«Океанский гонщик и морской рыболов — теперь это, пожалуй, любимчики катеростроителей», — считает обозреватель американского журнала «Rudder» Джим Райт. В доказательство он обращает внимание читателей на то, что в рекламных проспектах катеростроительных фирм уже каждая вторая из предлагаемых моделей длиной свыше 5,5 м адресуется «фишерменам». И очевидно не случайно специализированные рыболовные катера имеют устойчивый сбыт, хотя стоимость их существенно выше, чем практически мало отличающихся по характеристикам корпусов универсальных прогулочно-туристских моделей!
Рост популярности (в первую очередь в США) «большого рыболовного спорта» — так называют спортивную ловлю крупных рыб спиннинговой снастью в открытом море — начался в конце 50-х годов, причем во многом способствовало этому рыболовному буму появление быстроходных и мореходных катеров, снабженных надежными двигателями. Это — действительно спорт! Многочасовой поединок с 300-килограммовым тунцом или меч-рыбой требует от спортсмена, вооруженного легким спиннингом, большой физической выносливости и хладнокровия, доставляет огромное удовлетворение — если захватывающая борьба заканчивается победой и незабываемые переживания во всех случаях.
Ежегодно Международной ассоциацией спортивного морского рыболовства объявляются чемпионы, поймавшие при строго определенных условиях наиболее крупную рыбу. Ими могут быть не только мужчины: «Мировой рекорд среди женщин по ловле акул установила жительница Сиднея Дапси Чи: после 5-часовой борьбы она вытащила тигровую акулу весом 450 кг», — это сообщение мы перепечатываем из газеты «Известия» (5 февраля 1977 г.).
Одним из таких чемпионов был Эрнест Хемингуэй. Так, в 1939 г. он установил мировой рекорд, поймав у берегов Бимини (Багамские острова) свирепую в нападении и выносливую в борьбе за жизнь серо-голубую акулу-мако, которая весила 357 кг!
Многочисленные рыболовные клубы проводят и специальные соревнования. Иногда победителям вручают огромные суммы — до 40—50 тыс. долл., но даже, если единственной наградой является право увековечить свое имя гравировкой на переходящем кубке, число участников, несмотря на неизменно солидные стартовые взносы (до 200 долл.), как правило, приходится ограничивать. Пойманный улов после взвешивания судьями часто тут же и продают. Например, владельцы флоридских или калифорнийских ресторанов с удовольствием скупают трофеи «акульих дерби» — мало, оценивая их до 5 долл. за дюйм длины.
В чем же специфика большого рыболовного спорта, какие проблемы он ставит перед конструкторами судов?
Разыскивая и преследуя рыбу, рыболовы удаляются от берега в океан иногда до 200 миль. Быстро дойти до любимого места, найти, догнать крупную рыбу (скорость акул, например, Достигает 37 км/ч) и уйти от нее (те же акулы иногда «грабят» рыболовов, отгоняя других рыб, а то и пожирая улов прямо на крючке) — можно только на достаточно быстроходном судне. Скорость нередко становится решающим фактором в состязаниях рыболовов. Вот, например, как выглядят проводимые регулярно — дважды в год — «акульи дерби» в заливе Монтерей (Калифорния). Старт дается в 7.00: иногда по 140 — 150 мощных рыболовных катеров устремляются в океан, чтобы в 13.00 — и ни минутой позже — ошвартоваться и представить улов на взвешивание. (Бывало, что членам жюри приходилось взвешивать и сравнивать по 150 акул и крупных скатов!) И очень часто победителем становится экипаж самого быстроходного судна, имевший больше времени «чистой ловли» за счет сокращения потерь на переходы...
Естественно, высокую скорость рыболовный катер должен развивать в реальных условиях открытого моря, которое редко бывает спокойным. Вот почему именно любители морской рыбной ловли первыми оценили высокие мореходные качества катеров с обводами типа глубокое У и «тридинов» Раймонда Ханта, «кафедралов» и «эйрслотов» Ричарда Коула!
Небезразлично и то, как ведет себя катер на малой скорости, например, когда за кормой буксируется дорожка с наживкой или искусственной приманкой. Когда же рыба «клюнет», катер должен помочь рыболову выиграть борьбу. От судна требуется хорошая маневренность. Рыболовное судно должно хорошо управляться не только на переднем, но и на заднем ходу, помогая спортсмену вовремя выбрать слабину нейлоновой пески или упреждая рывки рыбы, которая, кстати сказать, обладает немалой силой: известен случай, когда акула в течение нескольких часов буксировала 7-метровый катер со скоростью до 6 км/ч!
Важно, чтобы судно не было валким и обладало плавной качкой даже на большой волне. И конечно же, при всех обстоятельствах катер должен быть безопасным. Есть и тонкости. Например, известно, что рыболову иногда приходится по нескольку раз обойти судно по периметру, поэтому на рыболовном катере необходимы свободные проходы вдоль бортов, мощные релинги и т. п.
Современные морские рыболовные катера условно подразделяют на три типа:
- малые открытые катера с центральным постом управления или, как его принято называть, консолью;
- открытые катера, имеющие в носу рубку-убежище;
- крупные и комфортабельные каютные катера.
Естественно, наиболее распространены менее дорогие катера первого типа, обычно имеющие длину от 4,9 до 7 м. Популярны они на многих крупных озерах (например, на Великих Озерах), широко используются для лова рыбы в морских бухтах и в океане, но при ограниченном удалении от берега — на 10—20 миль.
Для выходов в озера и морские бухты строятся катера длиной до 5,5 м с остроскулыми корпусами и умеренной килеватостью днища 12—14°; пиния скулы поднимается в носу примерно до первой трети высоты борта у штевня. На сравнительно короткой волне озер или битой волне в бухтах катера с такими корпусами идут мягко. Имеют смысл низкая пиния скупы и приполненная носовая оконечность: когда рыболов со спиннингом выходит на приподнятую носовую платформу, корпус выше скупы погружается в воду и благодаря увеличившейся площади ватерлинии судно становится более остойчивым, не возникает слишком большой дифферент на нос. Такие корпуса обычно снабжают одним продольным реданом, который располагается приблизительно на 2/3 ширины днища от ДП к борту.
Для ловли на океанских банках и отмелях предпочтительны уже более крупные катера длиной от 5,5 до 6,5 м. Как правило, килеватость днища на них делают умеренной — не более 15—17°, поскольку корпуса с «настоящими» обводами глубокое У имели бы осадку на 20—25 см больше, что в данном случае нежелательно.
Только на 6—7-метровых катерах, предназначенных для открытого моря, килеватость днища увеличивают до 20° на миделе, однако на транце уменьшают ее до обычных 12—14°. Корпуса с обводами глубокое У для таких условий также неприемлемы, но по другой причине: они слишком валки на стоянке и сильно раскачиваются на малом ходу.
Надо заметить, что особых «рыболовных» обводов нет. Используются как обычные мореходные остроскулые катера с умеренной килеватостью в корме, так и катера с различными модификациями тримаранных обводов. Конструктор в первую очередь стремится создать просторную, остойчивую и непотопляемую «платформу» для рыболова, а затем уже думает над тем, чтобы заставить катер быстро идти по взволнованному морю.
Сейчас в США 50 фирм выпускают около 80 моделей подобных «консольных» лодок. При всем разнообразии бросается в глаза, что подавляющее их большинство имеет ширину 8 футов (2,44 м) или чуть меньше: сказывается ограничение габарита при транспортировке на трейлере. Производители катеров отреагировали на конъюнктуру рынка: все больше «фишерменов» отказываются от быстродорожающих услуг частных марин, предпочитают возить свое судно за автомашиной и хранить в гараже.
Если по обводам и виду собственно корпуса трудно, а то и невозможно установить, какой катер рыболовный, а какой нет (многие фирмы в одном и том же корпусе выпускают и крейсерские, и прогулочные — для уикэнда, и рыболовные варианты), то по компоновке катер для морского рыболовства можно узнать сразу. Самым характерным элементом рыболовных катеров рассматриваемого типа является центральная консоль — пульт управления. Стоя на возвышении в центре полностью открытого судна, водитель имеет хороший круговой обзор, необходимый для поиска и преследования рыбы, а также для маневрирования, когда рыба «взяла». Вторым преимуществом такой планировки является возможность беспрепятственного обхода рыболова вокруг пульта, полная свобода его перемещения по катеру и во время ловли, и при вываживании крупной рыбы. Стоит еще отметить, что идея «консольной» лодки родилась на юге США где-то в середине 60-х годов. Именно на юге, в условиях субтропического климата той же Флориды рубка и, тем более, каюта, удорожающая катер, не так уж нужна: водителя достаточно защитить ветровым стеклом (нередко его делают дымчатым — для защиты глаз от бликов) и легким навесом от жаркого солнца.
Другая особенность «консольных» рыболовных катеров — это приподнятая носовая платформа, используемая при дальних забросах спиннинга. Пространство под ее настилом используется для оборудования всевозможных шкафов, стеллажей и ниш для хранения рыболовных снастей и снаряжения. Для рыболовного катера вообще характерно самое тщательное использование всех имеющихся объемов. Ведь одна из главных заповедей рыболова в том и состоит, что все лишнее в момент ловли должно быть убрано из-под ног.
Настил и на носовой платформе и по всей площади кокпита делается «нескользящим», как пишут в рекламе — «хватающим за ноги в штормовую погоду». На большинстве катеров кокпит делают самоотливным, располагая его дно выше ватерлинии и прорезая в бортах и транце сливные шпигаты. Даже полностью запитый водой катер остается практически непотопляемым, поскольку его снабжают достаточно большим запасом плавучести в виде пенопласта, расположенного между оболочками корпусе — в междудонном пространстве и по бортам по всему периметру корпуса.
Наибольшее число рекламируемых рыболовных катеров строится из стеклопластика. Характерна конструкция подобных судов, выпускаемых фирмой «Slickcraft Boats». Корпус выклеивается вручную из 12 слоев стекломатов и ровницы. Обшивка подкрепляется изнутри набором из приформованных к ней стрингеров. Внутренняя скорлупа — палуба с кокпитом и платформой — имеет трехслойную конструкцию с легким бальзовым заполнителем между слоями стеклопластика. Такая трехслойная конструкция обладает необходимой высокой жесткостью при малом весе, что имеет важное значение для повышения остойчивости катера. Этому обычно способствует и размещение встроенного топливного бака в междудонном пространстве — под дном кокпита.
Заботу конструкторов об остойчивости можно понять, особенно, если учесть, что теперь даже на самых малых 5-метровых рыболовных катерах все чаще появляются ажурные тунцовые (или тунцеловные) вышки, ранее считавшиеся «монополией» крупных фешенебельных судов. С этих «эйфелевых башен» или «нефтяных вышек», как их называют американцы, гораздо легче обнаруживать рыбу. Например, хорошо заметен сверху тунец, издалека видно стремительное движение спинного плавника акулы. С вышки лучше видно и и в глубь воды, что помогает водителю правильно маневрировать судном, когда напарник занят вываживанием крупной рыбы.
Тунцовые вышки обычно делают из легких и прочных труб (алюминиевый сплав или нержавеющая сталь), на площадке оборудуют еще один пост управления катером — ставят дублирующие приборы управления и контроля за работой двигателя, а нередко и радиостанцию, эхолот и т. д. На катерах с центральной консолью тунцовая вышка обычно имеет высоту над палубой около 3 м.
На некоторых моделях консольных катеров и на всех более крупных судах ставят мягкие рыболовные кресла. В таком кресле рыболов может провести даже несколько часов за работой без особого утомления. К переднему краю сиденья обычно прикрепляется шарнирный стакан, в который вставляют нижний конец спиннинга при вываживании рыбы. По бокам мягких подлокотников имеются стаканы, в которые можно вставлять удилища при ловле на дорожку. На малых катерах на ходу такие кресла служат обычным пассажирским сиденьем.
«От 2000 килограммов концентрированной ярости руки Дина превратились в кровавое месиво. На ладонях вздувались и лопались пузыри; пальцы, изрезанные до кости беспрерывно дергающимся спиннингом, онемели от боли. Ноги свела судорога. Мышцы на спине чуть не лопались от напряжения, — битва продолжалось. Третий час... четвертый...» — так описывает борьбу с белой акулой Г. Мак-Кормик в своей книге «Тени в море» (переведена на русский язык в 1971 г.). Такой рыболовный спорт уже имеет много общего с тяжелой атлетикой. Поэтому для поединков с особо крупной рыбой выпускают специальные «боевые кресла», позволяющие значительную часть нагрузки воспринимать ногами, которые, как известно, сильнее рук. Такое кресло, как правило, имеет регулируемый наклон спинки и упоры для ног, передвигаемые по росту. В боевое кресло переходят из обычного рыболовного, когда рыба надежно подсечена и предстоит долгая схватка. Для того чтобы удержаться в кресле при сильных рывках рыбы, спортсмен надевает страховочный пояс — наплечную упряжку из мягкой простеганной кожи; этот пояс также значительно разгружает мышцы спины и рук. Помогает и рыболовный пояс, так называемая надпочечная упряжка, представляющая собой широкий прочный фартук е шарнирным держателем комля спиннинга.
Издалека современный рыболовный катер можно узнать по аутригерам — удилищам длиной не менее 5 м для бокового выноса лески при ловле на две (и более) дорожки. Для малых судов выпускаются складные, например телескопические, аутригеры; на больших катерах они похожи на мачту яхты — раскреплены раскосами-краспицами и такелажем, снабжены устройством для автоматического возвращения в положение по-походному.
Исполнение всего палубного оборудования и дельных вещей (леерных стоек, например) должно исключать возможность зацепа лески. Для хранения рыбы оборудуются вкладные рыбные ящики, которые при продолжительных выходах могут быть заменены льдохолодильниками. В транец встраивают емкости для наживки.
Первоначально консольные катера проектировали только для эксплуатации с подвесными моторами. Сейчас в общем количестве поступающих на рынок рыболовных судов длиной до 7 м уже по крайней мере восьмую часть составляют собственно катера — суда со стационарными двигателями. Для надежности конструкторы обычно предусматривают установку двух подвесных моторов, порой до 150 л. с. каждый. Имеет значение и то, что два мотора, включенных «враздрай», значительно улучшают маневренность судна на малых скоростях подруливания. Во время ловли на дорожку один из моторов может быть выключен: это снижает расход топлива и уменьшает шум, который пугает, например, осторожного тунца. Максимальная скорость малых рыболовных лодок зачастую превышает 35 уз; так, 6-метровый «Бостонский китобой» — «Аутрэйдж» со 150-сильным мотором развивает скорость 38 уз (70 км/ч).
Стоимость рыболовных судов с центральной консолью — полностью оборудованных, но без моторов — колеблется от 1500 до 7000 долл.
Рыболовные катера второго типа, снабженные рубкой-убежищем с 2—3 спальными местами, как правило, крупнее: их длина от 7 до 10 м. По обводам и конструкции корпуса они мало чем отличаются от консольных судов, но здесь уже оборудуется традиционный пульт управления на правом борту. Широко распространен вариант с расположением дополнительного поста управления на крыше рубки («летучий мостик»), причем для защиты водителя над ним делают жесткий тент нередко с релингами по периметру. X. Баадер в своей книге «Разъездные, туристские и спортивные катера» (изд-во «Судостроение», 1377 г.) приводит схему общего расположения и основные данные типичного варианта такого катера «Барракуда» (длина 8,6 м при ширине 3,2 м; скорость при установке двух 185-сильных двигателей — до 31 уз или 57 км/ч).
Естественно, на подобных катерах чаще, чем на консольных, можно увидеть тунцовые вышки, боевые кресла, садки для живой приманки, кран-балки для подъема крупной рыбы.
Эти катера чаще всего снабжаются стационарными двигателями с угловыми колонками. Например, на популярной модели 24-футового «Эйр-слота» американской фирмы «Уэлк-рафт» ставится один 280-сильный или два 140-сильных бензиновых двигателя с угловыми колонками «Меркруйзер». Судно легко развивает скорость до 37,8 уз (70 км/ч). Стоимость этого катера свыше 10 тыс. долл.
Появление легких дизелей существенно изменило положение с выбором силовых установок для средних и больших рыболовных катеров. Если раньше применение дизелей на катере длиной 10,7 м было связано с существенным увеличением веса судна и снижением скорости, то сейчас дизеля устанавливают даже на катера длиной 7,3 м. Удельный вес лучших дизелей мощностью 200—300 л. с. достигает 3—3,2 кг/л. с. Катера с такими дизельными установками имеют увеличенную дальность плавания (иногда свыше 700 миль), более экономичны и в то же время развивают скорость до 40 уз (74 км/ч).
Например, средний рыболовный 24-футовый катер «Блэк фин» («Черный плавник») с дизелем «Катерпиллер-3208» мощностью 225 л. с. может длительное время идти со скоростью 34 уз (63 км/ч), расходуя 27,3 л топлива в час. А точно такой же катер с двумя бензиновыми двигателями развивает скорость до 38,8 уз (72,5 км/ч) при расходе гораздо более дорогого топлива до 55 л/ч. Стоимость «Блэк фина» с бензиновыми двигателями и угловой колонкой 15900 долл., а с дизелем — 27990 долл.; как видим, экономичные и надежные дизеля стоят пока очень дорого!
Суда третьего типа — каютные катера, длина которых превышает 10 м, могут уверенно удаляться в океан на 150—200 миль от берега. Отношение длины к ширине корпуса обычно находится в пределах 2,6—3,1. Некоторые катера, например, 13-метровый «Никаких проблем» фирмы «Мэррит», оборудуют простейшими успокоителями качки (типа «флоппер-стоппер» — с двумя буксируемыми при помощи бортовых стрел пластинами — «параванами»). Остроскулые обводы со значительной килеватостью днища на миделе —до 23°, на транце уменьшающейся до 9—12°, позволяют иметь относительно мягкий ход на волне на скоростях 27—32 уз (50—60 км/ч). Как особенность можно отметить, что большинство катеров имеет скругленную в плане форму кормы: это значительно улучшает маневренность на заднем ходу при малой скорости подруливания, выгодна такая форма транца и по соображениям прочности.
Большинство даже крупных катеров рассматриваемого типа строят из стеклопластика, широко используя трехслойные «сэндвичевые» конструкции. Как правило, применяют традиционную схему подкрепления обшивки приформовываемыми стрингерами, шпангоутами и переборками.
Большие рыболовные катера оборудуются преимущественно дизельными установками. Например, на упомянутом выше катере фирмы «Мэррит» установлены два дизеля по 400 л. с., с помощью которых он может даже на 1,5-метровой волне легко поддерживать скорость 27,5 уз (52 км/ч).
Обязательная принадлежность этих катеров — тунцовая вышка. Высота их иногда достигает 9—10 м, а общее число дополнительных пультов управления на разных этажах вышки доходит до четырех.
Рыболовы обычно располагаются на корме. Здесь обязательны «нескользящее» покрытие настила и мягкий пояс — предохранительная полоса на высоте колен человека по всему периметру фальшборта или релинга. Здесь устанавливают боевые кресла и кран-балку грузоподъемностью до 500 кг: пойманную акулу обычно подвешивают — обязательно за бортом и головой вниз (акула, даже оглушенная, очень опасна).
Характерной особенностью больших катеров является «кафедра» или «балкон» — бушприт-площадка с жестким релингом, с которой удобно вываживать рыбу; она оказывается полезной и при швартовке катера. Для втаскивания на палубу крупной рыбы в корме часто делают наклонную площадку — слип; отверстие в транце на ходу закрывается дверцами.
Для сохранения улова все катера снабжаются вместительными холодильниками и морозильными камерами. Маленькую морозильную камеру для хранения наживки часто устанавливают прямо в кокпите. Под настилом кокпита обычно оборудуют один-два больших садка для пойманной рыбы и садок для наживки, выгораживают место Для хранения специальных щитов-сепараторов, которыми отделяют одну часть рыбного груза от другой. Под планширем вдоль бортов можно видеть встроенные шкафы для спиннингов, багорчиков и прочего снаряжения, которое должно находиться под руками. Нередко на таких катерах устанавливают и шкеровочный стол (с мойкой) для разделки рыбы.
Большое внимание уделяется оборудованию катера необходимыми рыболову приборами. В частности, все катера снабжаются рыбопоисковой аппаратурой. Выпускается три типа гидроакустических приборов подобного назначения (со шкалой и проблесковым указателем или с самописцем); рыболов имеет точные данные о конфигурации дна и глубинах под килем, о появлении косяков или отдельных больших рыб.
Аппаратура радионавигационной системы дальнего действия «Лоран», ранее употреблявшаяся только на больших судах, теперь все чаще появляется и на рыболовных катерах, особенно тех, которые действуют в сложных по навигационным условиям районах — среди рифов, банок и т. п. Эти приборы дают реальную возможность выйти точно на полюбившееся место лова.
Как средство связи ограниченного радиуса действия на рыболовных катерах широко применяются УКВ-радиотелефонные станции.
Большой морской рыболовный катер — это всегда и фешенебельная моторная яхта, на которой оборудуют уже не одну, а несколько кают и салон с кондиционированием воздуха, камбуз, душ и т. д. В зависимости от качества отделки, уровня комфорта и полноты комплекта аппаратуры стоимость катера колеблется от 20 тыс. (спартанский — чисто спортивный вариант лишь с самыми необходимыми приборами) до 500 тыс. долл.