В прошлую навигацию у причальных стенок наших спасательных станций появились первые катера «Чибис», специально спроектированные и оборудованные для оказания помощи терпящим бедствие на воде. Проект этого судна создавался специалистами ЦКБ «Восток» в тесном контакте со спасательной службой Ленинграда, руководимой Б. О. Найманом.
— Катер получился удачным, — сказал нам в беседе Борис Оттович,— скоростным, что очень важно, так как на все сборы и поиск пострадавшего нам по нормам отводится не более 6 минут, маневренным, удобным для оперативной работы дежурной смены. Специфика работы спасателей требует одновременно и просторного кокпита, размещения большого количества специального оборудования. Благодаря отсутствию внутренней зашивки бортов удалось большую часть этого оборудования разместить вдоль них.
Немного необычным для водителей спасательных катеров оказалось дистанционное управление реверсом и газом обычного лодочного типа — под левую руку, но это дело привычки. В будущем придется сделать доску для пострадавшего убирающейся на уровне пайола или вообще отказаться от нее, чтобы кокпит освободить для работы команды. Опыт показывает, что практически действенную врачебную помощь всегда оказывают уже на берегу, поскольку многие специальные медицинские приборы для реанимации не приспособлены для работы на волнении.
И еще одно пожелание — обязательно оборудовать «Чибисы» дополнительно громкоговорящей связью. Это просто необходимо при патрулировании вдоль пляжей.
По площади акватории, на которой несется спасательная служба, ленинградский участок занимает одно из первых мест в стране. На этом участке расположена 31 водная спасательная станция. На большинстве из них эксплуатируются мало приспособленные для оказания помощи на воде деревянные разъездные катера 370-го и 377-го проектов.
На некоторых станциях можно встретить под флагом спасательной службы даже самые обычные прогулочные мотолодки или потребительские катера типа «Амур-М». Ясно, что такие спасательные суда малоэффективны.
В прошедшую навигацию первые четыре «Чибиса» уже несли вахту на ленинградской воде. В этом году их будет шесть. В течение пятилетки планируется довести общее число новых спасательных катеров до 25. Они будут закреплены за станциями, которые контролируют наиболее оживленные районы акваторий.
В заключение следует сказать, что Сосновский судостроительный завод приступил к серийному производству спасательных катеров «Чибис». В будущем планируется выпуск и его модификации — разъездного катера на базе того же корпуса.
Основные данные катера
Длина наибольшая, м | 7,0 |
Ширина наибольшая, м | 2,2 |
Высота борта на миделе, м | 1,0 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 0,3 |
Водоизмещение наибольшее (со спасенным), т | 2,3 |
Максимальная скорость хода при полном водоизмещении, км/ч | 43 |
Автономность плавания, ч | 2,8 |
Количество мест для: | |
команды | 1 |
дежурной смены | 4 |
спасенного | 1 |
Мощность двигателя, кВт/л. с. | |
номинальная | 66/90 |
максимальная | 74/100 |
С каждым годом все большее число жителей нашей страны проводит свой отдых на воде и у воды. К сожалению, спасательная служба страны, призванная оказывать быструю и квалифицированную спасательную и медицинскую помощь, до сих пор не имела своего специализированного катера.
В настоящее время для этой целя используются служебно-разъездные и прогулочные катера проектов «ЛМ4-87М», «ЛМ4-8МК», «370М», «370У», «КС-20», «Амур-М», «Волга» и даже прогулочные мотолодки.
Оказание квалифицированной помощи на этих судах затруднено по следующим причинам:
- большинство катеров имеет недостаточную скорость полного хода — 18—25 км/ч;
- традиционная планировка не позволяет удобно разместить ни спасательное и медицинское снаряжение, ни дежурную смену из пяти человек (водитель-моторист, три матроса-аквалангиста и медицинский работник), ни самих пострадавших;
- оборудование на катерах и его расположение неудобны для оказания первой медицинской помощи спасенному, особенно для проведения первичной реанимации; подавляющее большинство катеров не имеет встроенных медицинских «досок», на которые должен быть уложен спасенный для оказания ему медицинской помощи;
- многообразие типов катеров, используемых в качестве спасательных, удорожает стоимость их эксплуатации, требует большого количества запасных частей и материалов для их ремонта, причем срок службы деревянных катеров до полного списания составляет всего пять-шесть лет.
В августе 1978 г. был принят опытный образец первого отечественного малого спасательного катера «Чибис», проект которого разработан специалистами филиала ЦКБ «Восток» по техническому заданию спасательных служб министерств жилищно-коммунального хозяйства УССР и РСФСР.
По замыслу конструкторов, катер предназначен не только для оказания помощи терпящим бедствие на воде, но и несения патрульно-спасательной службы в зонах действия спасательных станций.
Катер «Чибис» построен под надзором и по Правилам Речного Регистра РСФСР для судов класса «Р», которым разрешается плавание в бассейнах разряда «О» с ограничением по погодным условиям. «Чибис» может эксплуатироваться и в прибрежных морских районах.
Обводы катера выбраны остроскулыми с наклонными форштевнем и транцем. Конструкция корпуса выполнена сварной из алюминиево-магниевого сплава с поперечной системой набора корпуса. Компоновка сделана традиционной — двумя переборками судно разделено на моторный отсек, кокпит и носовой отсек, в случае затопления которого катер остается на плаву.
При разработке проекта большое внимание было уделено расположению кокпита и моторного отсека. Размеры кокпита выбраны такими, чтобы были обеспечены нормальные условия как при подготовке и проведении спасательной операции, так и при оказании медицинской помощи, включая реанимацию. Для этой цели в кокпите установлен рундук с медицинской доской и откидное сиденье для медработника, около которого размещена медаппаратура и аптечка. Для остальных членов дежурной смены предусмотрены четыре сиденья.
За кормовыми сиденьями хранятся два акваланга для матросов-спасателей, а в рундуке — гидрокомбинезоны и другое легководолазное снаряжение. Такое размещение позволяет аквалангистам еще на пути к пострадавшему быстро надеть гидрокомбинезоны, акваланги и быть готовыми к спасению людей до подхода катера к месту бедствия.
В кокпите также размещены два якоря с концами, складной трап, аварийно-спасательное и шкиперское снабжение, два огнетушителя и ручной осушительный насос.
Кокпит оборудован пультом управления с рулевой машинкой, рукоятками управления реверсом и оборотами двигателя, средствами внешней связи (УКВ-радиостанция, электромегафон, сигнальные фигуры, ракеты и флаги) и съемным тентом.
В носовой части кокпита установлен ветрозащитный козырек, центральная стойка которого является основанием откидной мачты. В кормовой части под сиденьями размещены топливные цистерны.
В качестве двигателя выбран бензиновый двигатель марки М8ЧСПУ100-1.
Габариты моторного отсека обеспечивают свободный доступ к двигателю, его системам, аккумуляторной батарее и электрооборудованию.
Моторный отсек закрывается откидной крышкой с фиксатором. Кроме двигателя с агрегатами здесь размещены аккумуляторная батарея, электрооборудование, противопожарная кошма в футляре, рулевое устройство, звуковой сигнал, запасной румпель и сумка с инструментом и запчастями.
Вентиляция моторного отсека осуществляется естественным путем через вентиляционные решетки.
Рулевое устройство состоит из рулевой машинки, штуртросов и руля с баллером. Максимальный угол перекладки руля 35°.
На палубе катера, стойках ветрозащитного козырька и на мачте установлены сигнально-отличительные огни.
В носовой и кормовой частях палубы установлены рым-утки для швартовки катера, которые одновременно служат и для его подъема из воды.
По бортам катера навешен спасательный леер и нанесена надпись «Спасательный». Корпус окрашен в хорошо заметный на воде оранжевый цвет, а в носу на палубе нанесена эмблема спасательной службы. Срок службы катера рассчитан на 15 лет.
Опытный образец катера прошел всесторонние заводские и государственные испытания и по их результатам был рекомендован для эксплуатации спасательным службам страны.
С 1979 г. освоена серийная постройка катеров «Чибис», они уже начали свою службу на спасательных станциях.
В 1980 г. опытный образец катера экспонировался на ВДНХ в павильоне «Судостроение» и был отмечен серебряной и бронзовыми медалями. В 1981 г. группе разработчиков катера выдано авторское свидетельство на промышленный образец катера.