Основные данные трейлера
Грузоподъемность, кг | до 200 |
Собственная масса, кг | 82 |
Допустимая нагрузка на сцепное устройство, кгс | 25—30 |
Габариты, мм | |
— длина с дышлом | 5490 |
— ширина | 1720 |
— высота | 640 |
Допустимая скорость движения, км/ч | 70 |
Размер шин | 4X10 |
Колея, мм | 1570 |
Из всех лодок и катеров, выпускаемых нашей промышленностью, мы остановились на лодке «Пелла». Выбрали мы ее по многим причинам. Во-первых, исходя из весогабаритных характеристик: при наибольшей длине 4,2 м, ширине 1,5 м и высоте борта 0,54 м лодка «Пелла» весит всего 90 кг. Во-вторых, ее пассажировместимость — 4 чел., что нас также устраивало. В-третьих, на «Пелле» можно установить подвесной мотор «Ветерок» мощностью 8 л. с., с которым она развивает скорость 10 км/ч. В-четвертых, нас привлекла надежность и безопасность в эксплуатации: в носу и корме лодка имеет воздушные закрытые полости, что делает ее практически непотопляемой. В-пятых, лодку удобно обслуживать, так как ее корпус изготовлен из стеклопластика, в результате чего резко сокращается время и количество операций по уходу за ним. И, наконец, в-шестых, установленная на прицепе, лодка может служить дополнительным багажником, что значительно разгружает автомобиль.
Итак, выбор сделан. Теперь необходим прицеп-трейлер. Но прицепов-трейлеров, которые упоминаются в научно-технических журналах и книгах, в спортивных магазинах Ленинграда не оказалось, поэтому мы решили спроектировать и изготовить его сами, но так, чтобы он был универсальным — приспособленным для перевозки и грузов и лодки.
Техническое задание было, вроде, очень простое: универсальный прицеп для перевозки грузов, в том числе досок, и лодки «Пелла», который должен быть прост в изготовлении и надежен в эксплуатации, должен легко собираться и разбираться для хранения в гараже вместе с автомобилем, а также отвечать «Общим техническим требованиям на прицепы для легковых автомобилей, согласованным с Управлением гос-автоинспекции МВД СССР и утвержденным Минавтопромом СССР в 1970 г.
Проектировали трейлер мы довольно долго, и в результате получилась вот такая конструкция.
Прицеп имеет телескопическую раму хребтового типа. Средняя ее часть, длиной 2700 мм изготовлена из трубы 63X2,5, и труб 38X2,5 (длиной 1400 и 1240 мм), соединенных бракетами. На одной из них по концам закреплены оси рычагов подвески колес, изготовленных из труб и имеющих трапецеидальную форму, на другой — верхние крепления телескопических амортизаторов. К этим же бракетам и средней трубе сверху крепятся либо опоры и кронштейны для установки лодки, либо прямоугольная рама из П-образного профиля размером 1300X1300 мм, на которую устанавливается кузов размером 1700Х1400 мм для использования прицепа в грузовом варианте.
В среднюю трубу рамы с двух сторон вставлены две трубы 57X3. Передняя (дышло) длиной 1750 мм имеет фланец, к которому болтами крепится прицепное устройство. Задняя (хвостовик) длиной 970 мм также имеет фланец для крепления коробчатой панели с сигнальными фонарями, светоотражателями-катафотами и номерным знаком. Ряд отверстий в средней трубе дает возможность регулировать длину прицепа в широком диапазоне в зависимости от перевозимого груза (лодка длиной до 5 м, грузовой кузов, доски и бревна длиной до 6 м).
Подвеска колес прицепа — независимая рычажная. Усилие от перевозимого груза воспринимается двумя или четырьмя (в зависимости от нагрузки) телескопическими пружинно-гидравлическими амортизаторами от мотороллера «Турист».
В конструкции ступицы использованы подшипники от передней ступицы автомобиля «Москвич-407», хотя можно использовать и подшипники от автомобиля «Жигули» либо его штатную ступицу. Крепление лодки к прицепу осуществляется капроновыми ремнями шириной 50 мм с талрепами.
Сам прицеп изготовлен из стальных труб и листов, а грузовой кузов и панель с сигнальными фонарями — из листов сплава АМг. Рама прицепа, рычаги подвески колес и прицепное устройство — сварные, остальные детали, включая грузовой кузов, крылья и панель с сигнальными огнями собраны на заклепках или винтах и крепятся к раме и рычагам болтами. Ступицы колес и полуоси — точеные, из стали 20.
Но вот, наконец, чертежи готовы, пришла пора строить. Мы обратились в Ленинградское объединение бытового обслуживания «Сокол» с просьбой изготовить по нашим чертежам прицеп, но нам ответили, что нужный материал у них отсутствует, да и сварочные работы для самодельных прицепов они не производят.
Что делать? Мы обратились тогда к руководству нашего предприятия с просьбой помочь материалами и в изготовлении деталей прицепа, и нам пошли навстречу.
Готовые детали прицепа мы перевезли в гараж, где покрасили и окончательно собрали конструкцию.
В магазине мы дополнительно приобрели задние фонари от автомобиля «ВАЗ-2101», треугольные и круглые катафоты, а также универсальное прицепное устройство для установки его на автомобиль.
Несмотря на наш столь тщательно продуманный выбор лодки, жизнь распорядилась иначе, и мы в процессе изготовления прицепа приобрели стеклопластиковую лодку «Онега» длиной 2,7 м. Это обстоятельство внесло небольшие изменения в конструкцию прицепа: отпала необходимость в изготовлении деталей опор и кронштейнов для установки лодки, поскольку «Онегу» мы решили устанавливать на кильблоки, прикрепленные к прямоугольной раме под грузовой кузов. Отпала необходимость и в дышле — прицепное устройство стало крепиться непосредственно к средней трубе. Пришлось сделать и ряд других незначительных изменений, не повлиявших на конструкцию прицепа в целом. Кроме того, при использовании прицепа в грузовом варианте стал не нужен хвостовик, так как панель с сигнальными фонарями мы закрепили непосредственно на грузовой кузов.
И вот прицеп готов. В соответствии с Правилами регистрации и учета подвижного состава автомобильного транспорта прицепы к легковым автомобилям подлежат регистрации в органах Госавтоинспекции. Мы обратились в технический отдел ГАИ Ленинграда, предъявив накладные и чеки на приобретенные материалы и произведенные сварочные работы, а также чертежи и паспорт на прицепное устройство и фотоснимок трейлера. Сотрудники ГАИ внимательно проверили конструкцию и поведение прицепа на ходу и дали заключение о возможности зарегистрировать прицеп в районном отделе ГАИ по месту жительства, где мы и получили технический талон и государственный номерной знак. «Универсальный самодельный автоприцеп изготовления 1981 г.», как записано в техническом талоне, получил право на эксплуатацию по прямому назначению.
Не станем останавливаться на его работе в качестве грузового прицепа — это стало уже привычно, ведь таких прицепов довольно много. Расскажем о работе конструкции в качестве трейлера для перевозки лодки.
Семилетняя эксплуатация прицепа показала его надежность и удобство. При движении по дороге со скоростью до 90 км/ч он ведет себя превосходно как на прямолинейных участках, так и на поворотах, спусках, а также при движении задним ходом (последнее, правда, требует определенного навыка). Мы путешествовали с прицепом и на короткие расстояния (до 50 км) и на средние (до 500) км — он ни разу нас не подвел. Короче говоря, трейлером своим мы довольны и поставленной цели достигли: совместили отдых на автомобиле с отдыхом на воде.
Мы отдаем себе отчет, что наша конструкция, возможно, не свободна от недостатков, поэтому надеемся, что любители, решившие изготовить подобный трейлер, смогут его усовершенствовать и сообщат об этом читателям «КиЯ».