Надежная стоянка лодки
Интересен опыт наших северных соседей. В Финляндии и Швеции получили широкое распространение плавучие причалы с У-образными бумами, одна из конструкций которых показана на рисунке. Бум 2 выполняется из трубы или швеллера 70X40 мм при длине 4,5—6 м либо сборной конструкции из двух швеллеров (40X100 мм при длине до 8 м), Внутренний конец бума и распорок 3 крепятся на шарнирах 4 к бону 5, а на внешнем конце закрепляется поплавок 1 из пенопласта.
При швартовке лодка вводится в свою секцию между двумя соседними бумами и жестко раскрепляется парой носовых и кормовых швартовов. Для удобства выхода экипажа из более крупных судов на бумах может быть сделан легкий настил 7. При описанном оборудовании причала ширина каждой секции может всего на 150—200 мм превышать ширину лодки. Судно колеблется вместе с боном и бумами, поэтому существенно смягчаются рывки в швартовах, передающиеся на дельные вещи. Надежность стоянки и положение лодки у бона не зависят от уровня воды и направления ветра, исключаются повреждения соседних лодок при швартовках.
При организации стоянки суда группируются у определенных бонов, снабжаемых бумами необходимой длины и создающих секции соответственно средней ширине судов. При ограниченной длине причалов бумы могут быть выполнены со скользящими по направляющей 6 шарнирами, конструкция которых позволяет раздвигать их в точном соответствии с шириной каждого отдельного судна.
У-образные бумы и железобетонные боны длиной до 30 м выпускаются шведской фирмой «Свенска Понтона АБ».
Что происходит с нашими стоянками?
Таким вопросом задается американский журнал «Rudder», поместивший в одном из своих номеров подборку писем читателей и интервью с владельцем «марины» — благоустроенной стоянки на восточном побережье США.
Общая жалоба владельцев яхт, катеров и мотолодок — непомерно возросшая стоимость стояночных мест. Читатель из Джорджии сообщает, что за последнее время годовая плата (она взимается в зависимости от длины судна) возросла с 9 до 18 долларов за фут (0,3 м). Другой читатель, владелец 10-метрового рыболовного катера «Викинг», возмущен тем, что за сезон — с июня по сентябрь — ему пришлось уплатить за стоянку 600 долларов.
— Ничего не остается, как отказаться от услуг марин и погрузить судно на трейлер — заявляют владельцы мотолодок.
У предпринимателя — владельца марины — свои резоны. Резко возросшая цена на электричество, отголоски нефтяного кризиса — все это делает содержание марины нерентабельным.
— Я не знаю ни одной новой стоянки на восточном побережье, построенной за последние три года, — заявляет предприниматель.
Правительство не вкладывает средств в строительство марин, а такие работы, как углубление дна в бухте, частным предпринимателям обходятся слишком дорого.
— Как бы то ни было, я хочу получать свои 7%, — заключает владелец марины. В конце концов я торгую не хлебом, а местами для хранения игрушек взрослых людей.
Бочка со счастливым названием
Дикая, бредовая идея пересечь Атлантику на собственной яхте давно и твердо засела в мозгу Сержа Феллера. Дикая и бредовая, поскольку Серж — гражданин сухопутной Швейцарии — никогда не был моряком и не пересекал океанов, а главное — не имел ни яхты, ни средств, необходимых для ее приобретения.
Когда-то он — мастер-краснодеревец — держал художественную столярную мастерскую в Женеве, но с годами выдерживать конкуренцию стало все труднее, клиентов он понемногу растерял. Пять лет назад ему пришлось покинуть шумный город и, переехав в глухую деревушку (вместе с ним в ней стало 46 жителей), начинать новую жизнь простым лесорубом. Именно здесь, в лесной тиши, Серж осознал, что настоящие океанские яхты стоят слишком дорого и для вояжа через Атлантику придется придумывать что-то попроще...
В конце концов он спроектировал и построил яхту своими руками, причем корпус ее подозрительно напоминает обычные для тех районов Европы большие винные бочки. На бочке емкостью 5940 л Серж Феллер соорудил небольшую надстройку с люком-кокпитом, оборудовал каютку, выгородил рундуки для запасов провизии и цистерны для пресной воды (600 л) и топлива (200 л), установил небольшой дизель. Чтобы никто не сомневался, почему бочка громко именуется яхтой, он установил мачту и бушприт, рассчитанные на несение парусов общей площадью 15 м2, а на круглые бока навесил 300-килограммовые шверцы из стального листа.
Трудным делом было придумать название. Когда он узнал о спуске на воду французской яхты «Вандреди, трез», что означает «Пятница, тринадцатое», его осенило: теперь он убежден, что благоприятный исход приключения ему гарантирует счастливое название — «Суббота, двенадцатое».
Феллер уже обещал редактору западногерманского журнала «Die Jacht» послать открытку в первый же день и час по прибытии в Ньюпорт (США). А пока он, закончив ходовые испытания своего судна на Женевском озере, готовится к старту из Гибралтара. Подготовка эта, видимо, займет немало времени: Серж зарабатывает нужную для того, чтобы расплатиться с долгами и закупить припасы, сумму продажей открыток, собирает пожертвования. Вопросы собственно навигации его пока не беспокоят...
Финская плавдача
Комфортабельный катер «Окулус-104» выпускается финской фирмой «Ку Антти Илола». В этом проекте удачно сочетаются высокие мореходные качества и комфортабельность.
На всей длине полного водоизмещающего корпуса располагается невысокая надстройка обтекаемой формы. Крыша ее служит солярием. Рулевая рубка в носовой части катера прикрыта сферическим колпаком из оргстекла. Длина катера 10,36 м, ширина — 3,1 м. Двигатель — 74-сильный дизель «Перкинс». Корпус «Окулуса-104» изготовлен из стеклопластика.
В одиночку через Тихий океан
«Транспасифик» — так называется эта регата. Начало ей было положено в 1969 г. На старт тогда явилось 5 яхт. Финишировало в Токио 4 парусника. Победителем вышел Эрик Табарли на «Пан Дюике V», покрывший расстояние в 11 тыс. километров за 39 дней.
Недавно была проведена вторая регата «Транспасифик», организованная яхт-клубом Сан-Франциско. Трасса увеличилась до 12 тыс. км — теперь яхты должны были финишировать на Окинаве. Для участия в регате приглашались яхтсмены, имеющие в своем активе как минимум 800 миль одиночного плавания на яхтах длиной не менее 8,5 м. На старт вышло 8 яхт — пять от Японии и по одной от США, Франции и ФРГ. К финишу пришли пять японских яхт и одна американская. Первое место занял 34-летний Хироси Тоцука, затративший на рейс 41 день 4 часа 33 минуты. Шестое место в этой гонке заняла японская журналистка Норико Кобаяси на яхте «Риб». Она — вторая женщина в мире, в одиночку преодолевшая Тихий океан.
12 лет под парусами
15 лет назад Гарольд Бетхен, рабочий судоверфи в Гамбурге, в свободное от работы время решил построить со своими коллегами яхту водоизмещением 10 тонн. Через три года «Колибри» — так назвали яхту — была готова и вышла в плавание к Южной Америке, а затем направилась в Индийский океан. Когда яхта прибыла в Джакарту; измученный экипаж отказался от дальнейшего путешествия.
Гарольд решил было продолжить плавание в одиночку, но тут он встретил молодую француженку, отважившуюся разделить с ним радости и тяготы «морского существования».
Вскоре на борту появился третий член экипажа — дочь Зигрид.
Шло время. В свои восемь лет Зигрид почти не ступала на сушу. В этом году семья Бетхен решила закончить 12-летний рейс.
«Среднее морское»...
Девятилетняя англичанка Бетти Кридлэнд всю свою недолгую жизнь провела в море или в гаванях на борту 30-метровой яхты, на которой ее родители уже несколько лет работают в составе экспедиции. Экспедиция занята поисками древних кораблей, потерпевших крушение у западного побережья Африки.
Один из восьми членов экспедиции — профессор — занимается образованием маленькой морячки — ежедневно этому посвящается три часа. Так что если поиски останков кораблей не увенчаются успехом в ближайшие годы, Бетти с полным основанием сможет отвечать на вопрос об образовании — «среднее морское».
По пути Джеймса Кука
Маршруты древних и средневековых путешественников всегда привлекают внимание современников, пытающихся перенестись на века назад и ощутить себя первооткрывателями. 12 июля прошлого года — ровно через 200 лет после отплытия «Резолюшн» Джеймса Кука в кругосветное плавание от того же самого пирса в Плимуте отошла 20-метровая шхуна под командованием однофамильца и горячего поклонника знаменитого исследователя. Гордон Кук рассчитывает пройти полностью маршрут Джеймса Кука за три года. Портами захода намечены Рио-де-Жанейро, Кейптаун, Веллингтон, о-ва Кука, Таити, Гавайские о-ва, Сан-Франциско, Ванкувер и Петропавловск-Камчатский.
Шхуна Гордона Кука стилизована под старинный парусник, но имеет современные обводы и конструкцию. Оснастка приспособлена для управления силами команды из трех человек. Всего на борту шхуны во время путешествия будет только шесть человек: Кук, его жена, двое маленьких детей и два опытных яхтсмена.
Сигнал бедствия малых судов
В Англии начат серийный выпуск нового средства для подачи сигнала бедствия с аварийных лодок, катеров и яхт. Оно представляет собой полосу из оранжевой полипропиленовой плавучей ткани шириной 600 мм и длиной 23 м с нанесенными на нее черными знаками «V» (эта буква обозначает сигнал бедствия) из металлической фольги. Полоса хранится на судне в виде рулона, имеющего диаметр 130 мм и длину 600 мм.
При необходимости полоса сбрасывается за борт в наветренную сторону от лодки или спасательного плота. Благодаря вшитому в один конец ее плавучему якорю она быстро вытягивается из рулона и лежит на поверхности воды, удерживая лодку в дрейфе.
Сигнал хорошо заметен с самолета с высоты 1500 м и даже больше и с борта спасательного судна не расстоянии 1—2 миль. Металлическое крыло в головной части полосы, а также знаки «V» хорошо отражают импульсы радиолокатора.
Двухсотсильный гоночный подвесной мотор
В №61 сборника в обзоре американских подвесных моторов 1976 г. рассказывалось о самом мощном в мире потребительском подвесном моторе — 200-сильном «Джонсоне/Эвинруде». Та же корпорация «ОМС» в конце прошлого года выпустила и гоночный вариант этого мотора под двумя фирменными названиями: «ССС» у «Эвинруда» и «SR» у «Джонсона».
Использоваться он может на скутерах неограниченного класса OZ (рабочий объем двигателей свыше 2000 см3). Число оборотов коленчатого вала повышено до 6800—7200 в минуту. Поскольку зарегистрированная Ассоциацией производителей лодок (BIA) мощность 200 л. с. была получена при 5250 об/мин, можно полагать, что фактическая мощность спортивной модели достигает 250÷270 л. с.
Анемометр фирмы «Ройс инжиниринг»
Чаще всего яхтсмены оценивают силу ветра на глаз, руководствуясь своим опытом — ведь анемометры довольно сложные и редкие инструменты.
Английская фирма «Ройс инжиниринг» разработала и выпустила на рынок дешевый прибор упрощенной конструкции. Он работает по хорошо известному принципу: ветер действует на прямоугольную пластину, шарнирно подвешенную по верхней кромке. Чем сильнее ветер, тем на больший угол от вертикали отклоняется пластина. Воспользовавшись аэродинамической трубой, несложно оттарировать по известной скорости воздушного потока шкалу в метрах в секунду или в узлах, а рядом нанести силу ветра в баллах по шкале Бофорта.
Как видно на рисунке, прибор имеет удобную рукоятку. Он изготавливается из некорродирующих материалов, индикатор уравновешен таким образом, чтобы предотвратить колебания при сильном ветре и в тоже время чутко реагировать на отдельные его порывы.