Началась «эпоха моторизации». В магазинах появились «Казанки», надувные лодки и разборные байдарки, однако не прекращались и различные попытки создания надувного катамарана, чаще всего — на основе камер мячей, уложенных по нескольку штук в парусиновые чехлы. Пожалуй, впервые туристы-водники заговорили о нем «официально» после соревнований на весенней Амате, когда оказалось, что неуклюжие гребные катамараны довольно успешно проходят слаломную трассу. Но и тогда катамараны рассматривались как некий «суррогат», появление которого вызвано, с одной стороны, дефицитом и дороговизной байдарок, а с другой — доступностью материалов и простотой изготовления своими силами. По-прежнему считалось, что даже самый хороший катамаран уступает байдарке в маневренности и ходкости, гребец на нем плохо защищен от брызг.
Прошло еще несколько лет. И по обилию публикаций на «катамаранные темы» в сборнике «Катера и яхты» и журнале «Турист» уже можно сделать вывод, что «гадкий утенок», никем не признанный и не пропагандируемый, завоевывает туристские голубые дороги. Катамараны на надувных элементах продемонстрировали жизнеспособность: за эти годы их испытали во многих путешествиях по самым сложным горным рекам (например, на Би-Хеме, Кантегире), в условиях плавания вдоль побережья Тихого океана, на Байкале и Каспии. Самое неожиданное, что они хорошо показали себя не только в гребном варианте (плоты всех видов), но и под парусом и мотором.
Сразу же отметим, что легкие и достаточно надежные, хнрошо приспособленные для хранения и перевозки парусные катамараны с обтекаемыми (заостренными) поплавками-баллонами за рубежом выпускаются многими фирмами и притом довольно крупными сериями. Следовательно, они оказались конкурентоспособными даже среди великого множества других моделей малых парусников, в том числе и жестких (стеклопластик, полиэтилен) катамаранов. В принципе то же можно сказать и о надувных моторных катамаранах. Правда, для придания мореходности бортовые баллоны чаще всего соединяют в носу, так что получается классическая надувная мотолодка, но продолжают рекламироваться, например, своеобразные плавучие дачи на двух отдельных баллонах, приспособленные для установки подвесного мотора.
На наш взгляд, пришла пора обобщить многолетний опыт — рассмотреть многочисленные варианты хотя бы простейших туристских надувных катамаранов и поставить перед Главрезинпромом вопрос о целесообразности выпуска таких судов. Стоит, пожалуй, упомянуть, что разговоры о производстве на Уфимском заводе РТИ им. Фрунзе баллонов — «бревен», пригодных для соединения попарно (или иначе), ведутся давно, однако у нас в водной секции Московского городского клуба туристов никто их так и не видел.
Вот некоторые соображения в пользу надувного катамарана как универсального туристского судна, использование которого позволяет намного расширить выбор маршрутов.
Действительно, всякий катамаран имеет большую смоченную поверхность и соответственно большее сопротивление трения, чем байдарка того же водоизмещения. Поэтому скорость его на гладкой воде всегда будет несколько меньше, чем у байдарки, хотя и больше, чем у обычной дощатой лодки, и почти вдвое выше, чем у овальной надувной лодки. А вот в реальных условиях туристского плавания вниз по реке скорости движения катамаранов и байдарки практически одинаковы.
Латвийские туристы, одними из первых оценившие достоинства катамаранов, создали удачную их конструкцию с приподнятыми оконечностями, которая не уступает байдарке и по маневренности. Правда, некоторые сложности в управлении катамараном на горных реках есть: в момент преодоления косых валов, входа и выхода из главной струи возникает вращающий момент — следствие неодинакового воздействия потока на поплавки. Но и этот недостаток, как выяснилось, можно значительно уменьшить, если поперечные балки катамарана поставить подальше от концов баллонов (на расстоянии 0,6—1,0 м), а сами эти концы стянуть, сблизив вплотную.
Информация об изображении
Один из самых удачных туристских гребных катамаранов конструкции К. Херцова-Херцберга
Конечно, на катамаране гребцы открыты ветру и брызгам, но минус этот далеко не так важен, как кажется на первый взгляд. Для плавания на простых маршрутах, применив поплавки достаточно большого диаметра и натянув между ними полотнище или приподняв достаточно высоко сиденья, можно забрызгивание устранить. На сложных маршрутах, когда нередко волны накрывают людей с головой, на байдарке шансы остаться сухим нисколько не выше: так же необходимы непромокаемая одежда, тщательная герметизация груза.
Один из самых удачных туристских гребных катамаранов конструкции К. Херцова-Херцберга
В то же время надувные катамараны обладают рядом ценных качеств. В первую очередь это, безусловно, высокая остойчивость и, следовательно, безопасность. Катамараны обладают наибольшей поперечной остойчивостью по сравнению с любыми однокорпусными судами равного водоизмещения. Даже на легких, простейших катамаранах можно вставать во весь рост, забрасывать спиннинг. Одноместный разборный катамаран, пожалуй, лучшее плавсредство для рыболова! Хорошая остойчивость позволяет превратить катамаран в парусник: он может нести паруса достаточно большой площади, а при наличии швер-та или шверцев ходить круто к ветру. Наконец, установить подвесной мотор на нем гораздо проще, чем на байдарке. Подчеркнем, что суда рассматриваемого типа хорошо подходят для «семейного туризма», позволяя создавать самые разнообразные варианты плавучей дачи.
Катамараны, как и все другие надувные суда, имеют относительно большую грузоподъемность и малый вес, что исключительно важно при транспортировке к начальной точке сложного маршрута (чаще всего это верховья рек, куда все грузы приходится забрасывать в рюкзаках). Если нужно переносить только сами баллоны, а каркас будет изготовлен на месте из подручных материалов — жердей, то вес двухместного туристского катамарана из расчета на одного человека будет меньше 5 кг (иногда 1,5—2 кг), т. е. в два с лишним раза меньше, чем серийной байдарки.
Грузить багаж и снимать его с катамарана несложно — в отличие от байдарки, «свободной площади» больше; легче устроиться в удобной для гребли позе, проще выскакивать на берег и т. п. Наконец, при навалах на камни или бревна правильно сконструированное и в меру накачанное надувное судно оказывается более надежным, чем разборная байдарка с жестким дюралевым каркасом и мягкой обшивкой.
Имея надувные элементы — баллоны длиной 1,5—3,0 м, можно видоизменять туристское судно в зависимости от конкретных условий плавания. Так, группа москвича Михаила Цейтлина в верховьях Би-Хема из четырех 1,5-метровых баллонов собрала два двухместных гребных катамарана, а ниже, когда ширина фарватера позволила, превратила эти два судна в один плот катама-ранного типа, поставив по два баллона в каждый поплавок. Плот из надувных цилиндрических баллонов, в отличие от плотов всех других типов, легок на ходу; на нем под парусом или на веслах можно преодолевать озера или участки рек, где не чувствуется течение. Такая конструкция делает доступными для плота, например, ряд маршрутов по Карелии.
Туристами разработано и испытано очень много вариантов надувных катамаранов (данные некоторых из них приведены в таблице). В настоящее время можно было бы выделить из всей их массы' четыре основных типа.
1. Одноместный гребной «рыболовный челнок» — приспособленный для переноски в рюкзаке катамаран длиной до 2,0 м, грузоподъемностью 100—120 кг при собственном весе не более 7—10 кг. Типичный представитель этой группы — «Пескарь».
2. Двухместный туристский гребной катамаран. Лучшим образцом для преодоления сложных маршрутов является конструкция К. Херцова-Херцберга, отличающаяся, правда, несколько более сложной формой поплавков (для улучшения маневренности и всхожести на волну). Типичным простейшим вариантом является катамаран А. Бувэтова (журн. «Турист», № 3 за 1970 г.). Из двух полотнищ брезента 4,5X1,0 м шьются поплавки, в которые укладываются до 20 волейбольных камер; считается, что такая камера, надутая до 0 27 см, может держать на воде 10 кг, а общий запас их плавучести должен вдвое превышать грузоподъемность. Вдоль каждого поплавка укладываются (крепятся завязками) две жерди, а на них — настил из поперечных жердей.
3. Двух-четырехмесшый .универсальный (парусно-гребно-моторный) прогулочно-туристский катамаран длиной 4,0—5,0 м и грузоподъемностью 250—500 кг. Типичным представителем этой группы мне кажется катамаран В. Успенского. Естественно, что вес судна с парусным вооружением, мощными связями каркаса и подмоторной доской оказывается, по крайней мере, вдвое больше, чем судов предыдущей группы. По сути дела это уже «автомобильная» лодка!
4. Плот-катамаран грузоподъемностью не менее 1 т. Для повышения грузоподъемности, а на сложных маршрутах и живучести плота поплавки делают двух- или даже многобаллонными; иногда 4—8 цилиндрических баллонов, образующих один поплавок, ставят в два ряда.
Все применяемые на надувных катамаранах баллоны по конструкции можно разделить на три основные группы.
1. Бескамерные, когда наполняемый воздухом баллон не имеет какого-либо чехла-покрышки. Ясно, что такие баллоны наиболее просты и легки, но при самостоятельном изготовлении трудно подобрать подходящий прочный, легкий, плотный и хорошо склеивающийся материал, трудно сделать баллон надежным.
2. Однокамерные, когда в воздухопроницаемую защитную оболочку-чехол вложена надувная камера той же величины и формы. На оболочку идет брезент или другая прочная, грубая ткань, а на камеры — такие доступные любителю материалы, как «детская» клеенка, листовая резина, пластиковая пленка (в последнем случае камера получается очень легкой).
3. Многокамерные, когда в одну оболочку вкладывается несколько камер от волейбольных и баскетбольных мячей, боксерских груш и т. п. (Известны и удачные конструкции на базе детских надувных шаров; в частности, в 1968—1969 гг. такой плот испытывался на Таймыре.) Многокамерные баллоны наиболее просты в изготовлении и, естественно, надежны, но тяжелее и дороже; подготовка их к плаванию занимает больше времени.
В заключение хочу подчеркнуть; туристы уже давно и активно высказываются в пользу катамаранов, делают такие суда, — слово теперь за промышленностью! По-видимому, необходимо, чтобы определенную инициативу проявил и Центральный совет по туризму.