Создание парусника было вызвано необходимостью иметь в помощь основному судейскому судну еще одно судно, достаточно большое, с малой осадкой, оснащенное всем необходимым для помощи яхтам в непредвиденных ситуациях. Наиболее подходящим для такой цели, по мнению членов клуба, могла стать двухмачтовая парусно-моторная яхта с балластом внутри корпуса и низко расположенной парусностью. Многолетний опыт киевлян в использовании армоцемента для строительства крупных яхт само собой определил строительный материал и одну из технологических схем постройки — килем вверх.
Основные данные армоцементной парусно-моторной яхты «Фемида»
Длина наибольшая, м | 12,2 |
Длина по КВЛ, м | 9,6 |
Ширина наибольшая, м | 4,1 |
Ширина по КВЛ, м | 3,56 |
Высота борта, м: | |
в носу | 2,8 |
на миделе | 2,48 |
в корме | 2,55 |
Осадка, м | 1,4 |
Водоизмещение, т | 12,8 |
Масса балласта, % водоизм. | 20,0 |
Мощность двигателя, л. с. | 20 |
Площадь парусов, м2 | 96,3 |
Запас топлива, кг | 150 |
Запас пресной воды, кг | 300 |
Высота грот-мачты над КВЛ, м | 12,3 |
Высота грот-мачты с топселем, м | 14,8 |
Высота бизань-мачты, м | 7,0 |
Количество спальных мест | 12 |
Подходящего проекта не оказалось, и нам представился заманчивый случай спроектировать большую армоцементную яхту и сразу же ее построить. Это можно рассматривать как экзамен на техническую зрелость клуба, который много лет является не только спортивным, но и техническим — одним из центров армоцементного спортивного судостроения в стране.
Строительство крупной армоцементной яхты в самодеятельном яхт-клубе — дело не из легких, ежедневно возникает множество проблем, поэтому весь объем работ мог быть выполнен только при четкой организации, исключающей любые переделки. Все работы проводились членами яхт-клуба в свободное от основной деятельности время. Постройка яхты, включая подготовительные работы, заняла почти десять месяцев. Более трети этого времени заняла укладка и увязка сетки, арматуры корпуса и переборок. Бетонирование корпуса снаружи и внутри И спуск готового корпуса на воду, осуществленный только при помощи средств малой механизации, заняли еще два месяца.
В строительстве «Фемиды» приняли участие многие члены клуба, но основной коллектив, состоящий из студентов Киевского инженерно-строительного института, с самого начала строительных работ сплотился вокруг капитана яхты — инженера В. А. Браерского, который более двух десятилетий назад окончил вышеуказанный институт.
Обводы корпуса яхты спроектированы с учетом свойств примененного материала.
Прямое заострение ватерлиний в носу с отнесением ЦТ площади ватерлинии примерно на 10% длины ВЛ от миделя в корму, достаточный развал шпангоутов придают яхте хорошие мореходные качества. Полные кормовые образования при относительно малом отношении длины ватерлинии к ширине по КВЛ (2,7) свидетельствуют о хорошей остойчивости и маневренности яхты.
Архитектура надводной части корпуса яхты гармонирует с гафельным вооружением.
Палуба достаточно просторная, даже вокруг кокпита имеется место для работы с парусами и швартовных работ.
Металлический самоотливной кокпит имеет площадь 3,25 м2 и глубину 350 мм, спереди и сзади он ограничен стенками носовой и кормовой рубок, по бокам — комингсами из красного дерева. В днище кокпита находится герметичный люк 700X1000 мм, предназначенный для монтажа и ремонта двигателя.
Отделка кают — дубовые рейки, водостойкая фанера, покрытая лаком, слоистый пластик, искусственная кожа.
Кормовая 4-местная каюта с койками и двумя шкафами для одежды используется и как помещение для работы штурмана и радиста; для этого в каюте установлен штурманский стол, а также устроен навесной шкаф для карт, навигационных пособий и инструментов.
Кают-компания длиной 4 м отделена от носовой каюты бортовыми полупереборками на 51 шп. За обеденным столом по правому борту на угловом диване и двух откидных сиденьях могут разместиться В человек. Шкафчики для мелких вещей повешены над диваном, а на полупереборке — шкаф носовой каюты.
В рундуках каютных диванов имеются места для хранения имущества и припасов. Против кают-компании с левого борта размещен камбуз и шкаф для одежды.
В форпике под' двухместной койкой находится рундук для хранения парусов и шкиперского имущества. Здесь же с правого борта установлен унитаз.
Помещение форпика вентилируется через отверстие в трубе битенга. Во всех остальных помещениях яхты имеются потолочные вентиляторы эжекционного типа.
Просторное машинное отделение, расположенное под кокпитом и предназначенное для двигателя и его систем, изолировано от других помещении водонепроницаемыми переборками. Вход в него через палубный люк (размер 550X550 мм) по металлическому вертикальному трапу. Здесь же в машинном отделении установлен котелок водяного отопления типа КВ-1-06 по ТУ 21-26-53—72. Двигатель — дизель «24 8,5/11» мощностью 20 л. с., установленный на сварной раме, обеспечивает скорость хода яхты до 6 узлов. Дистанционное управление двигателем выведено в кокпит.
Два топливных бака обеспечивают 100-мильный переход яхты под двигателем. Помещенные здесь же, в машинном отделении, аккумуляторные батареи и навесной генератор мощностью 300 Вт питают бортовую 12-вольтную электросеть. Емкость аккумуляторов 300 а-ч достаточна для 8—10 ночных переходов под парусами.
Руль обтекаемой формы площадью 0,75 м2 имеет штуртросную проводку от сектора на баллере, которая проходит по палубе через кормовую рубку в трубках к рулевой колонке, где установлены деревянный штурвал, нактоуз компаса, креномер, аксиометр и ДУ двигателем. Имеется также аварийный румпель, который хранится в ахтерпике. Однако яхта хорошо отцентрована парусами и легко управляется румпелем.
Для швартовки предусмотрены две пары носовых и кормовых швартовных кнехтов. В корме установлен такой же кнехт для буксирного троса.
Якорное устройство — два якоря Матросова массой 25 и 35 кг с капроновыми канатами; палубный кип по правому борту; битенг (∅150 мм); рычажный брашпиль с тяговым усилием 250 кгс.
Леерное ограждение — тросовое двухрядное, на съемных стойках из трубы высотой 700 мм (∅ стоек 30 мм). Из такой же трубы изготовлены стационарные носовой и кормовой релинги высотой 1000 мм.
Спасательное снаряжение состоит из 2 плотов ПСН-6, 4 спасательных кругов, 12 нагрудников, 7 надувных спасательных жилетов, буйка с вешкой, тузика. В первом плавании в качестве тузика использовалась полиэтиленовая лодка «Дельфин», но место в районе грот-мачты позволяет использовать и более крупную шлюпку.
Корпус яхты построен по действующим в клубе «Временным правилам классификации и постройки армоцементных спортивных яхт». Эти правила разработаны на основании аналогичных материалов зарубежных правил, теоретических работ отечественных исследователей и многолетнего опыта постройки судов в Киевском крейсерском яхт-клубе.
Поперечный набор состоит лишь из флор, установленных со шпацией 500 мм. Борта подкрепляются только продольными стрингерами с расстоянием между ними около 850 мм. Стрингера опираются на поперечные переборки. Палуба подкреплена карленгсами, установленными в плоскости комингсов рубок. Концы флор доведены до первого стрингера. Корпус в районе вант-путенсов грот-мачты усилен рамным шпангоутом.
Толщина наружной обшивки корпуса 17 мм, борта и днище — 20—22, палубы и переборок — 15.
Во всех элементах корпуса применялась тканевая сетка № 10 (проволока ∅1 мм) с ячейкой 10X10 мм.
Парусное вооружение. Проектируя яхту, клуб не ставил цель удивить кого-либо возрождением га-фельного типа парусного вооружения или сработать «под старину». Все объясняется ограничением высоты парусности для беспрепятственного прохода под мостами.
На практике гафельное вооружение оказалось не столь сложным, как представлялось сначала, и требовало минимальных затрат труда. Опыт первого плавания показал, что при 4-часовой вахте два человека вполне управляются с яхтой. При смене парусов, швартовках и шлюзовании требуется участие подвахтенных. Таким образом, из 12 штатных членов экипажа 3 могут быть свободными от вахт.
Бегучий такелаж, кроме спинакер-фала, оснащен фаловыми лебедками. Спинакер-фал, топсель-шкот и нирал выведены на кофель-нагели у грот-мачты.
Наличие топселя заметно улучшает эффективность грота, особенно в слабый ветер. Специальная форма топовой обоймы мачты обеспечивает строго вертикальное положение топсель-рейка на любом галсе. Нижний конец его находится между кронштейнами топенант-блоков, которые также препятствуют отклонению его от оси мачты. На подъем или уборку топселя уходит не более двух минут.
«Завал» мачты — обычно занятие не из приятных, однако «Фемиде» удается проходить днепровские мосты под всеми парусами, убрав только топсель, а иногда приспустив гафель. Исключение составляли низкие мосты в Кременчуге и Днепропетровске, где грот-мачту приходилось «заваливать»; для этого полностью отдается стаксель-штаг, а топ-штаг, снабженный цепочкой, проведенной через ролик на ноке бушприта, травится через брашпиль. При этом отдаются только фортоп-ванты. Мачта «заваливается» в корму и кладется на одну из специальных краспиц бизань-мачты.
Первое 1000-мильное плавание «Фемиды» позволило освоить и испытать яхту, проверить правильность выбранных обводов и размерений.
Соотношения главных размерений находятся в пределах, характерных для килевых крейсерских яхт и компромиссов. Весовая характеристика
приближается к нижнему пределу — 4,1, энерговооруженность
равна 3,95. «Фемида» мореходна, остойчива, способна нести большую парусность в свежий ветер, когда другие яхты вынуждены уменьшать площадь парусов. При скорости ветра 17 м/с угол крена, равный 26°, меньше предельного угла, при котором кромка палубы касается воды (у «Фемиды» он равен 32°). Вообще при обычной нагрузке, как усматривается из диаграммы остойчивости «Фемиды», максимум восстанавливающего момента наступает при угле крена 55°, а при угле крена 90° восстанавливающий момент равен 65% максимального.
В регате на Кубок Большого Днепра-79 «Фемида» шла за яхтами-гонщиками; отсутствие каких-либо происшествий, требующих помощи судейского судна сопровождения, давало возможность отдельно проходить каждый этап маршрута. Почти все плавание прошло под парусами. До Одессы яхты сопровождали в основном слабые ветры, но на обратном пути погода продемонстрировала весь ассортимент свежих и сильных ветров, менявших и силу и направление. Например, в Кременчугском водохранилище, одном из самых крупных на Днепре, «Фемида» шла под всеми парусами при ветре, доходившем до 17 м/с. В Очень сильный ветер яхта при несении кливера, стакселя и бизани имела хороший ход и управляемость.
Впереди — новые плавания.