Предоставляем слово сторонникам другой схемы — с применением фланцев. Этот вариант дает широкую возможность маневра при разбивке корпуса на секции (особенно показательна в этом отношении схема «Лангусты»), но усложняет герметизацию соединений и сами сборку байдарки. Москвич В. Строгонов пишет о болтовом соединении — простом, но все-таки мало практичном, а также упоминает вариант со стягиванием фланцев капроновым шнуром, который представляется недостаточно надежным. В. Пашкевич из Новосибирска применил эксцентриковые зажимы, подходящие для самых маленьких лодок-челноков.
В нашем ВИСТИ (Всесоюзный институт по спортивным и туристским изделиям) в течение ряда лет проводятся работы по созданию надежной и простой разборной байдарки из стеклопластика. Результатами мы пока недовольны: велики габариты упаковки, испытываемые байдарки имеют излишнюю толщину корпуса и потому тяжелы. В то же время удалось накопить некоторый опыт проектирования и постройки подобных конструкций.
Основная сложность проектирования разборного секционного судна заключается в том, что с помощью минимального числа разъемов корпуса нужно получить приемлемые габариты упаковки, допускающие транспортировку любыми видами городского транспорта.
На наш взгляд, наиболее перспективна схема со стыкованием смежных секций на фланцах, стягиваемых болтами с гайками-барашками. Опытом установлено, что шаг болтов при этом не должен превышать 80—100 мм. Герметичность обеспечивается прокладкой из пористой резины по всему периметру фланцев, играющих одновременно и роль элементов жесткости, т. е. набора корпуса. Применение такой конструкции соединений позволяет отказаться от установки жестких концевых переборок, а в нужных случаях прибегать к введению не только поперечных, но и продольных разъемов (в ДП, по линии соединения борта и деки и т. п.).
Предлагаю вниманию читателей три конкретные схемы жестких разборных байдарок.
«Экстра-Прима»
Эта лодка отличается от своей «прародительницы» — известной «Примы» только тем, что прорезиненная ткань оболочки заменяется пятью безнаборными стеклопластиковыми секциями корпуса. Сохраняются без всяких изменений дека, фальшборты, руль, сиденья и спинки. Скобы для фиксации положения фальшбортов снимаются со шпангоутов и закрепляются на трех съемных дюралевых бимсах. Разъема по ДП в данном случае мы не делали. Размеры секций выбраны с таким расчетом, чтобы кормовая входила в носовую, Г — в Б и затем в В. Габариты упаковочного места 920X760X250 мм. Вес 25 кг.
Несколько слов о технологии. В качестве болвана мы использовали собранную байдарку «Прима» с туго натянутой оболочкой (с целью увеличения натяжения в шарнир кильсона была вставлена пластинка толщиной 3—5 мм). Готовый стеклопластиковый корпус разрезали на пять секций и в каждую из них вклеили фланцы по краям. К секциям А, В и Д брезентовая дека приклеена (места приклейки усилены приклепанными полосами из легкого сплава), а к остальным двум крепится при сборке байдарки такими же полосками и винтами с гайками-барашками.
Секции второй байдарки формовались уже с фланцами, прямо по секциям первой, причем мы имели возможность избавиться от продольных выступов в районе стрингеров «Примы», сглаживая обводы нанесением на «болван» алебастра.
Важнейшие преимущества «Экстра-Примы» перед старой «Примой» — надежность, долговечность и прочность, простота сборки-разборки. Ясно, что подобным же способом можно получить секционную стеклопластиковую байдарку на базе любой другой разборной лодки с мягкой обшивкой.
«Лангуста»
Это каноэ не отличается высокими гидродинамическими качествами, но имеет ряд эксплуатационных преимуществ перед байдаркой, в частности — повышенную грузоподъемность и простоту укладки груза (благодаря отсутствию деки). Габариты упаковки 1350X500X300, т. е. гораздо меньше, чем у двух тюков с «Салютом-5,4». Корпус собирается из восьми секций и раскрепляется фальшбортами с волнорезом и съемными бимсами-спинками. Возможно использование «Лангусты» в 1-, 2- и 4-местном варианте, а также под мотором (при замене кормовых секций 2 переборкой-транцем с соответствующими подкреплениями и вырезом).
Благодаря введению продольного разреза и тщательной отработке размеров на масштабном макете укладка секций выполняется без всяких осложнений: сначала секции 1—2, 3—4, 5—6 складываются попарно, затем пара 3—4 совмещается с парой 5—6, а две пары 1—2 приставляются с боков.
Нос и корма «Лангусты» симметричны, поэтому требуется изготовить всего два болвана. Для выклеивания двух кормовых и двух носовых секций (1 и 2) болван был сделан из пенопласта, а для четырех средних, имеющих одинаковое поперечное сечение (обводы по шпангоутам неизменны), — из прямоугольного листа фанеры и двух торцевых переборок. К обоим болванам были сделаны удлиняющие приставки, позволяющие изменять длину секций на 50 мм в соответствии со схемой.
Фальшборты по краю кокпита изготовлены из дюралюминиевого швеллера; крепятся они так же, как волнорез и бимсы — спинки сидений, болтами с гайками-барашками.
«Боливар»
Эту одноместную 3,6-метровую байдарку туристско-слаломного типа можно использовать и как двухместную, если по бортам укрепить надувные баллоны. Корпус имеет два поперечных разъема, но, кроме того, средняя секция имеет фланцевый разъем по днищу в ДП. Корпус 3 и жесткая дека 4 кормовой части сделаны в виде отдельных секций, при сборке склеиваемых между собой широкой резиновой полосой. Такая схема разбивки на секции позволяет вставлять носовую секцию в кормовую. Размеры упаковочного места 1220X650X400 при весе около 12,5 кг.
Как показали первые плавания «Боливара» на Плещеевом озере, кормовой отсек желательно герметизировать полностью с помощью мягкой (резиновой) переборки, а для доступа в него в палубе-деке прорезать люк. Был проверен и вариант затяжки фланцев при помощи капронового шнура: водонепроницаемость соединений обеспечивается при расстоянии между отверстиями не более 40—60 мм (в зависимости от жесткости фланца). В настоящее время (лето 1971 г.) несколько «Боливаров» испытываются в сложном походе по рекам Архангельской области.