Интересно отметить, что вообще первым спортивным тримараном считается небольшая яхта, построенная еще в 1945 г. В. Чечетом — тем самым, который тридцатью семью годами раньше построил первый катамаран. (Чечет считается также и автором самого термина «тримаран».) Однако прошло около четверти столетия, прежде чем парусные тримараны смогли по-настоящему проявить свои высокие качества, отличающие их от яхт традиционного типа.
Вот хроника событий, уже совсем недавних.
Только в 1960 г. впервые тримаран пересек Атлантику: это сделал американский конструктор многокорпусных судов А. Пивер на 9-метровом «Нимбле». В следующем году он же, но на несколько большем тримаране — «Лодестар» — прошел из Сан-Франциско до Новой Зеландии; так был покорен и Тихий океан.
В 1966 г. тримараны оказались лидерами сразу в двух больших гонках крейсерских яхт: 12-метровый «Три Стар» занял второе место в транстихоокеанской гонке, а «Ториа» конструкции англичанина Д. Келсала — победил в гонке вокруг Британии.
В Трансатлантической гонке яхт-одииочек 1972 г. первым на финише был алюминиевый тримаран «Пан Дюик IV» с Аленом Кола за рулем. Среди шести лучших судов этой гонки было четыре тримарана; они уступили лишь двум гораздо большим по размерам однокорпусным яхтам «Вандреди Трез» (39-метровая шхуна) и «Бритиш Стил» (21,4-метровый кеч).
В прошлом году тот же Кола совершил рекордный кругосветный вояж на том же тримаране с новым названием «Манурева», затратив на него 169 дней; таким образом, он намного улучшил достижение Ф. Чичестера и вплотную подобрался к рекордам легендарных «шерстяных» клиперов (из Сен-Мало до Сиднея «Манурева» прошла за 80 дней, а клипера затрачивали на рейс 77 дней!).
Наконец, о внушительных победах тримаранов в последних гонках вокруг Британии (семь из 10 лучших мест) рассказывалось на страницах предыдущего номера.
Достижения, показанные известными яхтсменами на трехкорпусных яхтах, оказались столь убедительными, что теперь все чаще предпочтение этому сравнительно молодому типу судов отдается не только перед традиционной однокорпусной яхтой, но и перед другой новинкой — катамараном. Сейчас за рубежом одновременно рекламируются строящиеся серийно тримараны свыше 40 различных типов.
Современные тримараны исключительно разнообразны по конструкции, размерам, назначению, однако уже можно попытаться выделить какие-то основные их типы, наметить соответствующие характеристики и устоявшиеся соотношения размерений.
Для начала отметим, что среди самых легких гоночных яхт озерного типа, к каким, например, относится олимпийский катамаран «Торнадо», трехкорпусные суда не получили сколько-нибудь заметного распространения. Очевидно, что при столь малых размерах и легкой конструкции мостика (алюминиевые трубы, прочная ткань) катамаран оказывается легче, дешевле в постройке, быстроходнее. Тем не менее, есть и гоночные тримараны. По своим размерениям они близки к катамаранам классов «В» и «С»; как правило, они оборудуются открытой площадкой. Это чрезвычайно легкие яхты с таким мощным парусным вооружением (S1/2: D1/3 = 7,15÷7,5), что оба члена экипажа вынуждены постоянно пользоваться трапецией. Корпуса и поплавки изготовляют обычно из шпона или фанеры с округлыми либо остроскулыми обводами, иногда рассчитанными на глиссирование (появляются плоские участки днища в корме).
Гораздо более популярны небольшие — длиной до 10 м — крейсерские тримараны. «На катамаране — у берега, тримараном — через океан». — Это краткое высказывание конструктора Д. Кларка, приведенное в его книге «Тримараны», изданной в Лондоне, часто цитируется приверженцами мореходных трехкорпусных яхт и в основном соответствует сложившимся взглядам.
Уже давно отмечено, что крейсерский катамаран «хорош», когда он имеет достаточно большие размеры. Только при длине свыше 12 м на нем можно оборудовать удобные — высокие помещения на мосте, удается поднять нижнюю поверхность моста на такую высоту над водой, чтобы уменьшить вероятность жестких ударов волн и разрушения конструкции. А в центральном корпусе тримарана даже при гораздо меньшей длине (7,5—10 м) удается разместить b достаточно комфортабельные жилые помещения и удобный кокпит. Гораздо менее мощные, чем на катамаране, балки требуются, чтобы соединить центральный корпус тримарана с боковыми поплавками-аутригерами; это повышает надежность конструкции, дает возможность делать ее легче. Тримаран подобного класса оказывается комфортабельнее и мореходнее катамарана, а нередко, добавим, и дешевле традиционной яхты сравнимого класса (отсутствует балластный киль, проще конструкция корпуса).
Характерные черты крейсерского тримарана минимальных размеров хорошо видны на примере «Маринера-25», спроектированного американским конструктором А. Пивером.
Сравнительно широкий (у тримаранов А. Пивера L : В — 5,9÷8) корпус разделен на четыре отсека: форпик, каюту, кокпит и ахтерпик. Три спальных места размещаются на развитых бортовых крыльях моста: ведь здесь не требуется большая высота помещений — над койкой вполне достаточно иметь 0,65÷0,9 м. А вот в средней части каюты можно стоять во весь рост; здесь размещаются камбуз, диван и складной обеденный стол. Общее число спальных мест — четыре, т. е. столько же, сколько к на однокорпусной яхте такой же длины. В форпике устроен гальюн, над которым оборудован светлый люк на высоком комингсе. Пространство под самоотливным кокпитом, а также объемы поплавков используются для хранения запасов и снаряжения.
Тримараны Пивера лавируют без шверта: остроскулый с большой (30°) килеватостью днища корпус совместно с погруженными в воду еще более4 килеватыми боковыми поплавками создает необходимое сопротивление дрейфу.
При большей длине судна (9—10 м) удается устроить дополнительные спальные места как на крыльях моста, так и в концевых отсеках основного корпуса; благодаря этому становится возможным размещение экипажа на 7—8 человек. Некоторые конструкторы считают, что на судах подобных размерений целесообразно сдвигать кокпит ближе к миделю и за счет этого оборудовать небольшую (одно-двухместную) кормовую каюту. Такое разделение жилых помещений на две группы удобно при семейных плаваниях взрослых с детьми, а кроме того, упрощает проводку бегучего такелажа — становится удобнее работать на фалах. Важно также, что при этом в районе миделя сосредотачиваются основные грузы: двигатель, запасы топлива и воды, вес людей в кокпите; следовательно, если даже весь экипаж соберется в кокпите, яхта не получит дифферента, облегчается килевая качка. Примером подобного решения общей компоновки служит тримаран «Сираннер» конструкции Д. Брауна.
Тримараны, предназначенные для длительных океанских плаваний-круизов с многочисленным экипажем, — еще один тип многокорпусников, также имеющий отличительные черты. Нередко это настоящие «тройные дома» — «трихаузы», как прозвали яхтсмены сравнительно громоздкие, но зато комфортабельные тримараны вроде 13-метрового «Вильямс-44». Конструкторы подобных судов стараются полностью использовать для размещения жилых помещений уже не один основной, но и оба развитых боковых корпуса, имеющих внушительные размеры. На «Вильямсе», например, поплавки служат для прохода к двуспальным койкам, расположенным опять-таки на крыльях моста, и являются как бы частью изолированных кают. В основном корпусе расположены кают-компания и две одноместные каютки в самом носу и в корме.
На «трихаузах» удается оборудовать просторный салон, рулевую рубку, камбуз, несколько санблоков; весь экипаж размещается в отдельных одно- или двухместных каютах. Конечно, ни в какой однокорпусной яхте даже значительно большей длины обеспечить подобных удобств нельзя!
Информация об изображении
Тримаран конструкции Д. Брауна со средним расположением кокпита и кормовой каютой
Такие «трихаузы» еще больших размерений в последнее время все чаще строят для коммерческих — круизных рейсов с 10—20 пассажирами-туристами (эта форма отдыха особенно популярна в бассейне Карибского моря). Только тримаран вроде 24-метрового «Грин Леди» позволяет обеспечить пассажирам комфорт и безопасность, сохраняя всю «экзотику» плавания на небольшом парусном судне!
Тримаран конструкции Д. Брауна со средним расположением кокпита и кормовой каютой
Однако совершенно ясно, что развитые площади соединительного моста и высокие рубки — это, соответственно, и большой вес конструкции. Поэтому в тех случаях, когда особенно важно получить высокую скорость, конструкторы идут на ухудшение комфортабельности — сокращение размеров «крыльев» и площади их жесткой зашивки. Так сделано, например, на «Буканире» (длина 10,1 м; водоизмещение — 2,7 т; площадь парусности — 67 м2; конструктор Л. Кроутер) и на «Гаррисе-26» (длина — 7,9 м; водоизмещение — 1,36 т; площадь парусности — 30 м2). Дальнейшим выражением этой идеи являются «гладкопалубные» тримараны или суда с минимальной высотой рубки, такой, как на тримаране «Кракен-40».
Но теперь мы уже подошли к особому типу тримаранов, также получившему развитие в самые последние годы. Это — типично гоночные суда для участия в океанских соревнованиях крейсерских яхт. «Выжимание» максимально возможных скоростей и здесь идет явно за счет комфортабельности, так, казалось бы, необходимой при многодневных плаваниях в открытом море.
Крайним выражением идеи трансокеанского гоночного тримарана является уже упоминавшийся «Манурева» (бывший «Пан Дюик IV» Эрика Табарли). Такие гоночные тримараны имеют легкие корпуса с минимальным сопротивлением на всем диапазоне скоростей, мощное парусное вооружение, поплавки сравнительно малого объема. Большое удлинение характерно не только для поплавков (L : В = 14÷18), но и для корпусов (L : В = 8÷10,5). Как правило, поплавки едва касаются поверхности воды; подветренный поплавок входит в воду лишь при значительном крене. Все жилые помещения приходится размещать в основном корпусе; моста, как такового, нет — поперечными связями служат облегченные ферменные конструкции из алюминиевых труб.
Таковы в общих чертах основные типы современных парусных тримаранов. Познакомимся теперь с некоторыми характерными соотношениями их элементов, закладываемыми в основу при разработке проектов новых судов.
Приводимые кривые зависимости полного водоизмещения тримаранов от наибольшей длины построены по результатам статистической обработки данных большого числа хорошо зарекомендовавших себя судов. Кривая I на графике соответствует тяжелым крейсерским тримаранам. Область, заключенная между кривыми II и III, — средние цифры для парусно-моторных крейсерских тримаранов с большой автономностью плавания и мощным стационарным двигателем. Между кривыми III и IV располагаются данные для парусных тримаранов без двигателя (или снабженных подвесным мотором). Кривая V является нижней границей водоизмещения для крейсерских тримаранов, а зона между кривыми V и VI относится только к гоночным тримаранам облегченной конструкции п с ограниченным экипажем (таким, как «Пан Дюик IV»).
На катамаране средних размеров (длиной 10—12 м) весовая нагрузка обычно распределяется следующим образом: корпус — 42—45%; оборудование и обстройка — 12—14%; парусное вооружение — 12%; снабжение — 8%; экипаж, запасы воды и провизии — 15—19%; вес двигателя с запасом топлива — до 5%.
Наибольшая ширина тримарана находится в определенной зависимости от его наибольшей длины и полного (т. е. соответствующего погружению по палубу) объема поплавка. Средние тримараны с поплавками, имеющими полный объем до 75—90% водоизмещения судна D, имеют обычно малое отношение Lнаиб: Вмакс = 1,43÷1,6 (на графике это зона у кривой I). При большем объеме поплавков — свыше 100% D (тримараны Пивера, Кросса) это отношение повышается до 1,8—2,2 (зона у кривой II).
На заключительном графике показана зависимость площади парусности от наибольшей длины. Здесь заштрихована область значений, рекомендуемых для крейсерских тримаранов. Нижняя кривая II относится к тяжелым «трнхаузам», а верхняя I — показывает максимальные значения для гоночных судов.
Что еще можно сказать, анализируя таблицы с основными данными тримаранов?
Основной корпус современного тримарана — сравнительно узкий, со средней величиной осадки. Отношение длины к ширине практически не бывает ниже L:В = 5,9÷6,05; более острые корпуса свойственны гоночным тримаранам с ограниченной вместимостью. Отношение ширины основного корпуса к осадке находится в пределах В:Т = 1,5÷2,5 и лишь в редких случаях (при использовании швертов) увеличивается до 4,5.