Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 1975 год
  • Парусные катамараны рыболовецкого колхоза «Царникава»
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Современные многокорпусные парусные суда: Катамараны
Парусный катамаран «Центаурус» верфи «Царникава»
Феномен водномоторников латвийского колхоза «Цоде»
Катамараны выходят на гонки
Гоночные катамараны сегодня
Катамараны — новый класс гоночных судов
Надувные туристские суда катамараны
Катамараны — «палубные лодки» и плавдачи под парусом и мотором
Комфортабельные моторные катамараны раскрывают свои возможности
Крейсерские катамараны Алдиса Эглайса
Циклон и катамараны на Кубке Балтике
Рассекающие волны катамараны (РВК)
Скоростные катамараны «гибридных» типов
За рубежом: аквасипед, надувной эллинг, парусник, парусные доски...


Парусные катамараны рыболовецкого колхоза «Царникава»

Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 56
          0


Информация об изображенииФото катамарана «Вента»
Фото катамарана «Вента»
 
Пять лет назад на верфи колхоза «Царникава» был спущен на воду первый серийный крейсерский катамаран типа «Гауя».

Началось все с того, что в Центральном республиканском яхт-клубе (Рига) образовался коллектив энтузиастов (главным образом — выпускников Рижского политехнического института), во-первых, твердо убежденных в большом будущем катамаранов, а во-вторых, уже имеющих определенный опыт самостоятельной постройки таких судов, сначала чисто прогулочных, а потом и легких гоночных класса «В». В созданной ими проблемной лаборатории многокорпусных судов решались узловые теоретические вопросы, создавалась методика расчета, разрабатывались новые конструкции все более крупных крейсерских катамаранов. Первым был построен наш экспериментальный катамаран «Каупо» (9,65X5,0 м; 61 м2). Правда, он еще сохранил классическую компоновку двухкорпусных судов, получившую распространение на Западе, — имел жилые помещения на мостике, но к этому времени у нас уже родилась идея о целесообразности применения новой схемы — с жилыми помещениями в корпусах.

Информация об изображенииОбщее расположение катамарана «Вента»
Общее расположение катамарана «Вента»
 
Для проведения дальнейших экспериментов и практического осуществления новых идей требовалась производственная база, понадобились значительные средства; возможности же яхт-клуба были, естественно, ограничены. Единственным выходом из положения представлялась организация постройки судов на коммерческой основе. Такое производство и было создано в пригородном рыболовецком колхозе «Царникава». Организованный здесь цех малого судостроения стал впервые в нашей стране принимать заказы на изготовление нового вида продукции — крейсерских парусных катамаранов.

Спортивным организациям был предложен проект небольшого, предельно простого по конструкции катамарана «Гауя» (9,0X5,25 м) с умеренной площадью парусности — 40 м2 (см. №28 сборника). За последующие четыре года было построено 10 судов этого типа, уже получивших известность среди яхтсменов Прибалтики.


Информация об изображенииКатамаран «Вента»
Катамаран «Вента»
 
Тем временем в нашей проблемной лаборатории продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию проекта. Появление на дистанциях наших гонок и дальних походов крупных двухкорпусных судов выдвинуло ряд проблем и в первую очередь — проблему безопасности плавания, ставшую особенно острой после известного случая опрокидывания второго катамарана серии «Стар» (см. №29 сборника). Были разработаны специальные требования к оборудованию и снабжению катамаранов, а также рекомендации по управлению многокорпусными судами. Пятилетний срок последующего безаварийного плавания построенных в «Царникаве» судов позволяет сделать вывод, что принятыми мерами удалось уменьшить вероятность опрокидывания до минимума. (Кстати, согласно мировой статистике число случаев опрокидывания катамаранов не больше числа аварий и гибели обычных килевых яхт).

Продолжая работу над обеспечением остойчивости катамарана, мы, по нашему убеждению, нашли путь к более основательному решению этой проблемы. Разработана эффективная система (целый комплекс конструктивных мер), работающая автоматически — без вмешательства человека и не допускающая увеличения крена до критического значения. Крейсерский катамаран, оснащенный подобной системой и, добавим, имеющий соответствующее соотношение параметров, может без опасности опрокинуться ходить с отрывом наветренного корпуса от воды. Решение проблемы остойчивости в принципе позволяло значительно улучшить ходовые качества судна путем увеличения площади парусности, обеспечивало возможность несения ее при более сильном ветре, но в то же время примененная нами система ограничивала высоту парусности. В результате мы были вынуждены заняться разработкой нового типа парусного вооружения с дополнительными лавировочными парусами. Вооружение по новой схеме при одинаковой высоте мачты позволяет увеличить общую площадь парусов примерно в два раза без ухудшения аэродинамических характеристик по сравнению с обычным вооружением шлюпом.


Информация об изображенииОбщее расположение «Гауи-2»
Общее расположение «Гауи-2»
 
Как новая система, предотвращающая опрокидывание, так и новое парусное вооружение еще осенью прошлого года прошли испытания на экспериментальном катамаране «Центаврус» и теперь применяются на всех катамаранах, строящихся в цехе «Царникавы».

Выступление сравнительно небольших и теперь уже несколько устаревших судов типа «Гауя» в первых двух крейсерских гонках на Кубок Балтийского моря не смогло продемонстрировать преимущества двухкорпусной конструкции, хотя катамараны нисколько не отставали от основной массы яхт, а при благоприятных условиях финишировали первыми. Но вот в 1972 г. со стапеля «Царникавы» был спущен более крупный (11,0X7,0 м; 100 м2) катамаран «Гемини», ставший головным в новой серии судов типа «Вента». Двухлетняя эксплуатация «Гемини», включая интенсивное участие в гонках, показала уже значительное превосходство катамарана над самыми быстроходными крейсерскими яхтами при любых погодных условиях, на всех курсах относительно ветра. Разумеется, были обнаружены и некоторые недостатки, касающиеся, например, вооружения и центровки. При разработке окончательного варианта проекта для серийной постройки эти недостатки были устранены. Одновременно удалось улучшить условия обитаемости: ширину корпусов увеличили на 300 мм, сделали более удобной планировку, число спальных мест довели до 10.

Информация об изображенииСерийный катамаран «Гауя-2»
Серийный катамаран «Гауя-2»
 
Опыт эксплуатации катамаранов типа «Гауя» позволил более четко сформулировать требования и к подобным сравнительно небольшим крейсерским судам: они должны быть предельно дешевы и просты в обслуживании, но в то же время быстроходнее обычных крейсерских яхт (например, класса J16); условия обитаемости и мореходность должны обеспечивать возможность автономных морских плаваний с экипажем 4—6 человек. Исходя из этих посылок, мы переработали проект катамарана «Гауя»; теперь, начиная с 1975 г. строится модернизированный его вариант «Гауя-2» (8,5X5.6 м}. Новый катамаран на 0,4 м шире старого, но на 400 кг легче; увеличен объем жилых помещений, улучшена планировка. Максимальная площадь парусности увеличена с 40 до 70 м2, усовершенствованы обводы корпуса. Разработан и вариант проекта, рассчитанный на изготовление в мастерских яхт-клубов.

Главная особенность обоих серийных катамаранов — «Венты» и «Гауи-2» — то, что их расчетная ширина на 1,5—2,0 м больше, чем на типичных зарубежных катамаранах такой же длины. Меньшую ширину американских катамаранов в известной степени можно объяснить, например, тем, что ходят они главным образом в районах, где господствуют пассаты и где всегда можно выбирать маршрут с попутными ветрами. В Балтийском же море, которое ориентировано по направлению господствующих ветров, следует считаться с преобладанием острых курсов. Судно, рассчитанное на такие условия плавания, должно иметь достаточно высокие лавировочные качества, которые при сильном ветре зависят прежде всего от поперечной остойчивости.


Информация об изображенииНа гонках крейсерских яхт на Кубок Балтики
На гонках крейсерских яхт на Кубок Балтики
 
Для повышения остойчивости необходимо увеличение ширины катамарана, а это возможно лишь при размещении жилых помещений в корпусах. Ведь увеличение расстояния между корпусами при сохранении классической схемы (рубка на мостике) приводит, во-первых, к увеличению вертикального клиренса моста, который ограничен общей высотой катамарана и высотой помещений, а во-вторых — к значительному утяжелению конструкции самого моста. Поэтому крейсерский катамаран с рубкой на мостике, получивший распространение на Западе, имеет далеко не оптимальные, на наш взгляд, ширину, вертикальный клиренс и весовые показатели. (Распространившееся за последние годы мнение, что крейсерский тримаран значительно безопаснее катамарана, вызвано именно недостаточной шириной и, следовательно, малой остойчивостью большинства катамаранов.) А вот при размещении жилых помещений в корпусах конструктивную ширину катамарана можно увеличить до требуемой по соображениям остойчивости без существенного ухудшения весовых показателей. При максимальном значении кренящего момента вес катамарана поддерживается подветренным корпусом, который по длине, объему и продольной остойчивости значительно превосходит боковой поплавок тримарана.

Информация об изображении«Центаврус» на испытаниях
«Центаврус» на испытаниях
 
На основе этих положений и проводилась разработка проектов наших «сверхшироких» катамаранов. Пришлось решать ряд сложных проблем, связанных с поворотливостью, центровкой, взаимным креплением корпусов; конструкцию сделали разборной, чтобы облегчить транспортировку и зимнее хранение судна. Учли также и значительный рост скоростей, приводящий к увеличению нагрузок на связи.

Какие же скорости показывают катамараны? При анализе кинопленки, отснятой прошлой осенью во время испытаний «Центавруса» в 6-балльный ветер, оказалось, что он прошел длину корпуса за 24 кадра, то есть примерно за одну секунду. Это соответствует скорости хода около 26 узлов.

Серийные катамараны «Вента» и «Гауя -2», воплотившие в себе все то новое, что было разработано в республиканском яхт-клубе за несколько лет, представляют важный шаг в решении главной задачи: при минимуме затрат дать максимум надежности, скорости и комфорта.


Понравилась ли вам эта статья?
+5

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Паротурбинный гоночный катер «Герон» братьев Ван дер Мерве
За рубежом: «Ладога», исследования, микро-судно, аварии...
Глиссирующий катамаран-паром «Фейри интерсептор»
Любительский маломерный флот Красноярского края
Рецензия на книгу «Школа яхтенного рулевого»
Виндсерфинг набирает популярность среди любителей
За рубежом: регата, многокорпусники, весло, лодки и стоянки...
Карта-схема Рыбинского водохранилища
Мини-катер «Сонни-14» по чертежам Ренато Леви в Выборге
Проблема лодочных стоянок в городе Калинине
Построен бермудский шлюп «Альбатрос» на Щецинской верфи
Двухвинтовой катер-электролодка «Электра»
Плавучие навигационные знаки для судоходных рек
Интервью с первым «босоногим» воднолыжником А. Петровым
Новый вариант трассы для прыжков с трамплина

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Парусные катамараны рыболовецкого колхоза «Царникава»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
База-стоянка катеров и лодок в Угличе
Судомоделизм — хобби или вид спорта?
Долбленая двухкорпусная лодка катамаран дубень
Гидросамолет на основе серийного «Прогресса»
Насадка на объектив бинокля в качестве пеленгатора
Морские сани фирмы «Копланд Боутс»
Канатная дорога для тренировки воднолыжников в бассейне
ЦКБ «Нептун» о лодке для автомобилистов
За рубежом: Арктика, гонки на Уиндермире, яхта из стали...
Шесть вариантов пластмассовых лодок в одном корпусе
Полиэтиленовая лодка для автомобилистов «Дельфин»
Яхта с круглым корпусом «Поповочка»
Крейсерская яхта из отслужившей «пятерки»
Надувные лодки Уфимского завода РТИ
Центральный водномоторный клуб «Меридиан»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 13 + 20 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории