Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные советы
  • 1975 год
  • Установка подвесного мотора «Салют» на байдарку
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Установка мотора «Салют» на байдарке «Луч»
Водометная установка «Буран» для подвесного мотора
Усовершенствования и переделки подвесного мотора «Салют»
Установка на надувную лодку «ЛГН-2» мотора «Салют» и тента
Снижение веса подвесного мотора «Салют»
Каталог деталей подвесного мотора «Салют-Э»
Доработка подвесного мотора «Салют»
Реконструкция подвесного мотора «Салют-ЭС»
Установка тахометра для подвесного мотора
Установка мотора за кормой байдарки
Навеска мотора «Салют» на корму байдарки
Подвесной водомет на базе мотора «Салют»
Установка карбюратора типа К60В на мотор «Салют»
Усовершенствование конструкции мотора «Салют»


Установка подвесного мотора «Салют» на байдарку

Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 53
          0


В июле 1973 г. наша туристская группа па одной байдарке «Ладога» и двух трехместных байдарках «Салют М-5,2», одна из которых была оборудована мотором «Салют», прошла по маршруту пос. Ольховка на Южной Кельтме — Джурич — Северо-Екатерининский канал — Северная Кельтма — пос. Усть-Кулом на Вычегде.

В статье С. Лукашкина «Северное кольцо», напечатанной в №42 сборника, уже рассказывалось о плавании по самой важной части этого маршрута — через заброшенный, не используемый уже в течение 130 с лишним лет Северо-Екатерининский (Камо-Вычегодский) канал. Чтобы не повторяться1, я опущу описание рек и берегов и расскажу только о технической стороне нашего путешествия.

Треть состава пашей группы составили дети. Мы и раньше немало путешествовали на байдарках с детьми и хорошо представляли, что преодоление довольно большого расстояния (около 400 км) в сложном во всех отношениях таежном районе и при наличии участка (160 км), на котором придется двигаться против течения, потребует немалых усилий и соответственно уменьшит и без того ограниченный резерв свободного времени, необходимого для отдыха, походов за грибами и ягодами, рыбной ловли II т. п. В связи с этим мы. впервые в практике наших туристских походов, взяли с собой лодочный подвесной моторчик.

Информация об изображенииКараван на Южной Кельтме
Караван на Южной Кельтме
 
Ознакомившись с преимуществами и недостатками обоих вариантов расположения подвесного мотора на байдарке — за кормой и у борта (на консоли), мы отдали предпочтение бортовому. Во-первых (это полностью подтвердил опыт нашего плавания), при движении в сложных условиях — по узким и засоренным рекам, на которых часто встречаются завалы, топляки, камни и перекаты, краппе важно иметь возможность регулировать скорость, моментально останавливать пли откидывать мотор. Одним словом, лучше, чтобы мотор был всегда под рукой и не надо было прибегать к помощи всевозможных передач дистанционного управления, которое на байдарке трудно сделать простым и надежным. Во-вторых, с самого начала имелось в виду, что «Салют-5,2» с мотором какую-то часть пути будет буксировать за собой остальные байдарки, а кормовое расположение мотора осложнило бы, на наш взгляд, проводку буксирного конца и ухудшило управляемость каравана.

Крен байдарки, вызванный несимметричным расположением сравнительно тяжелого мотора за правым бортом, компенсировался весом одного из мест2 багажа и, в какой-то мере, смещением от ДП влево самого «моториста». Такое решение проблемы, разумеется, потребовало повышенного внимания к дисциплине и контролю за остойчивостью байдарки, но, во всяком случае за время похода никаких опасных ситуаций из-за крена на правый борт не возникало, в том числе и при поворотах с байдарками на буксире.


Информация об изображенииСхема приспособления для навешивания моторчика
Схема приспособления для навешивания моторчика
 
Управление байдаркой было обычным — с проводкой штуртросов (стальной канатик в полиэтиленовой оплетке) от педалей на среднем шпангоуте на поперечину руля. Только в тех случаях, когда требовалось сделать крутой поворот или подать байдарку назад, не выключая двигатель, переходили на управление румпелем самого мотора.

Один из двух взрослых, находящихся на головной байдарке каравана, управлял его движением (рулевой), а второй (моторист) обслуживал мотор.

Буксирный конец закладывался прямо за струбцину мотора, а на первой из буксируемых байдарок — за короткую мачту, установленную в носовой части; второй буксирный конец крепился за ее кормовой шпангоут.

По нашим замерам скорость каравана из трех полностью загруженных трехместных байдарок с одним «Салютом» составляла 9—10 км/ч. При этом дроссельная заслонка была открыта примерно на 3/4 ее полного перемещения и бачок бензина (около 2 л) расходовался за 1,5—1,6 ходовых часа. При ходе вверх по течению даже на стремнинах мощности 2 л. с. хватало с избытком, полный газ давали не всегда.

Глубокие перекаты проходились, как правило, легко и просто, а вот мелкие и засоренные доставляли немало хлопот. Часто приходилось поднимать работающий винт, чтобы сбросить траву с отверстия водозаборника или «перенести» его через колья, ветки и корни деревьев либо отдельные камни. В большинстве же случаев, попадая на опасные, труднопроходимые участки, мы сразу глушили мотор. Кстати говоря, заводить его снова было нелегко. Потом мы уже привыкли, что надо действовать, не торопясь; продуть цилиндр, перезалить карбюратор, закрыть кран под бачком и до тех пор дергать за шнур стартера, пока сформируется смесь легковоспламеняющегося состава. Иногда мотор начинал работать только после 15—20 рывков.


Информация об изображенииСхема установки ножа для очистки винта от наматывающейся на него травы
Схема установки ножа для очистки винта от наматывающейся на него травы
 
На Южной Кельтме и Джуриче одних завалов встретилось нам около сотни. То, что байдарка с ее мягкой оболочкой и хрупким набором не может сходу топить корпусом плавающие ветви и коряги, заставляло нас на многих «подозрительных» участках отдавать буксир, снимать мотор и, уложив его (в полиэтиленовом мешке) на «кормовой багажник» — жесткую раму из жердей, закрепленную на деке, разбирать весла. При плавании вниз по Северной Кельтме, когда, естественно, скорость каравана заметно возросла, а маневренность ухудшилась (несколько раз буксируемые байдарки, не успев развернуться, «втыкались» в берег), топляки и плавающие останки деревьев стали представлять грозную опасность. И вполне реальную: заклеивать пробоины нам пришлось не один раз (только на Южной Кельтме — трижды), а о шпонках винта и говорить нечего!

На многих участках русло сильно заросло осокой. Местных жителей это смущает мало: из рассказа С, Лукашкина мы уже знали о ножах, устанавливаемых на их подвесных моторах. В деревне Канава мы побывали в мастерской одного из здешних умельцев: он тут же продемонстрировал такой нож и объяснил как закрепить его на нашем «Салюте». На шпоре, защищающей винт от подводных препятствий, с помощью двух-трех винтов закрепляется стальная пластина толщиной 2 мм, край которой отогнут под 90°, подогнан по лопасти винта (чтобы зазор не превышал 1,5 мм) и заточен. Трава, зацепившаяся за лопасть, при вращении винта попадает на лезвие ножа, рассекается им и центробежной силой сбрасывается с винта в сторону.

Кстати сказать, «Салюта» здесь никто не видел; нас неоднократно просили его показать и расспрашивали, интересуясь надежностью и расходом топлива. Высказывали мнение, что такой мотор мог бы им пригодиться на лесных озерах, куда ходят по тропам, но тут же и отмечали, что вес, пожалуй, великоват для дальней переноски.


Подведем итоги. Из 400 км, пройденных нами за 12 ходовых дней, под мотором мы преодолели 170 км, т. е. даже чуть меньше половины (израсходовано было около 25 л бензина). Однако если учесть, что значительная часть этого 170-километрового отрезка приходится на путь против течения или по сравнительно большим рекам, то надо сказать, что возили мы с собой «Салют» не зря.

Информация об изображенииМотор «Салют» на байдарке
Мотор «Салют» на байдарке
 
Примененная сварная конструкция приспособления для установки мотора на байдарку полностью себя оправдала. Особенность ее состоит в том, что Г-образная поперечина, уложенная, как обычно, на фальшборты сверху, крепится к ним с помощью длинных планок с отогнутыми носовыми краями, а кроме того, опирается еще в одной точке прямо под углом транцевой доски непосредственно па набор байдарки — на верхний стрингер. Таким образом, по длине лодки точки крепления разнесены на 420 мм, что значительно улучшает условия передачи веса мотора и крутящего момента на каркас байдарки.

Поперечина согнута из стальной трубки. К отогнутому кормовому концу поперечины приварена фигурная пластина, к которой и крепится болтами деревянная подмоторная доска 155X125 толщиной 32 мм, снаружи прикрытая накладкой. Расстояние между привариваемыми к поперечине продольными планками уточняется по месту на собранной байдарке. Планки накладываются на фальшборты снаружи и крепятся к ним двумя болтами с гайками-барашками каждая. Носовые концы планок отогнуты и заходят под фальшборты (размеры по высоте также уточняются по месту). Все планки и кницы в месте приварки торца трубки к пластине 4 вырезаны из обрезков стального листа толщиной 2 мм.

Пластина 4 с помощью шпильки, регулировочных гаек и кольца опирается на стрингер байдарки; при этом в оболочке для прохода шпильки пробивается отверстие диаметром 3 мм.

В заключение хочу напомнить старую истину: на байдарке канистра для бензина должна быть абсолютно герметична!

Примечания


1. С маршрутом можно познакомиться по книгам: М. Заплаткин. В объективе Уральский Север, Пермь, 1965; А. Граевский. Морской узел, Пермь, 1966; см. также журнал «Турист» №9 за 1969 г.

2. Рекомендуется надежно закрепить его к бортовому набору.


Понравилась ли вам эта статья?
+2

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Консультации по лодочным моторам СМ-557Л и «Москва-25А»
Механизм «передвижения мегафонов» «Ветерка»
Искусство предсказания погоды на «Кубке Балтики»
Испытания мини-яхты «Ассоль»
Прибор для сигнализации о несчастных случаях на воде
О выпуске и продаже спасательных жилетов
Съемные стойки с колесами для лодки «Обь»
Регулировка натяжения оболочки на байдарке «RZ»
Ремонт поверхности посадки магнето
Консультации по моторам «Ветерок», «Москва» и «Нептун»
Устройства облегчающие работу с парусами
Ходовые огни с линзами Френеля
Полезные мелочи: пенал, ветровик, стол, чехол для лодки...
Улучшение качеств и снижение шумности мотора «Ветерок-12»
Испытания лодки «Мечта» на берегу Гребного канала

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Установка подвесного мотора «Салют» на байдарку

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Тент для лодок «Казанка» и «Южанка»
Консультации по моторам «Ветерок», «Вихрь» и «УД-25В»
Защита от коррозии корпуса мотолодки «Прогресс»
Полезные мелочи: запрессовка, течь, вентиляция, шпигат, мачта...
Яхта «Секрет» затонула из-за сильного шквала
Применение радиоприемника для пеленгации
Стеллаж-рундук для хранения лодки на берегу
Отклики владельцев «Вихрей» к статье о создателях мотора
Водяная помпа с аварийным клапаном для моторов «Ветерок»
Консультации по моторам «Ветерок» и «Москва»
Опыт изготовления и эксплуатации подвесных водометов
Улучшенный самодельный гребной винт «мульти-питч»
Два дня плавания на пластмассовой лодке «Мидия-2»
Полезные мелочи: шайбы, черпак, гвозди, уключина, бинокль...
Постановка яхты на два якоря


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 14 + 25 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории