Так августовским вечером начался двухдневный испытательный поход на 2,8-метровой пластмассовой лодке. Нам казалось, что именно в таком прибрежном плавании в открытом для ветра заливе, где нет сильного течения, в полной мере должны проявиться качества опытного образца первой серийной прогулочной лодки, которую действительно можно назвать универсальной. Она приспособлена уже не только для хода на веслах и установки подвесного мотора, но и для плавания со штатным парусным вооружением. «Мидия-2» имеет рейковый парус площадью 4,0 м2 и шверт; для придания нужной остойчивости корпус ее сделан относительно шире, чем на обычных гребных лодках (ширина такая же, как у 4,1-метровой «Пеллы»!).
Поскольку наш первый парусник разрабатывался с расчетом на массовый выпуск, хотелось сделать испытания возможно более полными, проверить удобство эксплуатации ее в различных условиях. За двое суток плавания Ленинград — Зеленогорск — Ленинград я рассчитывал встретиться с разными сочетаниями ветра и волны, которые характерны для подобных районов, а заодно посмотреть, как далеко сможет уйти от своей стоянки владелец подобной! лодки в конце недели, чтобы вернуться засветло в воскресенье.
На выбор маршрута повлияло и то, что лет пятнадцать назад, будучи студентом, я много раз ходил здесь на самодельном парусном швертботе почти таких же размеров (длина его была 2,7 м; ширина — 1,22 м; высота борта — 0,5 м: площадь паруса — 4,2 м2). Так что имелась какая-то база и для сравнительной оценки.
В чисто прогулочном варианте «Мидня-2» — двухместная лодка, в отличие от одноместной «Мидии», которая упоминалась в №24. Но для сколько-нибудь продолжительного плавания, когда надо захватить с собой провизию, теплую одежду, спальные принадлежности и т. п., паспортной грузоподъемности 160 кг на двоих уже не хватит. Так и вышло, что плавание было задумано как одиночное.
Провожавшие меня коллеги сомневались в том, что подобное путешествие вообще может доставить какое-то удовольствие. Было ясно, что под парусом лодка не пойдет быстрее 6 км/ч, да и с 5-сильным «Прибоем» скорость будет лишь немногим выше 10 км/ч. Но, думаю (и многие, очевидно, согласятся со мной), что смысл пребывания на воде состоит не обязательно в том, чтобы промчаться 50 или 100 км с «сумасшедшей» скоростью, а затем снова превратиться в обычного сухопутного туриста, сидящего на берегу у палатки и костра. Выходя в залив на глиссирующей лодке, иногда невольно сбрасываешь газ до самого малого или глушишь мотор только для того, чтобы ощутить себя частицей огромного пространства, прислушаться к плеску волн, понаблюдать за безмолвной игрой сил природы. Разве не надоедает нарушать ее ревом двигателя? В таких случаях парус просто незаменим: он дает возможность держать лодку под контролем, не спеша идти к намеченной цели, наслаждаясь настоящим отдыхом.
Несколько предварительных выходов на «Лидии» никак не давали повода льстить себя надеждой, что все 54 км до Зеленогорска и обратно можно будет проделать под парусом: мы уже знали, что лодка неважно идет в бейдевинд, сильно дрейфует. Поэтому, кроме пары весел, в нее были погружены 19-килограммовый «Прибой» и полный бачок горючего (20 л). Со спальным мешком, «непромоканцем», запасом сухой одежды, спасательным жилетом и провизией полезная нагрузка, включая мой собственный вес, составила примерно 145 кг.
Лодка была в том самом виде, в каком мы ее получили. Единственное усовершенствование заключалось в том, что шверту придали правильную, обтекаемую форму. Конструкторы предусмотрели использование в качестве шверта съемной кормовой банки толщиной 25 мм, даже не скруглив ее углы. А ведь на такой маленькой лодке сопротивление шверта составляет существенную долю общего сопротивления корпуса! В то же время обтекаемый шверт нисколько не хуже выполняет свою роль кормовой банки.
Парусное вооружение «Мидии» не понравилось нам с самого начала. Думаю, что не понравится оно и производственникам. Слишком тяжелы и громоздки мачта, выклеенная из ясеневых реек, деревянные гик и реек, к которым парус пришнуровывается сезнем, как на старых шлюпках. Вряд ли подобная конструкция оправдана, если речь идет о крупносерийном выпуске. Дерево для рангоута нужно тщательно отобрать, хорошо высушить, обработать. Не проще ли мачту, гик и реек нарезать из тонкостенной алюминиевой трубы? Верхнюю шкаторину паруса лучше оформить в виде кармана, в который вставляется реек. К гику парус достаточно закрепить только шкотовым углом: свободная нижняя шкаторина обеспечивает лучшую форму паруса, становится ненужной сезневка. Да и сам материал паруса — тяжелый грубый авизент совсем не подходит для слабых ветров, для которых предназначено прогулочное суденышко.
Итак, ветер посвежел. Короткая крутая волна — хотя высота ее и не превосходила 40 см — стала сбивать ход. Встречаясь с полным носом «Мидии», волны разбивались, превращаясь в тучу брызг, захлестывающих в лодку. Невольно вспомнился мой швертбот. В свежий ветер и на большой волне он неважно вел себя на попутных курсах — иногда чувствовалось, что корма начинает отрываться от воды и вот-вот произойдет «оверкиль». Поэтому, когда ветер заставал меня посреди залива, я приводил лодку в бейдевинд, садился на пайол, прижавшись спиной к наветренному борту, и спокойно уходил под защиту берега. Не раз приходилось удивляться, что даже при волне 0,6—0,7 м высота надводного борта на форштевне оказалась достаточной, чтобы брызги не попадали на носовую палубу. «Мидия» таким качеством не обладала явно. Надежды засветло добраться до запланированного места ночлега под парусом не оставалось. Ну что ж! У меня есть мотор.
Быстро спускаю парус. Простота — несомненное достоинство вооружения «Мидии». Чтобы спустить реек вместе с парусом, достаточно подобраться к мачте — благодаря большой ширине лодки это даже на болтанке вполне безопасно, и снять фал с утки. Короткая мачта без всякого стоячего такелажа свободно вставлена через отверстие в передней банке в степс и поворачивается вместе с парусом, так что вынуть ее тоже несложно (только предварительно нужно выдернуть гик из прорези в мачте). Парус аккуратно наворачиваю на гик, чтобы реек был сверху — в таком виде он всегда готов к немедленной постановке, и вместе с мачтой укладываю по ДП вдоль лодки; рангоут спокойно умещается в ней. Шверт вынимаю из колодца, укладываю в корме поперек лодки.
Теперь займемся мотором. Переношу «Прибой» к транцу... и обнаруживаю руль плавающим метрах в пяти за кормой. Руль выбило волной из петель, наверное. в тот самый момент, как только я выпустил румпель из рук: конструкторы явно «экономили вес» на длине штырей, вставляемых в петли на транце. А поставить руль на место во время качки довольно трудно: штыри абсолютно одинаковой длины, поэтому нужно умудриться попасть ими сразу в обе петли. Достаточно было сделать нижний штырь на 20 мм длиннее верхнего — и все стало бы значительно проще.
Безуспешно провозившись с «Прибоем» около получаса (у мотора оказался разрегулированным карбюратор, и он глох, как только включался ход), берусь за весла. За 40 минут прохожу оставшиеся до острова Варперлуда полторы мили. На веслах лодка идет довольно легко, устойчиво держится на курсе.
В темноте вытаскиваю «Мидию» кормой на берег — спать в лодке лучше, расположившись головой к транцу, устраиваю из паруса палатку, забираюсь в спальный мешок. Подо мной оказывается поперечный брус, закрепленный на пайоле в качестве упора для ног гребца. Хотя это и мешает, под плеск волн о камни быстро засыпаю.
Утро приносит легкий попутный бриз. Солнце, спокойное море. «Мидия» огибает мыс Лисий Нос, и вот уже берег справа пропадает в синеватой дымке. Скорость явно ниже 3 узлов, ветер лишь временами расправляет морщины на парусине, но я не тороплюсь! Попутно осматриваю мотор, регулирую карбюратор. К полудню ветер совсем слабеет, дует полосами. Чтобы размяться, время от времени берусь за весла.
Через несколько часов безмятежного плавания впереди проступают из дымки знакомые белые корпуса санаториев и домов отдыха нашей Северной Ривьеры. Решаю закончить дневной переход под мотором, который теперь заводится легко и работает безотказно. Правда, винт оказывается слишком глубоко погруженным в воду, двигатель явно теряет в мощности. Низкое положение мотора неудобно и по другой причине: при запуске, когда поневоле приходится подходить к транцу, волна заплескивает поддон и свечи. По-видимому, стоило бы поднять транец на 40-60 мм, как следует отработав форму кормового плавника или сместив мотор на 100 мм в сторону борта. Но и при существующем положении мотора «Мидия» идет со скоростью около 12 км/ч, устойчива на курсе, обладает хорошей поворотливостью. Однако при ходе против волны опять-таки сказывается чрезмерная полнота носовой оконечности: тупой нос отбрасывает воду вверх и вперед, брызги попадают в лодку.
Конструкторы почему-то считают максимальной допустимом для установки на «Мидии» мощностью 2 л. с. Такое ограничение представляется неоправданным: ее можно эксплуатировать с 5-сндьным «Прибоем» и, во всяком случае, при доработке проекта следует рассчитывать именно на такой вариант.
Итак, выйди из Ленинграда в 17 часов при 2-балльном встречном ветре, проведя ночь на Варперлуде и получив затем постепенно стихающий до штиля попутный зюйд-ост, я в 16 часов следующего дня «ошвартовался» в уютной гавани Зеленогорска. Рыболову еще хватило бы времени выйти в залив на вечерний клёв — десятки рыбачьих лодок вытянулись цепочкой в миле от берега. Можно было бы посвятить рыбалке и утро второго выходного дня, а затем под мотором за 5—6 часов вернуться в город. Но у меня планы другие. Утром я снова ставлю парус и начинаю медленный обратный путь в бейдевинд с береговым бризом. Используя малую осадку «Мидии», «облизываю» берег, проходя вдоль пляжей. Ветер снова не сильнее 1—2 баллов, а к 11 часам, когда я был уже вблизи мыса Дубки, он стих окончательно.
В последний раз купаюсь в чистой воде залива, меняю парус на мотор, и через три часа «Мидия» входит в Гребной канал, приближаясь к месту стоянки.
Ну что ж, можно считать, что «Мидия» вполне пригодна для таких небольших походов. В лодке достаточно места для размещения мотора, запаса горючего и походного снаряжения, в ней .можно переспать в ожидании зари. Хватит грузоподъемности и для плавания вдвоем, но при этом тесновато. «Мидия-2» остойчива, неплохо идет под мотором и на веслах. Можно, по моему мнению, улучшить и ходовые качества под парусом, сшив его из более подходящего, легкого материала и переконструировав рангоут. В частности, точку крепления гика на мачте надо расположить выше, тогда и парус будет лучше работать, и второму человеку в лодке будет удобнее при поворотах. Без опасения за остойчивость можно добавить еще 0,5 м2 парусности — это было проверено при плавании в 3-4-балльный ветер. Совершенно не нужен удлинитель румпеля: «Мидия» — не спортивный швертбот, такие лодки практически никогда не приходится откренивать, сидя на борту.
Программа испытаний «Мидии» прошлым летом включала еще и интенсивное использование ее для кратковременных прогулок, в качестве перевозной лодки и naлубного тузика на большой яхте. Плавали на ней и вчетвером, но высота надводного борта для этого недостаточна.
Качество изготовления пластмассового корпуса и его прочность оказались выше всяких похвал. При осмотре в конце сезона не было обнаружено никаких трещин, отслоений и повреждений декоративного пигментированного слоя. Достаточно было помыть корпус — лодка снова становилась как новая. А вот поднимать «Мидию», скажем, на борт яхты довольно тяжело: вес велик (а для тузика «Мидия» и крупновата). Облегчить лодку стоит, сделав, например, менее мощными пайолы (доски из тяжелого ясеня) и банку (25-миллиметровая бакелизированная фанера). Для удобства эксплуатации лодки кормовой щит пайола лучше сделать не только более легким, но и составным, а то сейчас, находясь в лодке, снять пайол, чтобы откачать воду, далеко не просто.
Теперь, видимо, пора сказать о том, как к нам попала «Мндия-2» — ведь в магазинах этой лодки никто не видел. Один из первых ее образцов конструкторы специально передали редакции сборника в опытную эксплуатацию после окончания заводских испытаний. Правда, каких-либо перспектив на освоение серийного выпуска «Мидии» не имелось уже тогда. Межведомственная комиссия в своем заключении отметила, что вряд ли лодка стоимостью около 300 рублей «найдет достаточный сбыт», а потому, «несмотря на хорошие (в перспективе) эксплуатационные качества «Мидии-2», комиссия не считает возможным рекомендовать проведение дальнейших работ по ее доводке». Этого было достаточно, чтобы «дальнейшие работы» прекратили и в конструкторском бюро и на том самом ленинградском заводе, который взялся было за выпуск «Мидии».
Думается, что освоение производства и появление в продаже простой и безопасной в эксплуатации, сравнительно недорогой прогулочной парусной лодки стояло бы приветствовать. Значение этого факта, на наш взгляд, шире, чем просто еще одни шаг для удовлетворения потребности какой-то определенной части любителей отдыха на воде. Ведь хорошо известно, как редко .можно встретить парус на наших озерах и водохранилищах, в прибрежных водах морских заливов. И потому, что парусные лодки не выпускались и не выпускаются, и потому, что многие тысячи владельцев лодок моторных и гребных даже не имеют понятия о том, что такое парус, какое удовольствие испытываешь, управляя маленьким парусником. Широкое, если можно так выразиться, внедрение паруса откроет новый мир увлечений.
Конечно, наш рынок еще плохо подготовлен к реализации парусных лодок, хотя, впрочем, небольшой опыт есть: я имею в виду разборный швертбот «Мева», который много лет импортируется из ПНР и успешно реализуется у нас по довольно высокой цене — 300 руб. Судя по письмам, приходящим в редакцию сборника, желающих приобрести «Меву» гораздо больше, чем число таких лодок, поступающих в паши магазины. Так неужели не найдется покупателей для «настоящей» лодки из стеклопластика за такую же (пли чуть более высокую) цену?
Важно только, чтобы новая лодка могла сразу же завоевать признание потребителя, а для этого над «Мидией» надо и стоит работать. Подобной лодке отведена важная роль — проложить большим и малым парусникам путь к широкому потребителю.
Комментарии конструктора
Пластмассовая «Мидия-2» — первая попытка создать универсальную лодку, которая удовлетворила бы и запросы любителей прогулок под парусом. Если бы работа над ее проектом продолжалась, конечно же, можно было бы усовершенствовать ее, найти более удачные решения — и не только по парусному вооружению и рулевому устройству, где в процессе редакционных испытаний, проведенных опытным специалистом, выявлено достаточно много серьезных упущений. Необходима дальнейшая работа над конструкцией корпуса лодки с целью снижения веса; поэтому, в частности, интересны предложения по доработке банок и пайолов.
Рекомендации по увеличению площади парусности и повышению положения паруса требуют, на мой взгляд, тщательной проработки, так как при массовом выпуске и свободной продаже подобных лодок у руля могут оказаться люди, не плюющие достаточною опыта.
В основу имеющейся конструкции закладывалось стремление максимально упростить и сделать безопасном эксплуатацию лодки (в различных вариантах использования) и обеспечить надежность ее узлов. Во время испытаний «Мидия-2» преодолевала короткую крутую волну высотой около 0,4 м. Это — тяжелые условия плавания для небольшой лодки (ГОСТ 19105—73. введенный с 1 июня 1974 г. устанавливает для прогулочных судов этого типа расчетную высоту волны 0,25 м).
Существующая практика запуска прогулочных судов в серийное производство имеет существенный недостаток — субъективный характер решающей оценки: представители ряда организаций довольно произвольно оценивают перспективность рассматриваемого образца. Ранее (сборник №33, 1971 г.) уже писалось о целесообразности выпуска установочных партий новых судов для практической проверки реакции потребителя, о необходимости пересмотра существующего порядка запуска лодок в производство. Этот вопрос до сего времени не решен. В данном случае это привело к тому, что работы по созданию подобной лодки прекращены и трудно сказать, когда потребитель получит первую парусную лодку.