Суда из стеклопластика строятся и эксплуатируются сравнительно недавно; до сих пор продолжаются поиски оптимальных исходных материалов и их сочетаний, отработка технологических процессов с учетом серийности выпуска корпусов и их размереиий. Естественно, нельзя считать окончательно отработанными и применяемые конструктивные решения.
Рассмотрим ряд конструктивных узлов корпуса малого судна.
Обычно вместо установки (приформовки) отдельных деталей набора для обеспечения жесткости плоскостных конструкций широко применяются гофры различной формы сечения, погиби и скругления, сломы на борту (число которых может быть весьма значительным, например — при имитации клинкерной обшивки деревянной лодки), продольные реданы на днище.
Как правило, прогулочные суда из стеклопластика собирают из двух основных узлов или секций — собственно корпуса и палубы, соединяя их заклепками по фланцам, которые могут быть как вертикальными, так и горизонтальными. Для обеспечения водонепроницаемости между фланцами ставится «мокрая» прокладка из полос стеклохолста, пропитанных связующим.
Привальный брус, кроме своих прямых функций, выполняет роль декоративного элемента, закрывающего место соединения. В простейшем варианте это — труба из светостабилизированного полиэтилена, прорезанная вдоль и надетая на фланцы. Нередко для улучшения внешнего вида лодки в качестве привального бруса применяют специальные профили — чаще всего из поливинилхлорида; это, естественно, несколько повышает стоимость судна. Аналогичный прием использован и на прогулочной гребной лодке «Бычок-2», не имеющей палубы; профиль из термопласта, надетый на свободную кромку борта, придает изделию архитектурную законченность.
Механические соединения корпусных конструкций (заклепками, винтами ит. п.) постепенно начинают заменять так называемой «прошивкой» (авт. свидетельство № 231095 от 2 сентября 1968 г.) жгутом из стеклянных нитей, пропитанным связующим. Жгут в мокром виде протягивается в отверстия, предварительно просверленные во фланцах. После полимеризации смолы соединение приобретает достаточную прочность. Поскольку в процессе соединения стеклопластик не подвергается каким-либо ударным нагрузкам, а соединяющий материал однороден материалу соединяемых деталей, узел в целом получается более работоспособным и долговечным.
Прошивкой соединялись, например, корпус и палуба мотолодки «Юг-2500» и катера «Нимфа»; эксплуатационные испытания судов показали высокие качества нового вида соединения.
Хорошо зарекомендовал себя на практике узел соединения настила внутреннего дна с обшивкой килеватого днища, показанный на приводимом эскизе. Применение сплошного герметичного настила позволяет отказаться от съемных пайолов — громоздких, тяжелых и намокающих, если они изготовлены из дерева, или громыхающих, если они металлические. Конструкция с двойным дном и сплошным заполнителем внутри все более широко применяется в практике малого судостроения. (Норвежский Беритас в новых правилах уже оговаривает расчетные толщины деталей для подобного варианта.) Как показали ресурсные испытания мотолодок типа «Дракон», при условии высококачественного выполнения работ, такая конструкция днища получается достаточно надежной и прочной.