Тем не менее через какие-нибудь два-три часа все готово. Сидя чуть ли не верхом на рюкзаках, отплываем. Идем под веслами, чувствуем себя не очень уверенно — погода свежая, на воде барашки, а характер нашей «Маринки» неизвестен никому, включая автора проекта и строителя. Основная цель похода вдоль берегов Онежского озера — это и есть испытания «Маринки», пятисекционной самодельной байдарки, описание и эскиз которой приведены в №33 сборника.
Основные данные байдарки
Длина, м | 5,6 |
Ширина, м | 0,85 |
Высота борта, м | 0,4 |
Вес корпуса, кг | 37 |
Выбор маршрута диктовался не только любовью к просторам и парусу, но и большой длиной нашей байдарки — 5,6 м. Очевидно, что она мало подходит для быстрых маневров на порожистых речках, зато должна быть надежной и удобной при плавании на крутой озерной волне.
Сразу скажем, «Маринка» даже превзошла наши ожидания. Поначалу автор проекта несколько опасался за прочность замковых соединений и живучесть самой оболочки, поэтому мы очень боялись наездов на камни, переживали каждое касание днищем, но со временем таких касаний становилось все больше и мы убедились в том, что можно не обращать на них особого внимания. Груженую байдарку мы вытаскивали по острым камням носом на берег и оставляли покачиваться на всю ночь. Думаю, что никакой другой материал такого отношения не выдержал бы! Когда по возвращении мы тщательно осмотрели днище, самыми крупными среди множества царапин оказались... следы рашпиля при обдирке неровностей. Слой наружной краски нигде не был стерт.
Байдарка оказалась легкой на ходу и очень остойчивой. Даже при ходе бортом к волне она почти не кренилась; лишь порывы ветра при поставленных парусах погружали в воду подветренный борт почти до палубы. К сожалению, мы не успели сделать фартуки, поэтому, когда волна систематически начинала перехлестывать через борт, приходилось выбираться на берег, — других причин для этого не было.
Попутно надо сказать, что плавание под парусом на байдарке — огромное удовольствие, а если погода свежая, то и довольно острые ощущения. При сильных порывах ветра даже казалось, что байдарка, несмотря на острую корму, вот-вот выйдет на глиссирование.
Парусное вооружение состояло из гафельного грота площадью 3,5 м2 и стакселя (из тонкой пленки) площадью 2,5 м2 на дюралевой мачте. Устройство разборной мачты было максимально простым, установка парусного вооружения занимала пару минут. Благодаря такому же простому креплению бортовых шверцев мы могли даже на ходу регулировать положение центра бокового сопротивления. Это иногда было весьма кстати, так как приходилось часто лавировать, чтобы не подставлять борт высокой прибойной волне. Наша «Маринка» хорошо справлялась и с этим, хотя, конечно, не шла так круто к ветру, как настоящая яхта. Отметим еще, что кронштейны — стойки для крепления шверцев служат стойками для колес при транспортировке байдарки по суше.
Конечно, были во время нашего испытательного похода и аварии, по счастью — небольшие. В самую неподходящую минуту слетел шверц с оси (оказался незашплинтованным). Перетерся рулевой тросик в месте крепления к румпелю (был без коуша). Дважды ломалось крепление гафеля к мачте. Все эти поломки были следствием нашего невнимания к «мелочам» и хорошим уроком на будущее.
Надо еще сказать, что принятые длины трех средних «жилых» секций вполне достаточны и обеспечивают вполне удобное положение тела путешественника. Вещи наши через пару дней «нашли» свои места. В носовом отсеке собрался изрядный запас продуктов; в кормовом хранились инструменты, топор, котелки и прочий инвентарь. В «жилых» отсеках, в основном «под экипажем», разместились «мягкие» вещи.
Одним словом, теперь мы можем рекомендовать «Маринку» вниманию судостроителей-любителей. Пожалуй, с единственной оговоркой. Если бы пришлось делать байдарку заново, мы сделали бы ее на 20 мм уже: сейчас она проходит в двери «Волги» с трудом. Вообще вопрос транспортировки лодки в городском транспорте довольно сложен. Мы отвозили на вокзал связанную специальными ремнями и завернутую в брезент лодку на такси и там сдавали в багаж. Все-таки 40-килограммовый тюк слишком неудобен для посадки в троллейбус или автобус.
В принципе можно, наверное, сделать лодку и легче, чем наша, но для ориентировки скажем, что каноэ из стеклопластика, показанное на американской выставке, тоже весит 40 кг — без палубы и переборок, существенно превышающих надежность и жесткость корпуса.
Хотелось бы несколько слов сказать и о маршруте. От Петрозаводска до Кижей, не выбиваясь из сил, мы дошли за 12 дней. Уверены, что при желании можно дойти и за неделю. На всем пути встречаются деревни с магазинами, где можно пополнить запасы продуктов; правда, картошку летом купить трудно. Сушняк на берегу имеется в избытке.
Что касается безопасности плавания, то здесь главное — не отходить далеко от берега. Вообще надо иметь в виду, что погода на озере изменчива, часты шквалы, которые могут неожиданно «положить» байдарку. Один такой шквал около острова Суйсари едва не прервал наше путешествие. К счастью, паруса были уже убраны, но и под одной мачтой байдарка мчалась бодро, а весла было трудно удержать в руках.
Пересекать губы, которые достигают в ширину 6—7 км, можно, только дождавшись спокойной и ровной погоды. Иногда выходит быстрее обогнуть губу, проделав путь во много раз больше.
Отсутствие подробных карт затрудняет ориентировку среди сильно изрезанных берегов и множества островов и проток, особенно в кижских шхерах. Следите еще и за тем, чтобы не вылезти на фарватер и не протаранить «Метеор», курсирующий довольно часто на линии Петрозаводск — Кижи; на нем, кстати говоря, можно возвратиться в Петрозаводск, а уж если вы устроитесь на одном из туристских теплоходов, следующих через Ладожское озеро прямо до Ленинграда, считайте, что вам вообще повезло.