Одним из требований технического задания было обеспечить возможность перевозки яхты на железнодорожной платформе. Поэтому размерения яхты вписываются в негабаритность второй степени, балластный киль предусмотрен съемным. Яхта оснащена шхуной со сравнительно короткими легкосъемными мачтами, установленными на палубе. Водоизмещение яхты не должно было превышать грузоподъемности 16-тонных портальных кранов. Для застропки предусмотрены специальные обуха.
Основные данные яхты «Шкипер»
Длина наибольшая, м | 12,8 |
Длина по КВЛ, м | 11,05 |
Ширина наибольшая, м | 3,7 |
Осадка, м | 1,85 |
Водоизмещение, т | 12 |
Число спальных мест | 12 |
Запас воды, л | 800 |
Запас топлива, л | 850 |
Площадь парусов, м2: | |
фок | 25 |
грот | 40 |
генуя | 40 |
Корпус решено было строить из стали — наиболее доступного в наших условиях судостроительного материала, для обработки которого имелось необходимое оборудование. А чтобы упростить технологию изготовления корпусных деталей и сборку яхты, теоретический чертеж предусматривал многоскулые «граненые» обводы корпуса. Они позволяют обшивать корпус стальными листами без применения прессов или горячей гибки по каркасам. Все листы свободно разворачиваются на плоскость.
Система набора была принята поперечной с расстоянием между шпангоутами, равным 500 мм. Поскольку необходимого профиля для шпангоутов не оказалось, пришлось собирать их из перфорированной полосы 6Х70 мм, что применяется для крепления обрешетника на крупных судах. Стыки листов на скулах заваривались на продольных стрингерах из прутка круглого сечения. Восьмимиллиметровое днище подкреплено двумя продольными сварными балками, служащими фундаментом для двигателя и вместе с высокими флорами воспринимающими вес плавникового фальшкиля с 4-тонным балластом. Верхняя кромка фальшборта оформлена трубой 30X2,5 мм.
Плазовая разбивка и сборка шпангоутных рам выполнялись на «черном плазе» — плоской стальной плите, подкрепленной массивным набором. Сборка корпуса осуществлялась в положении вверх килем. На стапель-постель сначала укладывались и сваривались листы палубного настила, затем на них устанавливались переборки и шпангоутные рамы. После приварки к ним прутков скуловых стрингеров и рихтовки набора, к нему подтягивались и крепились на электроприхватках листы наружной обшивки (их толщина — от 3 мм у ширстрека до 6 мм в подводной части). По окончании сборки производилась сварка стыков и пазов таким образом, чтобы избежать сварочные деформации, и напряжения в деталях корпуса.
Для намеченных целей — учебных походов со сравнительно большим экипажем — наиболее удобным типом судна является гладкопалубная яхта с площадью парусности, разделенной между несколькими парусами на двух мачтах. Кроме световых и входных люков на палубе расположено легкое ограждение кокпита, защищающее вахту от брызг и ветра. Под кокпитом установлен двигатель — судовой дизель «4ЧСП 8,5/11» с реверс-редуктором. Поперечными переборками корпус разделен на форпик, кубрик с парусной кладовой, кают-компанию, машинное отделение и кормовую каюту. Всего в яхте 12 спальных мест. Борта и переборки обшиты декоративной фанерой, подволок изолирован пенопластом ФС-7 и зашит пластиком светлых тонов.
Вентиляция помещений осуществляется через открывающиеся люки в кубрике, салоне и каюте, вытяжные вентиляционные головки.
Дизельный двигатель «4ЧСП 8,5/11» мощностью 23 л. с. установлен на амортизаторах и посредством карданного вала соединен с гребным валом диаметром 36 мм, который имеет отдельный упорный подшипник с коническими роликами. Система охлаждения двигателя — открытая с подачей горячей воды в систему отопления или на мойку посуды.
От двигателя работают 2 генератора: 108-Г1 для зарядки стартерного аккумулятора 6СТК-180 и Г-732 для зарядки двух аккумуляторов 6СТК-180 сети освещения. На силовом щите предусмотрено переключение аккумуляторов для запуска двигателя любым из них. От щита питаются ходовые огни, сеть освещения, радиостанция «Ласточка», радиопеленгатор СРП-5, 4 светильника на краспицах.
Осушительная система обслуживается ручным поршневым насосом с приводом из кокпита, ручным диафрагменным насосом, используемым также для промывки унитаза.
Якорное устройство включает ручной брашпиль с одной турач-кой, якорь Матросова массой 50 кг, якорный канат длиной 90 м окружностью 115 мм. В носу установлен битенг диаметром 130 мм, используемый также для крепления буксира. В корме — два битенга диаметром 70 мм. В снабжении предусмотрены еще два якоря Матросова массой 25 и 32 кг.
Рулевое устройство состоит из консольного балансирного обтекаемого руля площадью 1 м2, штуртросной проводки из стального канатика диаметром 4,5 мм и рулевой машинки из немагнитных материалов, вмонтированной в нактоуз компаса. Яхта оборудована леерным устройством со съемными леерными стойками и жесткими релингами из нержавеющей трубы 32X2.
Мачты длиной по 12 м изготовлены из стальных труб 130X4,5 мм и оборудованы латунными рельсами для ползунов, которые пришиты к передним шкаторинам фока и грота. На длинных галсах может ставиться грота-стаксель. Гики выполнены из алюминиевой трубы 130X2,5 мм. Стоячий такелаж вырублен из стального троса 1X19 диаметром 9,5 мм. На концах применены тросовые патроны, залитые цинком.
Спасательные средства на 12 человек кроме плота ПСН-10М включают надувную лодку ЛН-5, два спасательных круга в сумках на леерах, сигнальный буй с линем на кормовом релинге, спасательные жилеты, хранящиеся в нишах кокпита.
Двухконфорочная газовая плита питается от газового баллона, установленного в герметичном контейнере в форпике. Контейнер оборудован системой вентиляции, исключающей попадание воды.
Первое плавание «Шкипера» было посвящено 400-летию г. Архангельска и проходило по маршруту Мариуполь — Архангельск — Мариуполь. Экипаж состоял частично из подростков с таким расчетом .чтобы на вахте находились один взрослый яхтсмен и 2—3 подростка. Ходил «Шкипер» и на Каспийское море, и на Балтику. Для привлечения большего количества участников в конечных пунктах, как правило, производилась смена экипажа. Яхта совершила немало плаваний в штормовых условиях и проявила себя как безопасное, надежное, мореходное судно. При слабых ветрах сказывалось большое водоизмещение яхты, корпус которой набран по Правилам Регистра СССР. Кроме того, в дальних походах на борт приходилось принимать довольно тяжелое снабжение и запасы.