В течение многих лет у нас выпускались только двух- и трехместная модели разборной байдарки «Салют» (изготовлено их несколько десятков тысяч). Естественно, что они получили широкое распространение и эксплуатируются в самых разных условиях, в том числе на туристских маршрутах такой сложности, на которую вряд ли рассчитывали конструкторы лодки.
«Салют-4,7» и «-5,2» заслужили репутацию надежных и вместительных туристских судов, но в то же время не свободны от ряда недостатков, о которых за последние годы говорилось и писалось немало. Обводы их с приполненной носовой частью не обеспечивают легкости хода и необходимой в сложных условиях высокой маневренности. Сборка-разборка довольно сложна и занимает много времени, в то же время узлы соединений каркаса часто выходят из строя, а деревянные фальшборты и кильсоны недостаточно прочны. Оболочка тяжела и недолговечна; в комплекте нет ни фартука, ни таких совершенно необходимых средств обеспечения непотопляемости, как надувные емкости.
Стало очевидно, что пора приступать к выпуску новых байдарок. В частности (об этом хорошо знают читатели сборника) был поднят вопрос о создании одноместной байдарки. Наша промышленность до сих пор не выпускала таких лодок, однако изучение зарубежной- практики водного туризма, а также многочисленные публикации на страницах туристской литературы говорили о том, что одноместная байдарка найдет приверженцев и будет пользоваться спросом.
В Центральной лаборатории новых видов спасательной техники ОСВОД РСФСР по договору с Московским машиностроительным заводом «Салют» была разработана и испытана одноместная каркасная туристская байдарка «Таймень-1», о которой рассказывает в сборнике ее конструктор В. А. Строгонов. Дополним его заметку некоторыми подробностями.
Была поставлена задача создания легкой на ходу, маневренной и мореходной (имеется в виду прохождение валов на порогах) байдарки для дальних автономных плаваний по рекам высоких категорий сложности с обеспечением всех мер безопасности на воде. Отметим, что найти достаточно близкий прототип так и не удалось.
Теоретический чертеж разрабатывался с учетом возросших требований туристов-водников. Для улучшения маневренных качеств штевни были плавно «подрезаны», наибольшая ширина смещена в корму от миделя на 8%. Специально увеличен подъем деки в районе мидельвейсов. Развал шпангоутов и полнота носовой части выбраны оптимальными с точки зрения всхожести на волну. В то же время без особого ущерба для ходовых качеств обводы с учетом пожеланий производственников удалось несколько упростить: практически носовые и кормовые обводы сделаны одинаковыми.
Окончательному выбору обводов корпуса предшествовали гидродинамические испытания трех вариантов лодки в гидроканале ЦАГИ.
Длина байдарки была выбрана исходя из установленного опытом минимума, обеспечивающего безопасное преодоление стоячих волн на порогах горных рек. Первоначально ширина байдарки составляла 0,7 м по миделю, однако испытания показали, что при этом остойчивость байдарки без груза (с одним гребцом) для малоопытных туристов недостаточна. Ширина была увеличена до 0,75 м. В окончательном виде «Таймень-1» имеет повышенную, по сравнению с аналогами, остойчивость: при крене 10° восстанавливающий момент равен 3 кгм, при 15° — около 5 кгм.
Запас плавучести байдарки при полной нагрузке — не менее 135 кг.
Конструкция «Тайменя-1» избавлена от некоторых недостатков, свойственных «Салюту». Упрощены и сделаны более надежными соединения узлов каркаса, улучшены и существенно облегчены носовая и кормовая оковки, усовершенствовано рулевое управление. Однако по не зависящим от конструкторов обстоятельствам оболочку «Тайменя» пришлось делать из той же не отвечающей современным требованиям ткани М-72, что и на «Салютах». Ткань тяжела (весит 1600 г/м2), подвержена истиранию, недостаточно прочна. Вес оболочки, пошитой из нее, составляет до 50% (а иногда и выше) веса всей лодки. Авизент, применяемый для изготовления деки, ухудшает товарный вид байдарки; эта ткань серо-зеленого цвета быстро выгорает. В дальнейшем планируется перейти на армированные полимерные пленки, отличающиеся прочностью и яркими расцветками. Сиденье будет делаться из стеклопластика.
Создание одноместной байдарки, естественно, еще не решает всех проблем водного туризма. Настоятельно требуются и современные двух- и трехместные байдарки, более легкие, маневренные и безопасные, чем уже несколько устаревшие «Салюты».
В 1975 г. между ЦЛСТ и ММЗ «Салют» был заключен новый договор на проектирование байдарок «Таймень-2» и «Таймень-3», которые в будущем должны прийти на смену «Салютам».
При разработке технического задания на проектирование проводились консультации как с заказчиком, так и с технической комиссией при ЦС по туризму и экскурсиям. Пользуясь случаем, приносим искреннюю благодарность председателю этой комиссии тов. Филатову и члену бюро водной секции ЦС тов. Коробкову за ценные деловые советы. Готовые проекты «Тайменя-2» и «-3» были вынесены на обсуждение и получили полное одобрение бюро водной секции ЦС по туризму и экскурсиям.
Обе лодки спроектированы как современные и более спортивные, чем «Салюты», байдарки, предназначенные для автономного плавания в сложных условиях. Новые байдарки длиннее соответствующих им «Салютов», относительно уже (отношение длины к ширине 6,16 и 6,64) и выше их.
Размерения варианта «Тайменя-2» — 5,0(по КВЛ — 4,88)Х0,85(0,80)X0,27 м; «Тайменя-3» — 5,7(5,58)X0,88(0,84)X0,27; водоизмещение при осадке 150 мм около 250 и 370 кг соответственно. Килевая линия в оконечностях приподнята и плавно переходит в очертания штевней. Кокпиты значительно просторнее, чем на «Салютах», — больше по длине и закрываются фартуком.
Особое внимание, как и в проекте «Тайменя-1», обращено на обеспечение безопасности плавания.
В последнее время выявился интерес байдарочников к применению парусов. Возникла необходимость разработки типового парусного вооружения для байдарок. Такая работа также ведется в нашей лаборатории. Что же касается новых «Тайменей», то можно с уверенностью сказать, что под парусами они будут идти лучше «Салютов».
Летом 1976 г. начались заводские и межведомственные испытания обеих новых моделей а первые «Таймени-1» уже вышли на туристские маршруты. В процессе их эксплуатации в разных районах нашей страны могут выявиться те или иные слабые стороны конструкции. ЦЛСТ с благодарностью примет любые замечания и пожелания.