Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Прочие проекты
  • 1971 год
  • Треугольные паруса для байдарки «Салют»
Краткое оглавление
Мачта и паруса Шверцы Рулевое устройство Соединения стрингеров Герметизация весел Несколько пожеланий


Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Подвесной парус для байдарки «Салют»
Навеска мотора «Салют» на корму байдарки
Треугольные паруса с вершиной вниз на картинах Н. К. Рериха
Паруса для надувной байдарки «Саламандра»
По Азовскому морю на байдарках «Салют» с парусом
Установка мотора «Салют» на байдарке «Луч»
Установка подвесного мотора «Салют» на байдарку
Мотор «Салют» на байдарке
Парус для одноместной байдарки «Таймень-1»
Швертовый колодец на байдарке «Салют»
Парусное вооружение байдарки «Ладога»
Парусное вооружение байдарки и правила плавания
Новые байдарки «Таймень» приходят на смену «Салюту»
Варианты самодельных парусов типа «Стриж» для байдарки


Аналог ддм 016.

Треугольные паруса для байдарки «Салют»

Год: 1971. Номер журнала «Катера и Яхты»: 30
          0


Информация об изображенииФото паруса на байдарке
Фото паруса на байдарке
 
Едва ли сыщешь крап, более подходящий для водного туризма, чем Карельский перешеек. Есть, разумеется, множество других районов — более теплых и не менее живописных, но такого удачного сочетания озер, чисто байдарочных проток и речек, путей сообщения и центров снабжения, пожалуй, больше не найти. Здесь всегда множество туристов, но странное дело: за все лето я только дважды видел паруса. Один раз мимо прошел туристский фофан с треугольным парусом экзотической расцветки, а другой раз где-то на горизонте, у дальнего края плеса Северной Вуоксы мелькнул латинский парус над байдаркой. Мне доводилось встречать в пути ветеранов-байдарочников, но и они путешествовали без парусов. Туристы на «Нептунах» признавались, что возят с собой красивые штатные паруса, но не ставят: то ветер слишком слаб, то слишком силен, то дует не в ту сторону, да и спокойнее без них! А новичкам на «Салютах», оказывается, и в голову не приходило, что сделать парусное вооружение можно самому, и они все надеются на промышленность, спрашивая паруса в магазине.

Мачта и паруса


Информация об изображенииОбщая схема парусного вооружения
Общая схема парусного вооружения
 
Я сшил паруса позапрошлой весной. Никогда до этого не кроил и к швейной машине близко не подходил. Все для меня было впервые, включая знакомство с чертежами парусного вооружения.

Бермудское вооружение (треугольные паруса) я счел наиболее простым и подходящим. Забегая вперед, отмечу, что «Нептун» одного моего приятеля лавировал со своим рейковым парусом не хуже, а на полных курсах даже обходил мой «Салют», имея мачту в полтора раза ниже. Вероятно, в принципе бермудский грот и впрямь более эффективен, но пошить его с правильным горбом и пузом удается только уже при наличии соответствующих навыков (и материалов). Мне же пришлось сразу после испытания спрямить заднюю шкаторину, убрав до полуметра площади. А красивый плакатный сатин неумолимо вытягивался совсем не там, где хотелось бы.


И все-таки даже с «плохим» парусом я уже шел в бейдевинд около 60° к ветру. Можно было забирать и круче, по падала скорость. Почти половину Вуоксы (от Барышева до Приозерска) мы прошли под парусами. На озере Глубоком катались при ветрах и очень слабых (таская дорожку с блесной), и довольно сильных, когда волна и резкие шквалы доставляли много острых ощущений. Не поймите меня превратно: острота положений не превышала разумных пределов. За весь сезон (34 перехода) не было у нас ни одного оверкиля. Но не раз приходилось напряженно работать на шкотах, ловить доли секунды, лавируя среди камней. Такие ощущения, полагаю, вполне спортивны.

Байдарка под парусом оказалась настолько удобным и безопасным судном, что появилась идея использовать ее на большой воде. Всерьез подумывая об отпуске на севере Ладоги, осенью мы с приятелем попробовали выйти на плесы ее шхерного района. Ночью с пятницы на субботу собрали байдарку в Приозерске, благо перрон освещается хорошо, прошли лабиринт проток и плесов, именуемый в путеводителе речкой Тихой, забрались в шхеры за поселок Березово и с пристрастием испытали свой парусник на метровой волне при довольно свежем ветре. В понедельник мы оба спокойно вышли на работу, что является лучшим показателем надежности и мореходности «Салюта».

Мой первый совет: не создавайте себе трудностей! Не пытайтесь сразу делать все по науке. Конечно, есть прямой смысл взять подшивку сборника «Катера и яхты» и любые другие книги и журналы, где говорится о парусах и управлении ими. Все это очень полезно изучить. Но потом импровизируйте в соответствии со своими возможностями и основными законами безопасного плавания под парусами.

Если вы можете достать трубку из дюраля (например, Д1), сделайте мачту из нескольких кусков по 900—1000 мм каждый с точеными соединительными втулками. Нет металла — пользуйтесь деревом, соединяя части мачты при помощи патрубков из толстой жести. Такелажем не увлекайтесь: при деревянной мачте ванты — боковые растяжки может быть еще и нужны, по при металлической совершенно излишни. Мачта свободно поворачивается вместе с гиком.


Паруса шейте смело. Вероятнее всего первый блин будет комом. Но едва ли первый парус будет последним: Не мудрствуя, делайте первый парус плоским. Ведь не к регате готовитесь!

Купите любую ткань, желательно полегче и подешевле (хоть ситец!). Нарисуйте на полу треугольник с наибольшим углом 80—85° и с короткими сторонами, относящимися как 1:2 или 1:2,5. Укладывайте куски материи на пол перпендикулярно длинной стороне треугольника и отрезайте вдоль линий на полу. Нарезанные полотнища сшейте швом «зигзаг», а то и простой запошивкой. Края подверните и обшейте тесьмой. Это — грот.

Стаксель делайте в виде прямоугольного треугольника, больший ка-тег которого в полтора раза короче передней шкаторины (кромки) грота, Нижнюю шкаторину стакселя рассчитайте так, чтобы она была чуть меньше расстояния от форштевня до мачты.

Только когда вы несколько раз перешьете пробные паруса, испытав их в походах, берите специальную ткань и шейте настоящие паруса по всем правилам.

Шверцы


Информация об изображенииУстройство шверцев
Устройство шверцев
 
Поперечную балку соберите из брусков 25X50, уточнив размеры по месту — на байдарке. Между верхними и нижними брусками по концам вырежьте пазы точно по форме длинных (100—150 мм) закладных болтов. Болты слабо обмотайте изолентой и зажмите между планками, стягиваемыми болтами или резиной и проволокой. Это шверц-балка. К фальшборту она крепится при помощи согнутых под прямым углом шпилек с гайками-барашками на расстоянии 100—150 мм в корму от мачты. Чтобы не ослаблять фальшборты отверстиями, лучше применить другой вариант — поставить еще одну перекладину (нижнюю) и связать ее с верхней длинными болтами, зажимая фальшборты. Кстати говоря, штатное крепление мачты к шп. 3 — слабовато; я приделал новый «пяртнерс» (планку с вырезом для прохода мачты) прямо к шверц-балке.

Сами шверцы лучше всего сделать из дюраля толщиной 2—3 мм, но можно выстрогать тонкие крылья из доски или просто выпилить их из хорошей фанеры. Шверцы навешиваются на концы закладных болтов и крепятся большими гайками с шайбами или гайками-барашками. Можно ставить шверцы вертикально, но лучше чуть развести в стороны. Крепить их жестко не надо: металлические вообще должны свободно вращаться на болтах, а деревянные затяните гайкой настолько, чтобы они не всплывали. Откидывающиеся шверцы помогут избежать поломок, если вы наскочите на мель или камень, сами сбрасывают цепляющиеся водоросли. Разумеется, при ходе с попутным ветром или, тем более, на веслах шверцы следует поднять и закрепить в горизонтальном положении.


Рулить веслом, двигаясь под парусом, невозможно. Управлять рулем при помощи педалей на первом шпангоуте — тоже (хотя бы потому, что управлять должен тот, кто сидит на корме и видит парус!). Я весь первый сезон проплавал с перекладиной, подвешенной к средней спинке кокпита. Я мешал переднему гребцу, а он мне, но и такое устройство было удобнее петель на ногах или педалей, закрепленных к шпангоуту.

И последний совет начинающему байдарочнику. Купите надувной матрац. Штука дорогая, но очень практичная. Не представляю сиденья более удобного, чем слабо надутый и сложенный вдвое матрац!

Рулевое устройство


Информация об изображенииРулевое управление
Рулевое управление
 
Штатная передача с тесемками от педалей в носу очень неудобна. Рекомендую подвесить у ног рулевого, сидящего на заднем сиденье, поперечину. Мной использовалась деревянная планка — поперечина длиной 450 мм, подвешенная (за отверстия, в ее средней части) к перекладине перед спинкой среднего сиденья. Вниз и вперед планку оттягивают две пружины, зацепленные крючками за перекладину кильсона. Такая система подвески легко позволяет регулировать положение поперечины по длине и высоте лодки, делая его наиболее удобным.

Сами рулевые тяги надо сделать из капронового шнура, а еще лучше из тонкого провода с изоляцией из ПХВ. Поставив на поперечину утку, вы сможете наматывать на нее излишек длины этих тяг при регулировке.

Отверстие в фальшборте надо сверлить наискось, возможно ближе к направлению тяги; желательно оправить его трубкой из мягкого металла, а сам фальшборт усилить дюралевой накладкой. Для уменьшения трения можно поставить горизонтальные блочки снаружи фальшбортов. Чтобы нога не скользила, набейте по краям перекладины кусочки рифленой резины от лыжных креплений.


Соединения стрингеров


Применяемые шарнирные соединения — слабое место конструкции. При сборке и разборке «паучьи ноги» путаются, тонкие пластинки шарниров перекручиваются и нередко ломаются. Замыкающее звено работает плохо: выдвижной стерженек-сердечник постоянно заедает (даже если его смазывать), а «рукоятка»-шпенек зачастую не выдерживает и отлетает; на волне замок привального бруса не раз открывался. Общее пожелание, — чтобы завод применил какое-либо более простое и надежное соединение.

На среднем замыкающем звене стрингеров и привальных брусьев проще всего сделать резьбовую распорную муфту. Свинчивая такую муфту, можно плотно распереть всю систему и предотвратить самопроизвольное разъединение стрингеров.

При таком варианте упростится не только сборка и разборка байдарки, но и само изготовление деталей и узлов на заводе, а главное — вся система будет гораздо надежнее.

Герметизация весел


В лопастях скапливается вода из-за течи по заклепкам.

Над лопастью я насверлил небольшие отверстия, обмотал изолентой и прижал водосбойными кольцами. Слить воду легко, покачивая весло и продувая сквозь отверстия. Можно сделать вынимающиеся пробки.

Несколько пожеланий


«Салют-ЗМ» просто создан для путешествий под парусами, но при этом лучше использовать его как двухместное судно. Прочности набора при площади парусности не более 6 м2 хватает, но в принципе неплохо бы усилить третий шпангоут, степс и фальшборты, хотя бы это и привело к некоторому увеличению веса.

Качество оболочки неудовлетворительное. Корд достаточно прочен, но резиновое покрытие крошится и отстает при малейшем ударе, образуются потертости вдоль стрингеров. Целесообразно в заводских условиях — об этом уже говорилось много — усиливать оболочку вдоль трубок каркаса. Слой резины здесь должен быть раза в три толще, чем на всей оболочке, чтобы можно было спокойно зачищать и наклеивать заплаты.

Совершенно непригодно крепление заплечных ремней у тюка с набором. Конечно, можно и самому нашить кусок кожи от старого башмака, но почему бы на фабрике не сделать по-человечески! И поставить не хлопчатобумажные, скручивающиеся в жгут лямки, а жесткие брезентовые «ремни» с прокладками под плечи. На торцевые клапаны чехла желательно нашить мягкие и прочные прокладки, иначе концы деталей рвут брезент.

Неплохо бы снабдить «Салют» фартуком по типу «нептуновского», и специальными байдарочными мягкими сиденьями, красить или парафинить деку в заводских условиях, наладить выпуск и продажу комплектов парусного вооружения, запасных деталей каркаса, весел и сменных оболочек.

Словом, пожеланий много. Очень хотелось бы услышать мнение работников завода по поводу предложений байдарочников!


Понравилась ли вам эта статья?
+5

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Парус для шпоновых лодок и аналогичных размерений
Амортизированные колеса для мотолодки «Прогресс»
Проект моторной лодки «Суперкосатка»
Шведский водоизмещающий катер «Албин-25»
Фанерная моторная лодка для мотора «Вихрь»
Крейсерский парусный катамаран «Капитан Уиллис»
Новый вариант мотолодки «ПК-5» — «Катран»
Два варианта катера «Суперкосатка»
Разборный катер с мягкой обшивкой с маломощным мотором
Каноэ-тримаран из фанеры американца Джорджа Дэниелса
Крейсерский каютный швертбот класса «Т2»
Быстроходный речной разъездной катер «Аист»
Двухместная мотолодка «Вега-1» из фанеры
Саратовская стальная моторная лодка «Волжанка»
Простой и экономичный путь к морю по версии киевских яхтсменов

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Треугольные паруса для байдарки «Салют»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Прогулочная мотолодка тримаран «Тагуан»
Прогулочно-туристическая мотолодка «Нептун»
Мотолодка для обучения начинающих воднолыжников
Мотолодка «ГАИ-3» типа морские сани
Охотничий плотик из двух складных лодок
Швертбот-одиночка «ОК» международного гоночного класса
Гоночная мотолодка под мотор 500 куб. см.
Пластмассовая лодка «Утка-2» для охотников и туристов
Пластмассовая мотолодка-тримаран «Агат»
Крейсерско-гоночная яхта Л6 для дальних походов и гонок
Пластмассовая мини-яхта «Вояжер»
Мореходная мотолодка-тримаран «Норд»
Мини-яхта «Морской конек» для спортивных плаваний
Дюралевая глиссирующая прогулочная мотолодка «Обь»
Гребная пластмассовая лодка «Пелла»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 40 + 25 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории