Основные данные минишвертбота «Юниор»
Длина наибольшая, м | 3,57 |
Ширина наибольшая, м | 1,37 |
Высота борта на миделе, м | 0,40 |
Минимальная высота надводного борта при полном водоизмещении (D=215 кг), м | 0,18 |
Грузоподъемность, кг | 150 |
Пассажировместимость, чел. | 2 |
Вес с оборудованием и снабжением, кг | 65 |
Вес голого корпуса, кг | 50 |
Площадь паруса, м2 | 5,0 |
Максимально допустимая скорость ветра при ходе под парусом, м/с | 7,0 |
Приступая к разработке проекта, конструкторы стремились прежде всего обеспечить безопасность плавания под парусом с расчетом на то, что управлять лодкой будут новички. Поэтому площадь паруса была ограничена 5 м2, принят простой тип вооружения — кэт, аналогичный популярному гоночному швертботу «Луч». Расположение мачты в самом носу обеспечило возможность размещения в кокпите двух человек, один из которых может без помех управлять парусом и рулем. Важными условиями были ограничение массы корпуса 50 килограммами — предел, при котором лодку можно перевозить на верхнем багажнике легкового автомобиля, а также умеренная розничная цена, доступная широкому кругу лиц с ограниченным бюджетом. Эти два условия обусловили сравнительно небольшие размерения швертбота и скромное оборудование его дельными вещами. Мы хотели, чтобы по ходовым качеством «Юниор» ненамного уступал «Лучу» и превосходил «Кадет» и чтобы по желанию владельца его можно было использовать в качестве гребной лодки или со стандартным парусным вооружением от виндсерфера.
Эскизные проработки показали, что эти условия могут быть реализованы в корпусе швертбота длиной порядка 3,5 м. Из отечественных аналогов наиболее близким был гоночный швертбот класса «ОК», выпускавшийся ленинградской судоверфью ВЦСПС и использовавшийся для соревнований юниоров. Корпус этой лодки и был выбран в качестве прототипа, у которого уменьшили размерения, сделали более удобным для прогулочных целей дизайн палубы и кокпита и, конечно, заменили деревянную конструкцию на стеклопластиковую. Было найдено удачное, на наш взгляд, конструктивное решение, позволяющее закрепить швертовый колодец в верхней части банки-платформы, на которой располагается пассажир или гребец. Габариты кокпита были максимально увеличены, чтобы пассажир не мешал действиям рулевого. А если лодкой управляет один человек, удлиненный кокпит позволяет ему регулировать дифферент в зависимости от силы ветра и курса швертбота.
Конструкция парусного вооружения была выбрана аналогичной швертботу «Луч», но для повышения безопасности был предусмотрен фал для подъема паруса по мачте, существенно упрощены крепление гика к мачте и проводка гика-шкота. Последний может быть проведен от погона на транце через блок на конце гика в руку рулевому (сверху) или же через средний блок на гике и блок на стенке шверт колодца, чтобы выйти к рулевому снизу. Разумеется, что схема проводки гика-шкота может быть изменена по желанию владельца с помощью дополнительных блоков, скоб, стопоров.
Принятые в проекте решения были сначала проверены на натурном деревянном макете «Юниора», который был построен и испытан в 1985 г. Конструкция макета позволяла менять положение мачты, ее наклон, положение и наклон шверта, площадь шверта и руля, что позволило выбрать оптимальную центровку при плавании под парусами. Для окончательной проверки макет «Юниора» был передай на опытную эксплуатацию в московские яхт-клубы, где он получил положительную оценку тренеров и яхтсменов.
На макете была проверена возможность эксплуатации «Юниора» с парусом от виндсерфера «Мустанг». Установка «виндсерферовской» мачты с парусом и проводка шкота не требуют каких-то особых ухищрений, нужен только короткий отрезок трубы («переходник») для установки на уровне палубы шпора мачты со снятым шарниром. Центровка, управляемость и остойчивость швертбота не меняются, а ходовые качества улучшаются из-за большей (6 м ) площади паруса. Испытывался макет «Юниора» с мачтой и парусом от швертбота «Луч» (7,06 м ). Однако ходить с таким парусом может лишь достаточно опытный яхтсмен, иначе эксплуатация швертбота не безопасна.
Основательная проверка безопасности плавания была проведена в сентябре 1985 г. на Клязьминском водохранилище при скорости ветра свыше 15 м/с. В испытаниях при таких экстремальных условиях поочередно участвовали опытный яхтсмен и новичок. Испытания прошли без происшествий, если не считать того, что однажды при шквале на курсе фордевинд «Юниор» «сбросил» с себя зазевавшегося новичка.
В 1986 г. была изготовлена оснастка и построен первый опытный образец швертбота уже из стеклопластика, который и был представлен на Межреспубликанской оптовой ярмарке. Годом позже на заводе «Авангард» была изготовлена опытная партия из 10 швертботов «Юниор». Работники завода совместно с ЦКБ «Нептун» провели большую работу по подготовке «Юниора» к серийному производству: изготовили новую оснастку с улучшенной по рекомендации специалистов архитектурой палубы, внедряли ряд конструктивных и технологических улучшений. Это позволило сократить сроки освоения «Юниора» в серийном производстве и представить швертбот к аттестации на высшую категорию качества.
Каким же увидят «Юниор» покупатели?
Корпус швертбота собран из двух монолитных стеклопластиковых деталей — корпуса и палубы, склеенных по фланцу. Жесткость оболочек обеспечивают продольные ребра из пенопласта марки ПХВ-1-85. Общий объем пенопласта в корпусе обеспечивает непотопляемость швертбота даже в случае поступления воды в пространство между корпусом и палубой. Швертовый колодец формуется заодно с корпусом и приклеивается и палубе при сборке по линии разъема, находящейся выше ватерлинии. Для контроля водонепроницаемости, а также для слива воды (в случае нарушения герметичности) из корпуса предусмотрена сливная пробка. При зимнем хранении для вентиляции корпуса ее рекомендуется отвинчивать.
Обводы корпуса в кормовой части по сравнению со швертботами опытной партии претерпели некоторые изменения. При испытаниях было замечено, что при сильном ветре и соответственно высокой скорости швертбота поток воды замывает транец и создает повышенную кормовую волну. После заострения кромки днища у транца до радиуса 3—5 мм обтекание корпуса стало при повышении скорости происходить с отрывом потока воды от транца. Кроме того оказался полезным и отгиб днища вниз: при наклейке у транца клина высотой 4—6 мм протяженностью 160—200 мм скорость «Юниора» заметно повысилась при ветрах скоростью 4 м/с и выше. На ходовых качествах при слабом ветре эти изменения практически не сказались.
Эти изменения обводов были учтены при подготовке заводской оснастки для серийного изготовления.
Палуба швертбота имеет нескользящую поверхность. В ее носовой части имеется конусное углубление («стакан») для установки мачты. Дно кокпита плавно поднимается от транца к миделю для облегчения слива воды из кокпита через транец. В кокпите закреплен ремень для фиксации ног при откренивании. Подуключины крепятся на фланце корпуса и по желанию владельца могут быть установлены в любое удобное положение. «Юниор» комплектуется двумя веслами с уключинами.
Высота установки паруса может изменяться при помощи фала. При установке паруса в верхнем положении гик располагается над палубой на высоте около 900 мм. Это должно исключить удары гиком по головам неопытного экипажа при изменении галса.
Руль швертбота имеет откидное перо, регулируемую длину румпеля с удлинителем. Шверт, изготовленный из водостойкой фанеры, свободно вставляется в швертовый колодец; полностью опущенный шверт не выступает над поверхностью банки-платформы и не мешает размещению на ней человека. Благодаря наклонному положению шверта и скосу его нижней кромки шверт при касании грунта «автоматически» поднимается.
«Юниор» предназначен в основном для кратковременных прогулок под парусом. Поэтому специальные багажные отсеки при разработке проекта не предусматривались. Но при желании владелец сам может оборудовать такой багажник и обеспечить его герметичность. Пространство между корпусом и палубой позволяет это сделать.
На минишвертбот «Юниор» установлена договорная розничная цена 755 руб.