Надежды ребят оправдались. Однако самые приятные впечатления ждали строителей впереди, во время испытаний на «большой воде» — водохранилище реки Кальмиус. Результаты испытаний превзошли все ожидания и поддержанный руководством ОблСЮТ В. Л. Бойков в 1970 г. организовал кружок гидрокартинга. Легкие, являющиеся в сущности уменьшенными до предела «настоящими» гоночными судами простые в обслуживании а главное недорогие гидрокарты могли получить широкое распространение среди юных спортсменов.
В том, что гидрокартинг является спортом, никто из юных гонщиков не сомневался, так как далеко не просто вести на скорости 40—45 км/ч судно длиной 2,3 м, выполняя при этом самые замысловатые повороты.
В результате анализа отечественного и зарубежного опыта проектирования и эксплуатации судов подобного типа выяснилось, что наряду с гидрокартами существуют и гидроциклы, которые отличаются лишь посадкой водителя в корпусе. Именно это отличие гидроцикла (посадка в гидрокарте соответствует посадке в кресло автомобильного типа, а в гидроцикле — на сиденье дорожного мотоцикла), открывает перед водителем дополнительные возможности управления Не зная тонкостей вождения гоночных судов, ребята интуитивно определили, что, перемещаясь вдоль корпуса гидроцикла, можно подобрать на любых режимах движения оптимальный угол атаки корпуса, обеспечивающий наивысшую скорость. Перемещая свое тело (вес которого соизмерим с весом корпуса гидроцикла) в поперечном направлении, водитель имеет возможность выполнять крутые повороты с диаметром циркуляции 2—3 длины корпуса. Именно благодаря этим особенностям вождения гидроциклы завоевали у ребят наибольшее признание.
Строительство гидроциклов в кружке ведется, как правило, силами экипажа который состоит из водителя и механика. Несмотря на отсутствие опыта, ребята, используя шаблоны и лекала практически для всех элементов конструкции гидроцикла, в течение учебного года построили 14 гидроциклов и провели первые соревнования. Это было настолько захватывающее и необычное для нашего сухопутного города зрелище, что вся набережная и мост через водохранилище были буквально усыпаны зрителями. Опыт Донецкой ОблСЮТ заинтересовал ребят из других городов. Кружки гидрокартинга появились в Макеевке, Горловке, Жданове, Красном Лимане и других городах С 1971 года стали регулярно проводиться областные соревнования по гидрокартингу.
В Донецке разработан проект классификации судов такого типа, основные положения которого сводятся к следующим:
1. Гидроциклом считать спортивное судно под подвесной мотор с корпусом полностью замкнутой (герметичной или с заполнителем) конструкции для обеспечения непотопляемости;
2. Положение водителя — верхом на продольной банке;
3. Рулевое управление — дистанционное, руль — только велосипедного или мотоциклетного типа;
4. Двигатель — обычный подвесной мотор (никакие доводки не разрешаются, за исключением полировки винта и подводной части). В зависимости от класса двигатели имеют следующие объемы: класса А — не более 175 см3; Б — не более 250 см3; В — не более 500 см3;
5. Минимальный вес корпуса без двигателе и оборудования в классе А — не менее 40 кг, в классах Б и В — не менее 50 кг;
6. Длина корпуса во всех классах — не менее 2300 мм, ширина — не менее 1100 мм;
7. Виды соревнований:
- а — скоростная гонка по кругу на дистанции 25—30 км;
- б — фигурное вождение;
- в — спринт на 500 м с места.
Наиболее интересная трасса фигурного вождение не требует больших акваторий и поэтому может быть рекомендована для проведения соревнований такого рода Наибольшую же зрелищность и остроту представляет спринт с места на 500 м. Здесь проявляются лучшие качества гонщика и гидроцикла.
В кружке ведете в также творческая работа по созданию конструкций гидроциклов с различными типами обводов корпуса.
Экипировка гонщика состоит из защитного шлема, спасательного жилета и гидрокостюма, который особенно необходим при проведении гонок в холодную погоду. Обязательным является устройство, останавливающее двигатель в случае падение гонщика в воду.
Так как скорости гидроциклов являются не такими уж безобидными, вопросам безопасности гонок уделяется первостепенное внимание. Обязательно наличие на акватории гонок не менее двух быстроходных спасательных судов, обеспечивающих безопасность проведение гонок.
Для разметки трассы лучше всего применять детские синтетические мячи диаметром 25—30 см, уложенные в легкую сетку, которую ставят на якорь весом 10—15 кг. Можно также использовать поплавки из пенопласта, окрашенные в яркие цвета.
Перед проведением соревнований проводится технический осмотр и проверка работоспособности всех устройств гидроциклов.
Развитие гидрокартинга в Донецке и области испытало как взлеты, так и падения. Одни трудности связаны с отсутствием качественных материалов, эпоксидной смолы, стеклоткани и т. д., другие же — с отсутствием официального признания гидрокартинга техническим видом спорта.
Совершенствуя мастерство в строительстве своих судов и гонках, ребята проходят хорошую школу перед вступлением в мир водно-моторного спорта. Признание за гидрокартингом определенных прав на существование привлекло бы к полезному делу тысячи подростков, в том числе и, как принято говорить, «трудных». Кстати, опыт занятий с трудными подростками у нас имеется. Эти ребята, занятые реальным делом, преображаются на глазах, становятся активными и целеустремленными.
Гидрокартинг существует в Донецке уже семнадцать лет. Этим он прежде всего обязан руководителям кружков С. П. Тертерьвну, И. В. Цыганенке и некоторым другим. Все они сами прошли школу гидрокартинга на ОблСЮТ.
Каково будущее гидрокартинга? Мы твердо уверены, что новому виду спорта — быть! В настоящее время разрабатываем новые конструкции гидроциклов и гидрокартов, предполагая, что именно творческий подход к делу привлечет ребят.