В 1975 г. для тренировок и соревновании яхтсменов г. Холмска, в том числе и учащихся детской спортивной школы, Сахалинским морским пароходством была приобретена яхта класса Л6, построенная в Ленинграде.
В июне этого же года яхтсмены Холмска совершили первое пробное путешествие до Корсакова и обратно. Это помогло выяснить возможности плавания «Фрегата» в наших дальневосточных водах.
Усовершенствовав судно и дополнив его некоторым оборудованием, в конце июля 1976 г. мы совершили и второй такой поход. Сложные погодные условия (сила ветра достигала 8 баллов, а волны — высоты 3 м) «проверили» качество и надежность «Фрегата», которые оказались на должном уровне. В обоих походах принимали участие юные яхтсмены ДСПШ, которые выполнили нормативы 3-го спортивного разряда по дальним спортивным плаваниям.
10 августа 1976 г. мы отшвартовались из родного порта, чтобы проследовать по маршруту: Холмск — Владивосток — Находка — Ванино — Холмск. Экипаж составили опытнейшие яхтсмены области, в основном работники Сахалинского морского пароходства: А. Шилов, С. Шулик, В. Иванов, В. Доманчук, Ю. Кузьмин. Капитаном шел М. Хайретдинов.
До Владивостока дошли за четверо с половиной суток. Средняя скорость судна на этом переходе составила 5 уз.
После трехдневного отдыха и осмотра достопримечательностей города яхта снялась с якоря. Путь из Владивостока в Находку занял 18 часов, несмотря на то, что из Амурского залива через пролив Японец мимо многочисленных островов и скал пришлось идти в тумане.
26 августа мы пришвартовались в порту Ванино, а через два дня уже легли на традиционный курс знаменитых паромов «Сахалин» — Ванино — Холмск.
В пути поддерживали связь по радио с судами Сахалинского морского пароходства; мы сообщали о своем местонахождении, а суда — прогноз погоды по району плавания.
Весь поход занял 21 сутки, из них насчитывалось 14 ходовых, за которые по генеральному курсу прошли почти 1400 миль.
Целый год мы готовились к новым путешествиям. И вот 4 августа 1977 г. «Фрегат» снова вышел в море из ворот Холмского порта. Экипажу из 8 человек предстояло обойти вокруг острова Сахалин и вернуться обратно в Холмск. Позади остались торжественные проводы, традиционные пожелания попутного ветра и трех футов под килем, напутствия начальника пароходства С. Ф. Камышева и председателя бассовета ДСО «Водник» Е. Н. Коцаря.
К вечеру первого дня похода обогнули мыс Крильон и тут начались первые испытания. Задул холодный Северо-восточный ветер силой 6—7 баллов с дождем. Гребни полутораметровых волн начали вкатываться на палубу. Отказала одна из трех имеющихся на борту радиостанций. Эхолот перестал давать показания, хотя на стоянке аппаратура работала отлично. Решили заменить ходовые паруса на штормовые.
За ночь прошли пролив Лаперуза, а утром за мысом Анива снова встретились с тем же 6—7-балльным норд-остом, еще более высокой волной и крупной зыбью с Охотского моря. Скорость нашего продвижения по генеральному курсу замедлилась до 1—2 миль в час. Лишь через двое суток ветер стал для нас попутным и с ним, поставив спинакер, мы дошли до Поронайска.
Мыс Елизаветы встречает нас шквальным 7-балльным ветром с запада и сильным течением. Снова ставим штормовые паруса, под которыми шли всю ночь. К утру, когда ветер стих, подводим Итоги: 20 миль между мысами Елизаветы и Марии мы преодолели за 20 часов.
Наш дальнейший курс пролегал на юг. Через две недели плавания утром подошли к Восточному проходу в залив Байкал. Низкие берега терялись на освещенном восходящим солнцем горизонте, это несколько затруднило вход в фарватер, ведущий в порт Москальво. В порту наш аквалангист Валера Доманчук осмотрел руль. Оказалось, что развальцевалась шпилька, скрепляющая перо руля с баллером. Местные аквалангисты помогли нам поставить новую шпильку. Свободные от работ члены экипажа выехали в Оху, там ознакомились с достопримечательностями города, посетили нефтепромыслы и осмотрели первую нефтяную вышку на Сахалине — вышку Зотова.
В полдень 20 августа «Фрегат» снова в море, и снова его встречает южный ветер силой 5—6 баллов. Для того чтобы пройти вперед на одну милю, нам приходилось преодолеть расстояние почти вдвое большее, к тому же мешало сильное встречное течение, а удары коротких высоких волн на мелководье временами почти останавливали яхту. Скорость продвижения по генеральному курсу не превышала 1,5 уз. Из-за ограниченной ширины фарватера требовалось делать повороты через каждые 10—15 минут.
За 21 августа прошли около 20 миль, а ночью встали на якорь на траверзе селения Песочное, надеясь, что к утру ветер изменит свое направление; однако утром он по-прежнему дул с юга. Решаем идти дальше. Вскоре ветер усилился до 7 баллов, поэтому мы поставили штормовые паруса, но наш штормовой грот тут же не выдержал напора ветра и лопнул по швам в нескольких местах. Так как на мачтах ставить больше нечего, принимаем решение встать на якорь и отремонтировать оба комплекта парусов.
В четвертом часу ночи 23 августа один из порывов ветра, достигавший 8 баллов, сорвал яхту с якоря и понес на мель. Быстро поставив штормовые паруса, вновь вышли на фарватер, чтобы идти под укрытие берега, т. е. в обратную сторону, к острову Байдукова. Весь путь, с таким трудом проделанный за два дня, в обратном направлении мы покрыли за каких-то 6 часов, иногда под одним крошечным штормовым стакселем, причем яхта бежала со скоростью 6—8 уз.
С ослаблением ветра мы снялись с якоря и, преодолевая все препятствия, за полтора дня дошли до мыса Лазарева.
На другой день покидаем гостеприимный поселок мыса Лазарева и под штормовыми парусами выходим в Татарский пролив. И снова погода нас не балует: воет штормовой ветер с дождем, бушуют высокие, но длинные волны, видимости почти никакой. С продвижением на юг ветер становится всё более умеренным, а волны уже не забрызгивают палубу.
Утром 29 августа подошли к Углегорску. На берегу экипаж «Фрегата» радушно встретили комсомольцы и спортсмены города. Для нас организовали автобусную экскурсию по городу, во время которой мы посетили бумажный комбинат, возложили цветы у памятника воинам, погибшим при освобождении города от японских милитаристов. Вечером, полные впечатлений от посещения Углегорска и оказанного нам гостеприимства, вышли из этого порта и взяли курс на Холмск.
Порядком уставший и соскучившийся по дому экипаж с нетерпением ожидал встречи с родной гаванью. При подходе к воротам порта «Фрегат» встретили две яхты и катер. Несмотря на довольно ранний час, нас приветствовали собравшиеся земляки, а также курсанты Сахалинского мореходного училища. Торжественно отрапортовали о благополучном завершении похода.
За 27 суток, из которых 20 ходовых, пройдено по генеральному курсу 1500 миль, более 1000 миль — в лавировку. Получается, что мы преодолели около 2500 морских миль.
Четыре участника экипажа подтвердили 1-е спортивные разряды, три — выполнили норматив 2-го спортивного разряда. В походе подготовили двух человек к сдаче экзаменов на звание яхтенного рулевого 1-го класса и еще двух — на звание рулевого 2-го класса.
21 августа 1978 г. наш «Фрегат» отправился в очередное, уже третье по счету, дальнее спортивное плавание. Конечной целью маршрута являлся остров Шикотан — самый восточный острой Малой Курильской гряды.
Экипаж составили шесть яхтсменов, в основном работники Сахалинского морского пароходства: капитан М. Хайретдинов, старший помощник В. Окулов, штурманы А. Кулев и Е. Каминский, матросы Ю. Кузьмин и А. Камышов (девятиклассник Холмской школы № 8).
На второй день после выхода из Холмска природа встряхнула нас так, что до самых Курил мы приходили в себя. Небо хмурилось, вскоре во весь горизонт растянулись темно-синие тучи. Одна грозовая туча прошла, другая, третья и вдруг задуло, засвистело, заухало вокруг. «Майнать грот! — закричал капитан, и грот полетел вниз. — Стаксель долой!» Но было поздно: стаксель разорвался. Остатки паруса жалко трепыхались, матросы лихорадочно вытаскивали штормовые паруса, готовили к отдаче плавучий якорь, а в это время неуправляемую яхту несло к мысу. Причиной всего этого явился шквал силой 25 м в секунду. Через полчаса он постепенно затих.
Наступила вторая ночь. Ветер «скис», а встречное течение не давало нам обогнуть мыс Крильон. Погода вела себя коварно: нас обдавало то жаром, то холодом, казалось, огромные глыбы зеленоватого льда вдруг появлялись у берегов, которые становились высокими и призрачными.
Мыс обогнули к утру. В проливе Лаперуза начало «поддавать» так, что яхта под одним штормовым гротом понеслась со скоростью 5 уз.
Удивительна наша дальневосточная погода: то обласкает, то стукнет как обухом по голове. К вечеру пролив Лаперуза нельзя было узнать. Куда девался ветер? Где эти короткие крутые волны? Жаркое солнце обсушило яхту, у мыса Анива ветер куда-то улизнул.
Ближе к Курилам море стало тесным — за одну только ночь пришлось уступать дорогу десяткам рыбацких шхун и транспортных судов. В хорошую погоду видели зарево огней прибрежных японских городов. Пытались ловить кальмаров, но они куда-то запропастились. Наконец, 25 августа в 16.30 показались контуры Курильских островов.
По вершине вулкана Тятя на острове Кунашир мы целые сутки могли держать ориентир — такова его высота.
Через пролив Екатерины, разделяющий острова Итуруп и Кунашир, «Фрегат» вышел в Тихий океан. Океан и в самом деле казался тихим: ветра и волн нет, удивительно тепло.
Впереди Шикотан — самый красивый остров Малой Курильской гряды. Крутые обрывистые берега и зеленые сопки придают этому острову неповторимый вид. Огромные птичьи базары, загадочные бухты, густо усеянные камнями, выступающие цепочкой в океан огромные скалы, густой рыбный запах, который ощущается уже за милю от берега,— таков Шикотан!
Сутки «Фрегат» стоял в бухте Крабовой. Заходили туда почти в штиль, а выходили при шквальном ветре, который дул непонятно откуда: то с одной, то с другой стороны. Чертыхаясь, мы проскочили в непосредственной близости от камней. С сильным попутным ветром яхта за какой-то час домчалась до Малокурильска.
Здесь мы совершили пеший поход на мыс Край Света. Лесная тропа привела к маяку Шпанберга. Познакомились с семьей маячного смотрителя. Оказалось, живут здесь земляки — сахалинцы. Третий год они зимуют на этом острове. Редкий гость забредет на маяк, а зимой в вовсе никого нет; только ветер свободно гуляет между крутыми сопками, наметая огромные сугробы.
Метр, еще метр, совсем немного проползли по камням — и мы на Краю Света! Какой пронизывающий ветер! Крики огромного количества чаек слились в сплошной гул.
30 августа. Вот уже несколько часов мы не можем отойти от Шикотана. Ветра нет — яхта беспомощна. Течение медленно несет «Фрегат» на камни. Все вооружаются веслами, гребками и подручными средствами, при помощи которых можно придать хоть какой-то ход яхте. Всю ночь «Фрегат» проводит на месте, поворачиваясь форштевнем на все румбы.
А на следующий день мы попали в сулой — мощный поток, образовавшийся при встрече двух течений. Сила волн здесь во много раз увеличивается, возникают водовороты. В один из таких водоворотов и попал «Фрегат» на выходе из пролива Екатерины. На руле сидел опытный рулевой — Ю. Кузьмин, но все равно судно перестало слушаться руля. Кругом все бурлило, булькало, как в кипящей воде, а большие «плеши» спокойной воды отмечали гигантские водовороты.
Несколько дней затем мы шли в открытом море. В очередной пункт захода — поселок Первая Падь, близ Корсакова, ворвались с сильным ветром, на полных парусах. Зеленые, желтые ракеты вздымались вверх, звуковые ракеты громко ухали, а позади «Фрегата» шли два крейсерских швертбота класса «Т», образуя своеобразный эскорт. Так нас встретили местные спортсмены из яхт-клуба «Океан». Почти дома, в кругу единомышленников, которые откровенно завидовали нам, было хорошо. У корсаковских и южно-сахалинских яхтсменов пока нет крейсерских яхт, поэтому о дальних плаваниях им приходится только мечтать.
Кончаются отпуска, самому юному члену экипажа Саше Камышову надо идти в школу, а посему поставили большие лавсановые паруса и полетели к родному порту. Но, видно, Нептун осерчал на нас: то посмеялся, оставив без ветра на Невельском рейде, то натравил на яхту штормовой ветер. Тот задул прямо в лоб, да со шквалами, проливным дождем. Наши огромные, самые лучшие паруса работали на пределе. Ветер при шквалах достигал 9 баллов, 4-метровые волны били яхту неторопливо и зло. «Фрегат» скрипел, и чувствовалось, как ему тяжело.
Поворот, еще один поворот, остался только маленький контргалсик — и мы дома! Но неожиданно заполоскал на ветру изодранный стаксель, меняем паруса на штормовые. И вот нас уже встречают родные и друзья.
15 дней яхта «Фрегат» находилась в пути. Большинство из этих дней были штормовыми. За кормой осталось свыше 850 миль.