По просьбе читателей, заинтересовавшихся этими экспериментами, печатаем краткую информацию об аппарате «ЭСКА-1», подготовленную его авторами.
В ЦЛСТ был разработан, построен и прошел испытания экранолет «ЭСКА-1» — экранолетный спасательный катер-амфибия. Этот аппарат проектировался как перспективное спасательное средство для оказания экстренной помощи терпящим бедствие на относительно большом — до 150 км — расстоянии от береговой спасательной станции.
Вариант экранолета позволял, по идее авторов, сделать спасательный катер с воздушным винтом, во-первых, более быстроходным, а во-вторых, более универсальным — амфибийным — спасательным средством. Такой катер мог бы не только преодолевать мелководье, пороги, песчаные косы и другие препятствия, ограничивающие применение обычных малых судов, но при необходимости — набирать высоту до 40—50 м и двигаться по прямой через береговые строения, лес и т. п. Имелось в виду, что экранолет, приспособленный для посадки не только на воду, но и на снег или лед, сможет обеспечить оказание помощи и зимой, и ранней весной, и осенью — в период ледостава. Такой скоростной и в то же время более экономичный, чем вертолеты, экранолет-амфибия мог быть использован в качестве патрульного, связного, санитарного, транспортного средства во многих прибрежных зонах, а также в условиях бездорожья в болотистых районах, на Крайнем Севере, в степях и т. д.
Проектирование «ЭСКА-1» было начато в ноябре 1972 г., к изготовлению его приступили в феврале 1973 г., а уже 29 августа того же года А. В. Гремяцкий — талантливый инженер, который был главным конструктором проекта, совершил первый полет над Клязьминским водохранилищем. Им были опробованы все режимы работы экранолета: глиссирование, полет над экраном, свободный полет на высоте более 2 м. Эти первые полеты А. В. Гремяцкого, который не имел тогда специальной летной подготовки, наглядно продемонстрировали простоту управления аппаратом.
Известный конструктор и историк авиации В. Б. Шавров оказал создателям «ЭСКА-1» большую помощь, начиная с решения многих сложных вопросов на стадии эскизного проектирования и кончая организацией испытаний, на которых он, кстати сказать, иногда присутствовал.
Двухместный экранолет «ЭСКА-1» показал хорошие скоростные качества, устойчивость и управляемость, значительную грузоподъемность: весовая отдача аппарата, т. е. отношение полезной нагрузки к полетному весу, составляет около 50%.
Экранолет выполнен по самолетной схеме с глиссирующим корпусом-лодкой, треугольным в плане крылом и развитым Т-образным хвостовым оперением, усиленным подкосами и расчалками. Все конструкции выполнены из дерева. Крыло, имеющее два лонжерона и девять нервюр, обшито полотном, а по кромкам усилено миллиметровой фанерой.
Хотя первый построенный экранолет, естественно, еще далек от совершенства, полученные результаты обнадеживают. Простота конструкции с использованием серийного мотоциклетного двигателя «М-63» (макс. мощность 32 л, с. при 5500 об/мин; расход топлива 8,9 кг/ч) дает основание считать в принципе возможным создание на базе «ЭСКА-1» недорогого и надежного аппарата с достаточно высокими эксплуатационными показателями.
Технические данные экранолета «ЭСКА-1»
Размеры. Размах крыла — 6,9 м, площадь крыла — 13,85 м2, площадь горизонтального оперения — 3 м2. Длина аппарата — 7,55 м; высота (стояночная) — 2,5 м.
Весовые данные. Полный полетный вес (макс.) — 450 кг. Полезная нагрузка — 220 кг. Весовая отдача — 48,9%.
Летные данные. Скорость максимальная в режиме экранного полета с полной нагрузкой — 122 км/ч, крейсерская скорость — 110 км/ч. Взлетная дистанция с воды — 100 м, со снега — 80 м. Длина пробега при посадке на воду — 40 м, на снег — 60 м. Высота полета в режиме экрана — 0,3—1,5 м. Максимальная высота полета при преодолении препятствий (с 50%-ной нагрузкой) — 50 м. Дальность полета с полным запасом топлива — 300 км. Аэродинамическое качество — 25.