С тех пор значительно возросли требования яхтсменов к мореходным качествам судов, их оборудованию и условиям обитаемости. Появилась необходимость в крейсере с лучшими ходовыми и лавировочными качествами, пригодном как для дальних походов, так и для гонок.
Такая яхта была спроектирована в 1958 г. известным яхтенным конструктором А. П. Киселевым.
Основные данные яхты Л6
Длина наибольшая, м | 12,50 |
Длина по КВЛ, м | 8,60 |
Ширина наибольшая, м | 2,80 |
Ширина по КВЛ, м | 2,62 |
Осадка, м | 1,80 |
Высота надводного борта, м: | |
в носу | 0,975 |
на миделе | 0,784 |
в корме | 0,760 |
Водоизмещение, м3 | 6,55 |
Вес фальшкиля (чугун), т | 3,30 |
Обмерная площадь парусности (грот, стаксель), м2 | 59 |
Смоченная поверхность, м2 | 26,8 |
Коэффициенты полноты: | α=0,664; β=0,331; δ=0,162 |
Благодаря увеличенным по сравнению со старой «шестидесятой» ширине, водоизмещению и весу фальшкиля, значительно повысилась остойчивость яхты. Сказалось также и облегчение конструкции корпуса за счет применения клееных ламинированных деталей, настила палубы и переборок из фанеры и т. п.
Парусное вооружение примерно такое как на гоночных яхтах класса R5,5, т. е. бермудский шлюп с приблизительным отношением фактических площадей грота и стакселя 2:1. Как показал опыт, выбранное опережение центра парусности на головной яхте «Ангара» относительно центра бокового сопротивления в 10% длины по КВЛ оказалось недостаточным, поэтому на следующих яхтах мачта была передвинута в нос на 150—180 мм.
В качестве эксперимента четыре яхты (типа «Арго») были вооружены укороченной на 500 мм мачтой с топовым генуэзским стакселем, по площади равным гроту. В море на полных курсах эти суда имели преимущество перед яхтами с серийным парусным вооружением, но в крутой бейдевинд широкий стаксель не давал заметного эффекта. Нормальной его работе препятствует недостаточная ширина яхты, не позволяющая вынести кипы стаксель-шкотов дальше от ДП судна.
Был применен ряд устройств, облегчающих работу экипажа: фаловые и шкотовые лебедки, леерное ограждение с носовым релингом.
В навигацию 1964 г. новые яхты Л6 совершили первые дальние плавания по Балтике и участвовали в крейсерских гонках. Очень ценными для конструкторов оказались отчеты о первых плаваниях яхт «Сириус» (капитан Г. М. Новак; призовое место в Польской регате), «Кама» (капитан К. Г. Бойков), «Дружба» (капитан А. А. Аристов), — их замечания, пожелания и советы были учтены при дальнейшей модернизации яхты. Так, для повышения безопасности работы экипажа на палубе было установлено более надежное леерное устройство, добавлен кормовой релинг, в комплектацию включены страховочные пояса с защелкивающимися карабинами на каждого члена команды, парусиновые обвесы на леера. Большинство палубных деталей, а также деталей вооружения стало выполняться из некорродирующих материалов.
Вместо узких диванчиков в салоне, расположенных ниже коек, применена асимметричная планировка с двумя широкими диванами и приподнятым спальным местом по левому борту. Упрощена форма выгородки для гальюна на левом борту в районе мачты. Камбуз, отделанный светлым пластиком, стал снабжаться газовой плитой (вместо примусов), выдвижными ящиками и шкафчиком для посуды и продуктов.
Несмотря на то, что в существующем варианте яхта Л6 в основном удовлетворяет яхтсменов и вполне пригодна для плаваний по морям с удалением от берега не более 50—70 миль, в настоящее время выдвинуто много новых требований, которые невозможно реализовать без серьезной переработки проекта.
Капитаны яхт Л6 справедливо указывают на недостаточность объема внутренних помещений для создания должного комфорта экипажу из г.яти-шести человек в длительном плавании. Мачта, проходящая через рубку, расшатывает ее, вызывая водотечность. Наличие длинного выреза в палубе снижает прочность корпуса. Носовой кубрик, камбуз и место штурмана недостаточно удобны.
Для устранения этих недостатков был предложен гладкопалубный вариант с увеличенной на 300 мм высотой борта в районе миделя и (несколько меньше) в оконечностях. При этом повышение центра тяжести корпуса составляет всего около 13 мм.
Для сохранения в каюте высоты, требуемой правилами классификации, линия борта выполнена прямой, без седловатости (см. вид сбоку), а бимсам придана несколько большая погибь.
Кокпит, длина которого увеличилась с 1,75 до 2,8 м, смещен в корму, что дало возможность лучше использовать внутренний объем и выгородить отдельное место для штурмана, устроить у сходного трапа шкаф для штормовой одежды, сделать побольше камбуз.
Таким образом, удалось отказаться от большого выреза в палубе для рубки, увеличить объем внутренних помещений и сделать вполне обитаемым носовой кубрик.
Устраняется водотечность на стыке рубки и палубы, чем страдают многие яхты Л6. Кокпит разделен бимсом на носовую часть — для рулевого и кормовую — для шкотовых. Благодаря такому размещению улучшаются условия обзора и управления; при поворотах шкотовые не мешают рулевому. Кормовой релинг и обвесы на леерах делают работу экипажа более безопасной.
По этому варианту намечается постройка нескольких яхт специально для крейсерских плаваний.
В серийную же постройку идет гоночный вариант с увеличенной высотой борта на 50—100 мм. Теоретический чертеж не изменился, так что первая яхта новой серии — «Енисей» (для Центрального яхт-клуба ДСО «Труд») была построена на существующих лекалах и стапеле.
В начале 1971 г. верфь провела очередную модернизацию проекта Л6.
Укороченная рубка теперь не расшатывается мачтой. Для улучшения центровки была перераспределена площадь основной парусности — уменьшен грот и увеличен стаксель. Опережение центра парусности относительно центра бокового сопротивления возросло с 12 До 18% от длины по ватерлинии.
Общая площадь парусности осталась прежней, поэтому яхта получила более низкий гоночный балл по обмерным формулам RORC и IOR.
Для решения других серьезных проблем — снижения рыскливости на курсе фордевинд, создания более прочной конструкции корпуса без увеличения веса, уменьшения смоченной поверхности корпуса — необходима более серьезная переработка проекта с изменением теоретического чертежа, использованием современных принципов проектирования и более широким применением новых материалов.