Только через четыре года возобновилось серийное производство новой модели под фирменным названием «Ока-4». Кроме усиления и упрощения конструкции, авторы проекта немного увеличили размерения лодки и изменили характер обводов днища, увеличив килеватость на транце с 0° до 14°.
Клепаный дюралюминиевый (материал Д16АТ) корпус изготавливается на поточной линии, совмещающей все технологические операции — от раскроя листов до испытания готовой лодки на водонепроницаемость в громадных ваннах, наполненных водой, и окраски. Современная высокоэффективная технология не только ускоряет цикл постройки и снижает себестоимость, но и гарантирует высокое качество продукции.
Отрадно отметить, что и конструкторы и производственники постоянно стремятся улучшить потребительские качества мотолодки. «Ока-4» выпускается в трех исполнениях: в зависимости от оборудования и комплектации цена ее составляет 570, 660 и 680 руб. Лодка в наиболее комфортабельном варианте комплектуется съемным тентом и дистанционным управлением поворотом мотора, оборудована раскладывающимися в спальные места сиденьями.
Напомним, что эта четырехместная лодка рассчитана на подвесной мотор мощностью до 25 л. с. и при таком моторе с полной нагрузкой (400 кг) развивает скорость 30 км/ч. Вес корпуса — 97 кг, лодки со всем оборудованием (но без мотора) — 190 кг. Размерения «Оки-4»: 4,25Х1,48Х0,71 м. Для хранения запасов и снаряжения оборудованы багажники под диванами и выгородки-шкафчики по бортам.
Отмечая несомненные достоинства новой и пока еще мало знакомой потребителям лодки (всего их построено около 3000 шт.) — прочную конструкцию, хорошую мореходность и достаточную комфортабельность «Оки-4», нельзя не упомянуть о таких досадных мелочах, портящих ее товарный вид (впрочем, это относится, пожалуй, и к большинству других наших мотолодок), как отсутствие специальных профилей для буртиков, неряшливая отделка дельных вещей, унылая окраска, грубые фирменные надписи и т. д.
Бросается в глаза высокое и не очень удачное по форме ветровое стекло. В плохую погоду — при дожде и забрызгивании, видимость через него весьма затруднена, поскольку верхний обрез стекла находится выше уровня глаз водителя. Стеклоочистителя нет; при поставленном тенте водитель ничего не видит.
Лодка комплектуется двумя веслами-гребками, но ими вряд ли удастся отгрести, например, от берега при свежем навальном ветре.
Поставленные на днище угло-бульбовые профили вместо продольных реданов — решение, не лучшее с точки зрения гидродинамики.
«Оку» можно делать лучше
«Ока-4» во многом похожа на мотолодку «Днепр», которая у нас в Перми пользуется доброй славой. Однако достать «Днепр» очень трудно, а вот на «Оку-4» спрос неважный. В чем же причина? В том, что «Ока-4» имеет очень много недостатков.
Две пары продольных реданов на днище только ухудшают ходовые качества.
Ветровое стекло — прямое, высокое — выглядит очень некрасиво; неудобен кокпит, особенно на лодках исполнения II (за 570 руб.): неуклюжие громоздкие съемные сиденья даже не имеют спинок, а какой же это отдых на воде, когда человек в дальнем походе не может откинуться на спинку сиденья!
Носовая часть лодки от кокпита никакой переборкой не отделена, так что сюда ничего не положишь, иначе уже при незначительной волне на скорости все летит.
А как и куда поместить бензобак и хотя бы пару канистр горючего? Положить их некуда! Багажники под сиденьями есть, но беда в том, что они очень малы, а снять и поставить сиденье далеко не просто! Выступающие над пайолами багажники мешают оборудовать спальные места.
А какими лодка оборудована веслами? Они очень коротки и не имеют уключин. Если выйдет из строя мотор, то на таких веслах не пройдешь и ста метров!
«Ока-4» по мореходности и по размерам очень хороша; надо только устранить бросающиеся в глаза ее недостатки, и тогда она завоюет большую популярность. В частности, я бы посоветовал конструкторам посмотреть книгу «300 советов по катерам, лодкам и моторам». Совет № 105 поможет найти место для горючего между транцем и последним шпангоутом (оно заполнено сейчас пенопластом). Необходимо сделать в носовой части багажник и обязательно переделать сиденья!