«Пивная регата»
Австралийский город Дарвин поклонники пива могут считать своей столицей: каждый житель этого города, включая в расчет женщин и детей, т. е. явно непьющую часть населения, выпивает за год 52 галлона (200 л) пива. Пиво здесь в основном продается в банках, поэтому на свалках вокруг города скопились миллионы таких банок.
В июне прошлого года местный яхт-клуб организовал оригинальную регату: все 60 участвующих судов были сделаны... из старых пивных банок. На обшивку корпуса некоторых из них потребовалось около тысячи банок! Все суда были поделены на четыре класса (моторные, парусные и два класса гребных).
На высоте оказался представитель Водно-моторного клуба Дарвина: его скутер занял первое место. Среди парусников наиболее успешно выступали катамараны.
«Многокорпусники» не сдаются
Как известно, к участию в первой гонке крейсерских яхт вокруг света катамараны и тримараны допущены не были. Недавно организаторы гонки — пивоваренная фирма «Унтбред» и Королевская ассоциация парусного спорта Англии (RNSA) — под нажимом влиятельных владельцев многокорпусных судов согласились посмотреть, на что способны эти суда: принято решение провести в ноябре 1975 г. своего рода квалификационную океанскую гонку для катамаранов и тримаранов на дистанции 16000 миль.
Старт будет дан в Портсмуте; многокорпусные яхты пойдут во Флориду, спустятся в южное полушарие — дойдут до Фритауна, снова пересекут Атлантику до Рио-де-Жанейро, затем вернутся в Портсмут.
К участию в соревновании будут допущены суда длиной от 12,2 до 22,2 м с экипажем не менее чем из четырех человек; допускается применение автоматического подруливающего устройства.
Результаты будут определяться с учетом гандикапа — все многокорпусники будут обмерены по правилам IOMR.
Если гонки пройдут успешно, то вопрос об участии многокорпусных судов в следующей гонке вокруг света, которая состоится в 1977 г., решат положительно.
Весло-плавник
Какого инженера — судостроителя или специалиста по гидродинамике не, занимали наблюдения за движением рыб, особенно быстроплавающих? Нет недостатка и в попытках запатентовать движитель, имитирующий движения таких рыб.
В чем основная сложность? — Невозможно заменить упругость и гибкую мускулистую подвижность хвостового плавника рыбы рычажной системой. Посмотрите на извивающиеся волнообразные движения угря. Благодаря сравнительно большой длине тела он пропускает через него волнообразное движение, причем амплитуда этого движения тем больше, чем ближе к хвосту. Скорость распространения этой волны примерно на 40% больше, чем скорость продвижения угря вперед. При этом волнообразном движении «корпуса» число положительных полупериодов колебания компенсируется таким же числом отрицательных — и угорь Движется прямолинейно. Волнообразные колебания корпуса угря напоминают колебания троса, когда за один его конец резко дернуть «вверх — вниз». Но есть здесь и существенная разница: у троса к концу амплитуда колебаний затухает из-за трения, а угорь, последовательно включая в работу мышцы, на хвосте ее заметно увеличивает.
Создать такой последовательный прирост энергии в любом механическом устройстве чрезвычайно трудно. И тем не менее два таких гребных устройства уже изготовлены западногерманскими инженерами Гансом Стреппом и Георгом Ниссеном и успешно эксплуатируются. Первое — «хвостовой плавник» (см. рис. 1) приводится в движение ногами при помощи тяг. Другой (рис. 2) — с ручным приводом.
Оба изготовлены из неопренового каучука. Оба снабжены двусторонними упругими накладными пластинами (сталь), которые позволяют уменьшать упругость плавника по мере удаления от оси вращения и тем самым увеличивать амплитуду к его концу. Скорость, достигаемая с этими устройствами, составляет примерно 1,5 узла.
Надувная мотолодка с каютой
Французская фирма «Р. В. Hall Mediterranee» выпустила в этом году первую надувную мотолодку с каютой. Правда, точнее «Р. В. VI» можно назвать лодкой «полужесткой» конструкции: ее основу составляет жесткий корпус, соединенный с открытой рубкой-убежищем. Габаритные размеры этого корпуса: длина — 4,73 м, ширина — 2,18 м, высота — 1,23 м; он выклеен из стеклопластика толщиной 7 мм. Днище имеет обводы с умеренным углом килеватости и четырьмя продольными реданами. Настил из 12-миллиметровой водостойкой фанеры оклеен стеклопластиком и образует герметичное междудонное пространство, объем которого 150 дм3.
Надувная часть лодки, состоящая из баллонов диаметром 0,56 м, приклеена к жесткому корпусу. В наполненном воздухом состоянии судно имеет длину 6 м, ширину — 2,68 м, высоту борта в носу — 0,86 м, обладает всеми достоинствами надувных лодок: оно остойчиво, имеет малый вес (полностью в сборе — 300 кг), обладает большой грузоподъемностью (допускаемая нагрузка определена в 12 человек) и солидным запасом плавучести (1200 дм3 в пяти отсеках надувной камеры). Камера выклеена из прочного материала — тергала на нейлоновой основе с неопреновым покрытием.
Внутри лодка мало отличается от обычных лодок из стеклопластика. В каюте, имеющей высоту над пайолами 1,27 м, располагаются два дивана, служащие койками. Третий человек может расположиться на ночлег между этими диванами.
Фирма гарантирует безопасную эксплуатацию с подвесным мотором мощностью до 150 л. с. На испытаниях с мотором «Меркюри» мощностью 85 л. с. с нагрузкой в 2 чел. лодка развила максимальную скорость 59 км/час. На одном стандартном бензобаке емкостью 23 л на экономичном режиме работы этого мотора «Р. В. VI» проходит 55 км.
Через северную Атлантику
21-летний американский студент Боб Гейнер стал самым молодым яхтсменом, пересекшим Северную Атлантику в одиночку. На яхте «Хитч-Хайкер» длиной 6,9 м он начал свое путешествие 29 июня 1974 г., отойдя от причала Род-Айленда (близ Нью-Йорка), а закончил его через 59 дней в Фалмуте.
Плавание прошло без особых происшествий, если не считать столкновения с айсбергом недалеко от Нью-Фаундленда 20 июля. Боб дремал, яхта медленно шла в сплошном тумане, когда внезапный толчок разбудил его и он увидел прямо перед собой ледяную стену. К счастью удар не был сильным.
Почти точно по тому же пути девять лет назад океан пересек журналист из Огайо Роберт Мэнри (скончался в 1972 г.) на яхточке «Тиикербел» длиной всего 3,9 м; американец затратил на свой переход 78 дней.
Счастливый итальянец
Совершающего кругосветное плавание Амброджио Фогара, зашедшего в апреле прошлого года в Сидней, местные журналисты окрестили «счастливейшим из одиночников».
В Тасманском море его 11,4-метровая яхта «Сюрприз» попала в жестокий циклонический шторм (своим крылом он задел и побережье, нанеся солидный ущерб Сиднею; три яхты, оказавшиеся в это время в море, были разбиты о скалы). Гигантская волна смыла с палубы Фогара и отшвырнула его далеко — на всю длину страховочного конца — в сторону.
Мореплаватель с ужасом следил за тем, как мачта его яхты скрылась под водой, а наверху показался ее киль, но долей секунды позже судно, завершив полный оборот на 360°, снова подняло свою мачту над волнами. Подобравшись по тросу, яхтсмен поднялся на палубу «Сюрприза».
На вопрос журналистов — испытывал ли он во время переворота яхты страх — Фогар ответил:
«Больше всего я боялся опоздать вернуться в Милан, так как обещал жене прийти туда не позднее сентября...»
Лодки и лодочные стоянии в западной Европе
Западноевропейские верфи построили и продали в 1973 г. спортивных лодок, яхт и оснастки к ним на 500 млн. долларов. На 2650 верфях построено 190 тыс. лодок и яхт.
Водным туризмом и спортом в Западной Европе занимается около 5 млн. человек на 1,8 млн. спортивных судах, из которых 59% составляют моторные лодки, и около 30% — парусные яхты.
Сейчас одно спортивное судно приходится: в Швеции — на 17, в Голландии и Швейцарии — на 120, в Англии — на 145, во Франции — на 170, в Италии — на 220, в ФРГ — на 280 человек.
Среднегодовой прирост количества спортивных судов составляет 10% и, следовательно, число их удваивается за 8-10 лет.
Постоянное увеличение парка яхт, катеров и моторных лодок очень остро ставит вопрос о стоянках. Наиболее высок прирост числа стояночных мест в Великобритании — 13000 в год, следом идет Швеция — 12000 в год, а уж затем Западная Германия, Италия, Франция и Голландия, в каждой из которых такой прирост составляет примерно 6000 в год.
В Великобритании наиболее интенсивно стоянки строились в районе залива Солент — неподалеку от Лондона. В 1972 г. здесь насчитывалось около 22000 судов. Однако в последние годы темпы строительства пошли на убыль — сказывается нехватка свободных бухт. Да и сам Солент уже перестал быть «землей обетованной» для яхтсменов и водномоторников — в воскресные дни пробки на дорогах, ведущих к стоянкам, и толчея катеров и лодок в узкостях. Финансировалось строительство стоянок в Соленте в основном из частных источников.
В Швеции строительство стоянок финансируют и частный сектор, и государство. Выгодно используя государственные субсидии, местные власти не только не чинят препятствий строительству стоянок, но активно в нем участвуют. По данным на 1970 г. в районе Большого Стокгольма было 310 гаваней общей численностью стояночных мест 30000. В районе Большого Гетеборга 180 гаваней — 20000 стояночных мест.
Во Франции основным средоточием новых лодочных стоянок является побережье Средиземного моря от Тулона на западе до итальянской границы на востоке.
К 1972 г. здесь насчитывалось 23000 стояночных мест в 59 гаванях. В отличие от Лондона, Стокгольма и Гетеборга, где стоянки заполнены катерами и лодками «местного» населения, на средиземноморском побережье основная клиентура — туристы. В строительстве стоянок активно участвуют владельцы домов на побережье, сдаваемых на лето отдыхающим. Здесь широко практикуется система совместного владения стоянками, когда фирма-владелец уступает часть акций арендаторам стояночных мест. Затраты на строительство гаваней на средиземноморском побережье весьма внушительны — стоимость одного стояночного места — 17—28 тыс. франков, т. е. 2900—4800 руб.
Вариант виндсерфинга
Фирма «Мезл» в западногерманском городе Дюркхейме предлагает свое снаряжение для занятий «виндсерфингом». На этот раз решено обойтись без мачты. Доска из пластика АБС размером 2,30X0,82 м весит всего 23 кг. Площадь паруса — 3 м2. С этой упрощенной конструкцией, по мнению журнала «Штандер», легко управится даже ребенок.
Это устройство, названное «Skail surfer», так же, как и «виндсерфинг» защищено международным патентом. Оно более универсально, чем оригинальный «виндсерфинг».
«Skail surfer» используется как пляжный плотик (он снабжен веслами) и как акваплан за катером (имея близкие к стандартному акваплану размеры, он легче, чем доска для «виндсерфинга», выходит на глиссирование).
Последователи Брендана
Ирландцы упорно оспаривают первенство Лейва Эриксона в открытии Америки. Здесь особенно много сторонников другой версии, что Атлантику, задолго до знаменитого викинга, пересек ирландец Св. Брендан. Наиболее ярые приверженцы этой версии готовятся сейчас пересечь океан на лодках, подобных тем, что существовали во времена Брендана. Известно, что эти лодки длиной около 14 м имели легкий деревянный каркас, обтянутый коровьими шкурами.
Строители — они же и будущие путешественники — уверены, что такие суда можно сделать достаточно прочными, чтобы выдержать штормы Северной Атлантики, и надеются, что после их успешного перехода гипотеза об ирландце — первооткрывателе Америки получит неоспоримый аргумент в свою пользу.