На «Товарище» побывал наш киевский корреспондент Юрий Михайленко; по просьбе редакции ему была предоставлена редкая возможность участвовать в учебном плавании судна по Черному морю. На все его вопросы ответил капитан барка, мастер спорта международного класса Олег Павлович Ванденко.
Предлагаем вниманию читателей запись этой беседы и фоторепортаж с борта «Товарища».
— Первый вопрос к вам как представителю, можно сказать, редчайшей профессии. Я имею в виду, что капитанов только у нас в стране, наверно, не меньше десяти тысяч, а вот капитанов большого парусника — во всем мире считанные единицы! Как случилось, почему вы с первого дня морской службы верны парусам? Ведь, надо полагать, делались вам, закончившему с отличием два училища, предложения перейти на современные суда?
— Своей капитанской судьбой я доволен. Стать капитаном «Товарища» мечтал еще на первом курсе мореходки. С того самого дня, когда осенью 1951 г. впервые увидел парусник. Он пришел из своего первого рейса вокруг Европы в порт приписки — Херсон. Встречали его тогда всем училищем, да и многим тысячам горожан эта встреча памятна! В числе первых практикантов я оказался на борту «Товарища» и сразу же решил делать все возможное, чтобы остаться на этом замечательном судне. И с тех пор верен ему, хотя, конечно, возможности «изменить» были. Капитаном барка стал восемь лет назад, было мне тогда 33 года.
Что дают паруса? Главное — радость непосредственного контакта с природой: морем, ветром. Радость борьбы и победы. Уверенность в себе. Разве это мало? Парус — тяжкий труд, но ведь это и самый настоящий спорт! Пожалуй, как никакой другой вид спорта требующий самоотдачи каждого ради коллективного успеха. Парус на всю жизнь дает закалку, учит любить море, ценить дружбу. Одним словом, любой моряк-парусник приведет вам десятки доводов, объясняющих неизменную преданность парусным судам.
Не случайность, что на «Товарище» немало ветеранов. Я плаваю с ними много лет и хотел бы еще проплавать не меньше. Это люди, по-настоящему любящие свою нелегкую профессию. Все они могли бы плавать на больших современных судах, где и бытовые условия куда лучше, да и служба наверняка спокойнее. Я благодарен им за преданность парусу. Имена хотя бы некоторых я должен назвать. Это II помощники Константин Трепалин и Владимир Коник, III помощник Юрий Фролов, боцмана братья Зайченко, старший боцман Борис Дьяченко...
— Какое место вы отводите паруснику в системе воспитания моряка?
— Другими словами — нужен ли парус современному моряку? Безусловно, нужен! Но, по моему мнению, не всем курсантам без разбору, а только будущим судоводителям и именно на первом этапе обучения. Им нужна матросская работа до мозолей, чтобы потом могли разумно требовать с подчиненных. В нашем деле старший по званию должен не только знать, но и уметь делать все не хуже младшего. Наилучшим образом такую практику, а главное — такой нравственный, что ли, мандат на право командовать дает парусное судно. Выработка нужных будущему капитану человеческих качеств здесь происходит куда быстрее, чем в любых других условиях. И, наконец, важно, что цели и задачи парусной практики совпадают с потребностями возраста курсанта. У нас ты видишь всех и тебя видят, а разве не важно самому познать себя — каков же я на самом деле?
— Как организован процесс обучения на судне?
— Учебная программа предусматривает 10-недельную практику для курсантов-судоводителей первых-вторых курсов высших и средних мореходных училищ. Первые 10—12 дней — отработка рангоутных и парусных операций по элементам с детальным изучением техники безопасности. Потом приказом по судну курсанты допускаются ко всем судовым работам: они несут все виды матросских вахт, работают на мачтах. Выходим в море. Упор делается на практическую отработку всех нужных матросу навыков. По окончании практики, сдав экзамен, курсант сходит на берег с удостоверением, что он поднялся на первую ступеньку морской профессии: стал матросом 1-го или 2-го класса.
— Вахты, авралы, «приятный» голос ревуна — не слишком ли это сразу много?
— Конечно, по началу ребятам, особенно младшим — 15-летним, трудно. Бывает, что и просят отчислить. Вот сейчас у меня в столе три заявления. Написано: «Прошу отчислить из училища, так как я ошибся в выборе специальности». Не сладко этим троим. И я бы сказал, они достойны уважения: ведь это их первый мужественный шаг. Отсев произошел, я считаю, совершенно безболезненно, позже — было бы много хуже! Теперь есть уверенность, что остальные выбрали свой путь правильно. Уже одно это оправдывает существование «Товарища» в системе учебных судов Министерства морского флота.
— Что бы вы хотели пожелать молодым людям, решившим стать моряками?
— Оставаться всегда немного романтиками. Вырабатывать в себе качества, позволяющие не пасовать ни перед морскими, ни перед земными трудностями. И если уж решил стать моряком, стараться стать моряком настоящим. Все это важно, разумеется, не только для морской службы...
Многие из 8000 курсантов, которые приобщались к морю на «Товарище», стали отличными моряками, водят суда под всеми широтами. Вот имена ныне известных капитанов: Виктор Водопьянов, Василий Платицын, Виктор Поварич, Анатолий Роховецкий, Юрий Забусов, Аркадий Беляев, Валентин Лавров, Василий Поляков, Виктор Ясинский. Нет, всех не перечислишь! Все они тепло вспоминают белые паруса и гордое имя нашего барка.
— Считаете ли вы, что парусные суда при использовании современных достижений науки и техники еще могут стать транспортным средством?
— Это вопрос больше к судостроителям. чем к капитану, но постараюсь ответить. Что такие суда появятся — сомнений нет. Разумеется, парусник, как бы совершенен он ни был, уже не заменит суда с механическим двигателем. Время парусников в чистом виде прошло и не вернется. Нужно считаться с реальностью: ведь не во всех районах Мирового океана дуют постоянные ветры! Однако там, где ветер всегда есть (районы «сороковых ревущих», «великого веста», например), комбинация автоматизированного эффективного парусного вооружения и современных двигателей будет вполне оправдана, особенно — при перевозке массовых грузов, несрочных и дешевых.
А для рейсов с туристами парусник — просто находка! Кстати, «Товарищ» имел подобные предложения от иностранных туристских фирм. Лестные предложения. Но ведь наше судно — сугубо учебное, имеющее напряженную программу, а с другой стороны — не отвечающее довольно высоким бытовым требованиям, предъявляемым к пассажирским судам.
— Расскажите, пожалуйста, о судне.
— «Товарищ» — трехмачтовый барк, стальное судно неограниченного района плавания. Построено в 1933 г. в Гамбурге как учебное судно, носило имя «Горх Фок» — это псевдоним немецкого писателя-мариниста Ганса Киннау. За годы плавания под советским флагом судно прошло 250 тыс. миль, побывало в 52 портах 30 стран мира.
Наши мачты высотой до 43 м несут 23 паруса (из них 10 прямых) общей площадью 1860 м2. Длина корпуса по ватерлинии — 68,5 м; ширина — 12 м; осадка — 5,5 м. Мощность двигателя 550 л. с. Максимальная скорость под парусами — 15,5 уз. На судне имеется все необходимое для длительного плавания 139 курсантов и экипажа из 40—45 человек.
Информация об изображении
Санта-Крус-де-Тенерифе: на главной площади города представителям экипажа «Товарища» вручают награды
Очень интересным был наш рейс 1957 г. вокруг Африки. В дальнейшем судно много плавало по Черному и Средиземному морям с выходом в Атлантику. «Товарищ» в 1972 г. ходил в США — принимал участие в юбилейных торжествах в Балтиморе, в 1975 г. был на фестивале парусов в Англии. В 1974 и 1976 гг. наш барк «Товарищ» участвовал в международных регатах учебных парусников — Операциях Парус — и оба раза был победителем в важнейших гонках.
Санта-Крус-де-Тенерифе: на главной площади города представителям экипажа «Товарища» вручают награды
— Вашему судну уже за сорок. Каким вы хотели бы видеть новый учебный парусник?
— Новый парусник видится мне таким. Размерения — немного больше, чем «Товарища». Вооружение — то же: это оптимальный вариант! Максимальная механизация при работе с парусами, но и возможность отключать все шпили и лебедки для выполнения тех же работ вручную. Значительно более мощный двигатель и, наконец, самое современное бытовое оборудование: мощный опреснитель, кондиционеры, удобные и просторные каюты, учебные классы и кубрики. Должно быть примерно 150 курсантов на 50 членов команды: соотношение 3:1 считаю оптимальным.
Сейчас рано говорить об этом, по, надеюсь, пройдет время — и на смену существующему «Товарищу», устаревшему (нам уже запрещают выход в океан!), придет новый. Какое он будет носить имя — предсказать не решаюсь. Лично мне хотелось бы, чтобы прекрасное имя «Товарищ» жило в не менее прекрасном новом судне, уже третьем советском паруснике с тем же названием!
Информация об изображении
Фестиваль парусов. В центре Лондона два однотипных парусника — «Товарищ» и «Мирна» (СРР)
— Все моряки обычно охотно рассказывают о приключениях, загадочных встречах, штормах. Расскажите о каком-либо эпизоде последних плаваний!
Фестиваль парусов. В центре Лондона два однотипных парусника — «Товарищ» и «Мирна» (СРР)
— Постараюсь традицию поддержать, расскажу об одной «встрече», которая, как мне кажется, объясняет многие загадочные истории. Атлантика. Штиль. Океан, как зеркало. Все свободные от вахты ловят рыбу, да не как-нибудь, а по-современному: на свет. Я отношусь к этому скептически, но посматриваю — любопытно. И вдруг кто-то из рыбаков кричит: «Морской змей!». Перегнулся за борт, совершенно ясно вижу: двигается, извиваясь, существо метров пяти с головой, напоминающей китовую, и суживающимся к хвосту телом. Цвет этого существа — серовато-коричневый. Несколько секунд за ним следили десятки людей и каждый был уверен, что видит не известного науке морского зверя, пока часть его тела не оказалась хорошо освещенной ярким светом опущенной в воду люстры: это были мелкие рыбки размером не более 2-3 см, двигающиеся сплошной массой. Открытие не состоялось...
— Трасса гонки Операции Парус-76 проходила в районе Бермудских островов. Что вы думаете о «Бермудском треугольнике»?
— Во-первых, «треугольник» оставался юго-западнее трассы. А во-вторых, морякам известно, что «треугольник» и прилегающие акватории представляли и представляют особую сложность, для плавания парусных судов: это район зарождения тропических ураганов. Время регаты было выбрано правильно — парусники проходили опасную зону во время наименьшей активности ураганов: нас встречали не ветры, а затяжная штилевая погода, не очень-то характерная для этих мест.
— Что больше всего запомнилось в Операции Парус-76?
— Парус во множественном числе — большой праздник паруса!
— Ваша заветная мечта, желание?
— Чтобы на морях и океанах чаще встречались мирные суда, одетые белыми парусами, чтобы таких судов — больших и малых — становилось с каждым годом больше, чтобы парусный спорт стал любимым у нашей молодежи! Чтобы по окончании больших и малых плаваний встречи всегда были счастливыми!
— Разрешите, Олег Павлович, поблагодарить Вас за внимание и от имени читателей пожелать «Товарищу» попутного ветра и традиционные семь футов под килем!