В №62 сборника мы представили читателям двух чехословацких яхтсменов — братьев-близнецов Яна и Петра Паты, которые в 1973 г. заложили первую в ЧССР армоцементную яхту. На этом 13,7-метровом кече они планируют в будущем совершить кругосветный вояж, а пока судно строится — почти все работы братья выполняют сами, они используют летние месяцы для приобретения опыта плавания под парусами.
Еще в 1968 г. на яхте «Пассат» Паты совершили переход вокруг Европы. Затем в 1973 г. они приходили на яхте в Ленинград. Два следующих года много плавали на моторных катерах вдоль берегов Черного моря, посетили Одессу, порты Румынии и Болгарии. А в августе прошлого года снова пришли в Одессу — на этот раз на совсем маленькой яхточке «Каравелла», построенной их собственными руками. Они проделали далекий для такого суденышка путь по Дунаю и Черному морю и вошли в Одесский порт как раз в то время, когда здесь финишировала гонка крейсерских яхт на Кубок Большого Днепра.
Наш корреспондент Юрий Михайленко побывал на борту «Каравеллы» и взял интервью у Яна и Петра Паты.
— Цель вашего путешествия?
— Во-первых, — ответил за обоих Петрй — мы оба члены Общества чехословацко-советской дружбы и используем любой повод, чтобы побывать в СССР. Ваша замечательная страна, природа, люди...
— У нас здесь много друзей, — добавил Ян. — И, наконец, мы рады, что получили возможность видеть финиш 500-мильной регаты на Куок Большого Днепра. Мы много наслышаны об опыте Киевского крейсерского яхт-клуба в армо- и стеклоцементном судостроении, но лучше, как говорят у нас, да, кажется, и у вас, один раз увидеть. А посмотреть есть на что!
Петр и Ян не только смотрят и спрашивают, но и сами охотно делятся технологическими рецептами и тонкостями армоцементного судостроения, показывают фото, чертежи. Они очень подвижны, интересуются многими, казалось бы, незначительными деталями. Сразу видно, что они не новички и в постройке яхт, и в парусном деле.
— У многих яхтсменов, видевших вашу «Каравеллу» рядом с «Арктурусами», невольно возникал вопрос: как проходило плавание на столь небольшой яхте на морском участке?
— На все путешествие у нас ушло четыре недели. Началось оно на Дунае — в Братиславе: сюда наша яхточка была доставлена на автомашине из родного города Зноймо. На всем пути погода нам благоприятствовала, если не считать 6-балльный ветер на 100-мильном переходе Суяпна — Одесса. Из Одессы мы уже совершили трехдневное плавание в Херсон. Нам очень хотелось посмотреть Днепр. Должны сказать, что нас приятно удивила чистота днепровской воды. Видимо, у вас многое делается для сохранения природы. Как граждан братской социалистической страны и как яхтсменов нас это радует вдвойне.
— Что касается «Каравеллы», то она вела себя прекрасно и на Дунае и в Черном море, — утверждают оба яхтсмена.
Можно добавить, что братья построили яхточку по проекту известного французского конструктора Эрбюло. Она несет бермудское вооружение и представляет собой компромисс: имеет пласто-бетонный (цемент-эпоксидная смола) киль и выдвижной стальной шверт. Обшивка выполнена из фанеры, оклеенной стеклотканью на эпоксидной смоле; кормовой и носовой транцы изготовлены из красного дерева. Качество работы и отделки всех деталей — превосходное!
— Вы, судя по всему, неутомимые яхтсмены и судостроители. Как вам, людям, имеющим далекие от моря и судостроения профессии, удается осуществлять свои планы?
— Мы, действительно, оба очень далеки от каких бы то ни было морских дел. Оба работаем в управлении культуры, живем в сухопутной Чехословакии, в старинном сухопутном городе. Но мы очень любим море, путешествия. А это уже немало! Ну и главное — у нас много бескорыстных помощников, без которых наши планы остались бы неосуществимыми. Нам оказывают поддержку городской комитет Коммунистической партии Чехословакии, рабочие коллективы ряда предприятий, общество Свазарм (это вроде вашего ДОСААФа). У нас много друзей в разных странах и особенно — в Советском Союзе. Вот почему все наши плавания, как и это, проходят под девизом «Дружба». И с каждым новым плаванием число наших друзей, надеемся, будет расти и дальше! Мы гордимся, что паруса яхт под флагом ЧССР белеют на морских просторах.
В мае этого года Ян Паты был гостем редакции. Вместе с группой туристов Ян направлялся в Мурманск, чтобы познакомиться с экзотикой советского Заполярья.
Естественно, мы задали вопрос — как идут дела с завершением постройки армоцементной яхты «Голден Хорн»?
— Спуск яхты на воду намечен на весну будущего года. Когда мы возвратились из прошлого нашего плавания в СССР, многие просили нас рассказать о путешествии и о впечатлениях от вашей страны. Интерес был настолько велик, что это явно отразилось на ходе строительства судна. Но мы были вознаграждены неослабным вниманием аудитории от начала и до конца каждого из более чем пятидесяти наших выступлений!
Сейчас корпус яхты перевернут, прошпаклеван эпоксидной шпаклевкой и отшлифован. Затем с помощью пульверизатора на него будет нанесена полиуретановая красная краска. Думаю, что по внешнему виду корпус пе будет отличаться от яхты, построенной из стеклопластика. В киль забетонировано 6 тонн скрапа. Отделочные работы также близки к завершению. Отделка интерьеров выполнена с применением фанеры красного дерева, натурального красного дерева и еловой фанеры с наклеенным белым пластиком. Подволок и борта изолированы полистиреновым пенопластом.
В настоящее время кончаем оборудовать и отделывать сауну, камбуз, кормовую каюту. Зимой планируем монтировать двигатель и дельные вещи.
— А когда рассчитываете опробовать новое судно на плаву?
— В 1980 г. мы уже намереваемся совершить большой поход из Братиславы в Черное море, и нашим первым морским портом захода будет здесь Одесса. Наша мечта вместе с советскими яхтсменами из Одессы и Киева обойти Черное море, пройти по внутренним водным путям в Балтийское море и посетить олимпийский Таллин. Это, конечно, программа-максимум. Ну а программа-минимум — поход на нашей «Каравелле» в том же олимпийском году по Дунаю с выходом в Черное море и непременным посещением Одессы.
Пользуясь случаем, просим передать всем нашим друзьям из Советского Союза привет и пожелание счастливых плаваний!
В свою очередь редакция благодарит Яна за беседу и чертежи построенной братьями «Каравеллы», которые они передали для публикации в сборнике. Надеемся, что эта яхточка понравится нашим любителям крейсерских плаваний. Напоминаем: хорошие мореходные качества «Каравеллы» подтверждены опытом дальних походов по Дунаю и Черному морю.