Помимо комфортабельных плавучих дач, имеющих стеклопластиковые или металлические корпуса типа плоскодонных плашкоутов, за рубежом широкое распространение получили плавдачи-катамараны. Водоизмещающей частью таких судов является пара герметичных понтонов прямоугольного или цилиндрического поперечного сечения, чаще всего сварной конструкции из коррозионностойких алюминиевых сплавов. Понтоны соединяются легкими поперечными связями, поверх которых укладывается настил из щитов и монтируются стены домика.
Достоинства подобной конструкции очевидны. Поплавки получаются более легкими, так как можно применить для их изготовления тонкие листы, металла и ограничиться минимальным набором — главным образом в виде поперечных переборок.
В качестве примера приводятся фотографии двух «понтонных» лодок, как их называют в США, выпущенных в 1976 г. на рынок фирмой «Кэйот». Для любителей отдыха на воде, обладающих скромным семейным бюджетом, предлагается модель плавучей дачи «Пионер». В Комплект поставки входят два алюминиевых понтона длиной 8,5 м и шириной 0,585 м, набор щитов для сборки домика и комплект крепежных деталей. Понтоны имеют прямоугольное поперечное сечение с небольшой килеватостью днища и заостренной носовой частью. Для улучшения всхожести на волну и отражения носового буруна вблизи форштевня установлены широкие брызгоотбойники.
Конструкция такова, что для сборки домика не требуется специального инструмента и каких-либо работ по подгонке. Размеры палубы катамарана 7,3X2 м, площадь пола в каюте 3,6X2 м. Стенки домика и палуба имеют термическую изоляцию и отделаны декоративным пластиком. Предусмотрены двери в передней и кормовой переборках, широкие открывающиеся окна, просторная носовая палуба, пост рулевого с дистанционным управлением мотором, ходовые огни. Все внутреннее оборудование дачи предоставляется сделать самому владельцу или укомплектовать его изделиями, имеющимися в продаже.
Ведь практически дом на воде ничем не отличается от такого же дачного домика на земле, разве что нужно все надежно закрепить на своих местах и экономно использовать каждый кубический дециметр объема.
В Америке популярны также прогулочные и туристские понтонные лодки с открытой палубой или снабженные тентом. Например, лодка «Делюкс Командор» той же фирмы «Кэйот», выпускается с цилиндрическими понтонами длиной 6 или 7,3 м и диаметром 0,5 м. Палуба имеет соответственно размеры 2X4,8 м или 2X6 м и ограждается легким фальшбортом. На ней устанавливается пульт управления и кресло водителя, удобные диваны для пассажиров, камбуз и прочее оборудование, необходимое для прогулок группы из 4—6 человек. Допускаемая нагрузка при поплавках длиной 6 м составляет 850 кг при собственном весе лодки в сборе 500 кг. При максимальной мощности подвесного мотора 65 л. с., разрешаемой для установки на «Командоре», лодка может буксировать воднолыжника.
Достоинством понтонных лодок помимо большой полезной площади является безопасность использования. Они обладают хорошей остойчивовостью, живучесть их, благодаря разделению корпусов на водонепроницаемые отсеки, достаточно высока. Малая осадка позволяет подходить к любому необорудованному берегу. «Командор» может транспортироваться на трейлере за легковым автомобилем, как обычная лодка.
В США установлены нормы BIA для грузоподъемности и мощности двигателей, допускаемых на понтонных лодках. Грузоподъемность определяется по формуле:
где V·f — плавучесть корпусов (в кг), определяемая как произведение объема плавучего материала V (м3) или объема герметичной части понтона, если он полый (сварной конструкции), на поддерживающую силу материала в воде f (разность между 1 т/м3 и плотностью плавучего материала); D — собственный вес лодки, т.
Допускаемая мощность мотора определяется по формуле:
где L — длина понтона, м; d — диаметр понтона, м. Если поперечное сечение понтона не круглое, в формулу подставляется максимальный диаметр окружности, которая может быть вписана в данное сечение.