Спуск парусов
После того как грота-фал отдан, парус должен пойти вниз под действием собственного веса. Ни в коем случае нельзя тянуть его за заднюю шкаторину! Если парус застрял, нужно, подергивая попеременно за фал и переднюю шкаторину, осторожно спустить его и сразу же выяснить причину заедания. Чтобы этого не случалось, следите за состоянием ликпаза или рельса.
Как только парус будет спущен, ослабьте натяжение нижней шкаторины; это нужно для сохранения ее упругости.
Если парус остается закрепленным на гике, очень важно закрыть его чехлом от действия солнца, пыли, грязи и т. п. Если латы при этом не вынимаются, их нужно расположить вдоль гика.
Укладка и хранение парусов
Паруса должны храниться чистыми, сухими и минимально измятыми.
Грот складывается гармошкой так, чтобы линии сгибов были параллельны нижней шкаторине, а затем скатывается в рулон от передней шкаторины к шкотовому углу. При этом рекомендуется следить, чтобы перегибы паруса не приходились всегда на одно и то же место. Во всех случаях следует избегать вертикальных перегибов, так как они сильнее портят аэродинамику паруса, чем горизонтальные.
Перед укладкой паруса в кису нужно убедиться, что парус сухой, а киса (как и парусная кладовая в целом) достаточно просторна. При хранении парусов на судне следует выбирать сухое и хорошо вентилируемое место.
Стакселя складывают так, чтобы линии сгиба были перпендикулярны передней шкаторине, а затем скатывают от галсового угла к шкотовому. Зачастую, меняя стакселя и спинакеры на ходу яхты (во время гонки), их убирают в кисы кое-как, а вернувшись на базу, забывают вынуть для просушки и укладки по всем правилам. Ясно, что это грубейшее нарушение правил хорошей морской практики. В обращении с легкими парусами, которые мнутся сильнее, чем более плотные основные, нужна особая осторожность.
По окончании сезона все синтетические паруса тщательно моют, сушат, скатывают и убирают на зимнее хранение в чистое, сухое и хорошо вентилируемое помещение.
Чистка парусов
Небольшие паруса площадью не более 12 м2 стирают мылом и щеткой в ванне с горячей (насколько могут вытерпеть руки) водой. Если парус слишком , велик для этого, его следует расстелить на чистом цементном полу и мыть при помощи швабры, после чего обязательно надо сполоснуть парус чистой водой.
Пораженный плесенью участок тщательно выскребают жесткой щеткой, а затем погружают часа на два в холодный 1%-ный водный раствор хлорной извести. Далее это место простирывается и прополаскивается водой. В случае надобности процедуру повторяют.
Грязные и масляные пятна обрабатывают трихлорэтиленом. Металлические частицы, содержащиеся обычно в масле, или ржавчину удаляют обработкой пятен теплым раствором соляной кислоты, который приготовляется из расчета 2 части концентрированной кислоты на 100 частей воды. Далее, как обычно, следуют стирка и полосканье.
Пятна лака снимают сначала трихлорэтиленом, а затем смесью ацетона с амилацетатом в отношении 1:1.