Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Судостроение
  • Технологии
  • 1975 год
  • Лаки и клеи применяемые для изготовления судов
Краткое оглавление
Все о лаках Все о клеях Примечания


Подкатегории раздела
Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Клеи для мелкого судостроения
Как применять эпоксидные и полиэфирные клеи
Эластичные и вспенивающиеся полиуритановые клеи
Анаэробные клеи-герметики
Современные клеи и герметики «Sikaflex»
Капитанский узел для изготовления шкентеля с мусингами
Наш опыт изготовления водомета
Неудача изготовления яхты из стеклоцемента
Перспективы применения стеклопластика для изготовления лодок
Исходные материалы для изготовления пластмассовых лодок
Из опыта изготовления полиэтиленовых лодок
Чертежи виндсерфинга для самостоятельного изготовления
Технология изготовления мачт из стеклопластика
Опыт изготовления пуансона


Лаки и клеи применяемые для изготовления судов

Год: 1975. Номер журнала «Катера и Яхты»: 54
          0


Все о лаках


Основой для изготовления лаков служат разнообразнейшие смолы: естественные — канифоль, даммар, копал, янтарь, сандарак, кедровая смола и асфальт; искусственные — каменноугольная смола, битум и смолы, полученные чисто химическим путем — идитоловая, глифталевая, пентафталевая, полиэфирная, эпоксидная, кремнеорганическая и др. Из этих смол изготовляются лаки с самыми различными свойствами: атмосферостойкие, теплостойкие, кислотостойкие, щелочестойкие, стойкие к пресной, морской и горячей воде, стойкие к различным минеральным маслам, нефтепродуктам и т. п.

Почти все лаки могут наноситься на дерево, многие — на металлические поверхности и сравнительно немногие — на стеклопластик.

По составу лаки делятся на группы: масляные, скипидарные, бензиновые, спиртовые, нитроцеллюлоз-ные и др. Лаки различают также по цвету: бесцветные, светлые (имеющие цвет от желтоватого до темно-желтого), темные (от краснокоричневого до коричневого) и черные. Бесцветные и светлые лаки применяются для покрытия изделий из дерева, когда нужно подчеркнуть красивый рисунок древесины и сохранить ее светлый тон. Эти лаки можно подкрасить органическими красителями в желаемый цвет (зеленый, красный, фиолетовый, оранжевый, синий и др.). Такие лаки применяют для декоративной окраски текстуры, например, березовой фанеры.

Бывают быстросохнущие (от 10 минут до 2 часов) и медленносохну-щие (до 72 часов) лаки. Стандартный срок высыхания определяется при температуре +20 °С. Высыхание лака происходит в процессе испарения растворителя или в процессе полимеризации. В первом случае при быстром испарении растворителей слой лака уменьшается в 3—4 раза и в нем остаются вертикальные каналы выхода растворителя, которые иногда обнажают поверхность. Чтобы избежать этого, поверхность надо покрывать таким лаком в 2—3 слоя. При полимеризации лака незначительная доля растворитэля испаряется очень медленно и так же медленно происходит затекание лака, пленка при этом уменьшается по толщине всего на 5—10 % и образует сплошное покрытие. У быстровысыхающих лаков пленка более хрупкая. Хрупкость пленки тем сильнее, чем больше в лаке смолы и чем меньше пластификатора, в качестве которого применяются растительные масла (олифы).


Остановимся несколько подробнее на лаках, наиболее часто применяемых водномоторниками и яхтсменами.

Спиртовые лаки для внутренних поверхностей (не водостойкие) изготовляются на основе светлых смол — даммар, идитол и сандарак, а также темных — шеллак и бакелит. Цветные спиртовые лаки, подкрашенные анилиновыми красителями, выпускаются следующих цветов: желтый № 31, золотистый № 34, огневой № 35, малиновый № 38, фиолетовый № 39, синий № 40, голубой № 41 и зеленый № 45. Эти лаки высыхают за 2 часа. К спиртовым относятся и «мебельные» лаки.

Для окраски деревянных и металлических внутренних поверхностей применяются также фенольноканифольные лаки. Этими лаками покрывают поверхности, нуждающиеся в частом перекрашивании. Выпускаются фенольно-канифольные лаки бесцветными, красными и черными. Обозначаются они «ФЛ». Светлые лаки под действием солнечного света со временем темнеют, приобретая темно-желтый и рыжий оттенки. Срок высыхания — от 2 до 4 часов.

Весьма распространены и цапонлаки. Они приготовляются из нитроцеллюлозы и органических растворителей. Особенно хороши эти лаки для декоративного покрытия светильников и других украшений внутри помещения. Срок высыхания — полчаса.

Шеллачный лак, представляющий собой раствор шеллака и канифоли в этиловом спирте, имеет желтоватый оттенок. Его применяют для покрытия дерева и мебели хорошей отделки, имеющих резную поверхность. Срок высыхания — от 2 до 4 часов.

Существует еще группа атмосферостойких масляных лаков. Они изготовляются на основе естественных (канифоль, копад, янтарь, даммар) и искусственных (идитол, глифталь, пентафталь) смол и смесей со специально обработанными маслами, разжиженными органическими растворителями. Канифольно-масляный и янтарные лаки используются исключительно для дерева, копаловый и даммаровый применяют в живописи. Идитоловый, глифталевый и пентафталевый лаки употребляются для хорошо очищенной и обезжиренной металлической поверхности (сталь, бронза, алюминиевые сплавы), ими же покрывают красочную декоративную поверхность надстроек и надводного борта. Все указанные лаки — светлые. Срок высыхания от 24 до 48 часов.


Обширную и разнообразную группу составляют водостойкие лаки. Они изготовляются на основе как натуральных, так и искусственных смол, имеют самые разнообразные цвета и широко используются в судостроении для окраски надводных и подводных поверхностей.

В широком ассортименте выпускаются нашей промышленностью глифталевые лаки, В зависимости от количества масла лаки бывают жирные (№ 5 и № 6), средней жирности (№ 4) и тощие (№ 7). Пленка тощих лаков более твердая и хрупкая, чем жирных. Светлые лаки имеют обозначение «с», а темные — «т», прибавляемое к номеру лака (например № 4с — светлый лак, а № 4т — темный). Глифталевые лаки непосредственно наносятся на металлические и деревянные поверхности, а также на слой краски. Срок высыхания — от 48 до 72 часов.

Пентафталевые лаки изготовляются из пентафталевой смолы, растворенной в органических растворителях с добавлением сиккатива. Они светлые и пригодны для всех поверхностей, но особенно хорошо защищают алюминиевые сплавы. Промышленность выпускает два варианта лака: № 170 — нормальный, высыхающий за 72 часа, и № 170А — высшего качества, высыхающий за 4В часов. Этот лак обладает повышенной стойкостью к воде и бензину.

Для нанесения на алюминиевые и дюралюминиевые поверхности также очень удобны полиакрилат-ные лаки. Они изготовляются на основе смолы ЛСН в смеси с органическими растворителями. Для получения качественного покрытия этот лак наносят методом распыления. Для нанесения на деревянную поверхность необходим подслой какого-либо другого бесцветного (лучше всего масляного) лака. Полиакрилатный лак высыхает за один час.

Чрезвычайно сложны в изготовлении светлые полиэфирные лаки. Двухкомпонентный лак ПЭ-29 состоит из раствора нафтената кобальта в стироле и смешивается перед употреблением с гидроперекисью кумола; после смешения годен в течение 3—4 часов. Время полимеризации от 10 до 12 часов. Он дает твердое глянцевое покрытие деревянным поверхностям.

Трехкомпонентный лак ПЭ-219 состоит из полуфабриката лака из ненасыщенной смолы, растворителя и добавок, ускорителя — раствора нафтената кобальта и инициатора. Смешивается все это в строгой последовательности: 100 вес. ч. лака, 2,4 — ускорителя и 3,6 — инициатора; после смешения лак годен в течение 16 часов, а срок его высыхания — 24 часа.


Трехкомпонентный лак ПЭ-200 изготовляется из тех же составляющих, но в других соотношениях и имеет срок годности 10 часов при том же сроке высыхания.

Более быстро после приготовления — в течение 20—30 минут — следует использовать светлые мочевинные лаки.

Двухкомпонентный лак МК-26 состоит из пластифицированной моче-виноформальдегидной смолы, растворенной в смеси спиртов и этил-целлозольва. Лак (95 вес. ч.) смешивают перед употреблением с отвердителем (5 вес. ч.) — 7%-ным раствором соляной кислоты в воде. Срок высыхания — от 6 до 12 часов. Наносят кистью на деревянные палубы и другие части судна в 3—4 слоя.

Двухкомпонентный лак МЧ-52 состоит из пластифицированной мочевиноформальдегидной смолы, растворенной в смеси спиртов и сольвента. Лак (93 вес. ч.) смешивают перед употреблением с отвердителем (7 вес. ч.) — 3,5—4,0%-ным раствором соляной кислоты и РКБ-2. Срок высыхания — от 6 до 12 часов.

Особую группу составляют асфальтобитумные черные лаки. Лак «Кузбасс» — каменноугольный, состоит из пека, растворенного в смеси ароматических растворителей. Применяют его для окраски подводных частей стальных и деревянных судов, а также трюмов и нижних частей трюмного настила. Срок высыхания — 24 часа.

Битумный лак № 67 состоит из битума и нефтяного пека, растворенных в смеси органических растворителей. Им окрашивают дельные вещи: кнехты, роульсы, киповые планки, утки, бугеля, блоки и т. п. Срок высыхания — от 3 до 4 часов.

Битумный лак № 177 состоит из сплава битумной смолы и растительных масел, растворенного в органических растворителях. Им окрашивают подводную и надводную части стальных и деревянных судов и дельные вещи. С добавлением в лак 8—12% алюминиевой пудры ПАК-3 или ПАК-4 получают серебристую темную краску, пригодную для окраски подводной и надводной частей и внутреннего борта стальных и деревянных судов. Срок высыхания — 24 часа.

Асфальтобитумные лаки № 35 и № 350 состоят из асфальта, битума или их смесей, с добавлением канифольной или кумароновой смолы, растворенных в органических растворителях. Этими лаками окрашивают подводную часть деревянных или стальных судов, якоря, цепи, гаки, блоки и т. п. Срок высыхания 24 часа.


В лаке 4-2 асфальтовый или нефтяной битум смешан со сплавом канифоли и олифы с добавлением сиккатива и растворителей. Методом распыления им окрашивают подводные части корпусов стальных и деревянных судов, очищенных, но не загрунтованных. Срок высыхания — 1 час. Обладает высокой водостойкостью.

Лак № 411 кислотостойкий, состоит из асфальта или битума, или их смесей, растворенных в органических растворителях с добавлением растительного масла. Применяют его для защиты металлических и деревянных поверхностей от действия кислоты. Он может быть употреблен и для окраски подводной поверхности судна. Срок высыхания — 48 часов.

Из более редких лаков можно рекомендовать эпоксидно-перхлорвиниловый (100 вес. ч.), смешанный с полиэтиленполиамином (0,8—1,0 вес. ч.). Он может быть применен как водостойкое покрытие по стальным, деревянным и стеклопластиковым поверхностям в подводной части корпуса и надводного борта.

Лаки в чистом виде могут применяться и как самостоятельное покрытие по стальным, дюралевым, деревянным и стеклопластиковым поверхностям, и как предохранительное покрытие по любым краскам для сохранения их декоративных качеств: светлые лаки для белого, розового, голубого, синего и зеленого цветов, а темные — для желтого, коричневого и черного.

Лаки в чистом виде могут быть использованы для разведения густотертых масляных красок или масляных художественных красок (в тюбиках) для получения соответствующего цвета эмалевой краски, применяемой взамен масляной.

В лаки как черные, так и светлые может быть добавлена алюминиевая пудра для получения серебристого покрытия подводной или надводной части корпуса и надстроек, или как первичное грунтовочное покрытие дюралевых поверхностей.

Лаки быстро высыхающие (1—3 ч.) наносят распылением, медленно высыхающие (6—72 ч.)—кистью, а мебельные — кистью на больших поверхностях и тампоном на малых. Густые или загустевшие лаки можно развести до нужной консистенции соответствующими растворителями, кроме лаков двух- и трехкомпонентных, где основа лака приготовляется в заводских условиях и по строгой рецептуре и режиму.


В качестве лака можно использовать и некоторые клеи, но для этого их нужно развести соответствующими разжижителями или растворителями для получения более жидкой консистенции, удобной для нанесения кистью. Светлые клеи БФ-2 и БФ-4 разводят спиртом (этиловым, бутиловым или денатуратом). Темный бакелитовый клей разводят этиловым спиртом, перхлорвиниловый — ацетоном или этил ацетатом, жидкий темный клей МПФ-1 разводят спиртом, а нитроглифталевый ЛК-1 — ацетоном.

Темный эпоксидный клей на основе смолы ЭД-5 отверждается при введении в него 0,8—1,0 вес. ч. полиэтиленполиамина. Если ввести дополнительно такое же количество полиэтиленполиамина в качестве разбавителя, это вызовет более быструю реакцию полимеризации и поэтому этот клей надо наносить в течение не более 30 минут с момента разбавления.

Темный клей ВИАМ Б-3 при введении в него керосинового контакта Петрова полимеризуется с изменением цвета от розового до темнокрасного. Клей готовят небольшими порциями и быстро расходуют. Высыхает он в течение 24—32 часов. Разбавляют клей ацетоном или спиртом до введения керосинового контакта.

Эпоксидный и ВИАМ Б-3 — сложные клеи, приготовляемые в момент употребления, дозировка здесь должна быть соблюдена особо точно, как и режим приготовления.

Все о клеях


К леи, употребляемые для работы с деталями судового корпуса и его оборудования, делятся на две группы: водостойкие (ВИАМ Б-3, КБ-3, КДМ-6, ЦНИПС-2, эпоксидные, ПВА) и недостаточно водостойкие (К-17, казеиновые, казеино-цементные, силикатные). В этой статье мы рассмотрим клеи, получившие наибольшее распространение.

В первую очередь к ним относится ВИАМ Б-3 — водо-, масло-, бензо- и кислотостойкий фенол-формальдегидный клей. Он состоит из трех компонентов (в вес. ч.): фенольно-баритовая смола ВИАМ Б — 100; ацетон технический — 10; керосиновый контакт I-го сорта (контакт Петрова) — 16-г 20. Более точно количество керосинового контакта определяют по выражению (1400: а), где а — кислотное число контакта.

Этот клей применяется в судостроении с начала сороковых годов, наиболее широкое использование он получил при изготовлении конструкций из ДСП1 и древесины. Основным компонентом клея является смола ВИАМ Б, представляющая собой вязкую жидкость от желтого до краснокоричневого цвета; в ней допускается не более 20% влаги и не более 21 % свободного фенола. Следует иметь в виду, что фенол — токсичное вещество, вредно действующее на органы дыхания и кожу. В связи с этим работы по приготовлению клея и по склеиванию деталей следует проводить при хорошей вентиляции рабочего места или на открытом воздухе.

Для приготовления клея в смолу вливают необходимое количество ацетона (растворителя по отношению к смоле) и перемешивают, обеспечивая равномерное ее растворение; затем вливают керосиновый контакт и опять перемешивают в течение примерно 10 мин. до получения однородной смеси. Вязкость клея должна быть такой, чтобы он с кисти или лопаточки (мешалки) стекал тонкой непрерывной струей. В зависимости от температуры помещения срок пригодности клея к использованию — 2—4 часа. По истечении этого срока он начинает быстро густеть, а его температура повышается; большая масса клея при недостаточном охлаждении может самовоспламениться. В связи с этим приготовлять клей необходимо в том количестве, какое может быть израсходовано за 2-4 часа. Руководствоваться рекомендуется следующей нормой расхода клея: при одностороннем нанесении (на одну из склеиваемых поверхностей) — 180—250 г/м2; при двустороннем — 250—300 г/м2.

Эпоксидные клеи в последние годы составили весьма многочисленную группу: клей ЭД-5, компаунд К-153, чехословацкий клей «Эпокси-2000».

В продаже чаще всего есть клей ЭД-5, поэтому познакомимся в первую очередь с особенностями его использования. Клей состоит из двух компонентов (в вес. ч.): эпоксидная смола ЭД-5 — 100; отвердитель — полиэтиленполиамин — 6,5.

При приготовлении расфасованного клея на это соотношение компонентов внимание можно не обращать, так как на флаконах, в которых они хранятся, нанесены деления — компоненты отливают в соответствии с ними. Затем клей перемешивают в течение 5—7 минут и он пригоден для употребления. Если температура помещения сравнительно низка (12—15°), смола, а следовательно и клей, обретут большую вязкость, и в него рекомендуется ввести растворитель (ацетон, спирт или толуол) в количестве 5—10 вес. ч. Технология применения клея примерно такая же, как для клея ВИАМ Б-3, но давление при запрессовке существенно меньше — не более 0,5 кг/см2 — для того, чтобы детали плотно прилегали одна к другой. Расход клея примерно такой же, как и клея ВИАМ Б-3.

Клей БФ-2 — представитель семейства клеев Бф. Он применяется для склеивания ДСП, древесины, металлов, стекла, фарфора и некоторых пластмасс. Склеиваемые поверхности тщательно обрабатывают, подгоняют, очищают от грязи, пыли, ржавчины, жировых пятен и просушивают. После этого наносят тонкий слой клея и высушивают на воздухе; потом наносят второй слой и слегка подсушивают. Затем склеиваемые детали соединяют между собой и создают небольшое давление, обеспечивающее плотное их прилегание. При комнатной температуре (18—22°) продолжительность выдержки 3—4 суток; при прогревании деталей при температуре 100° выдержка 1,5—2 часа. Склеивание при температуре 15° и ниже производить не рекомендуется, так как прочность соединения резко падает.

Клей ПВА также предназначен для склеивания ДСП, древесины, стекла, линолеума и других материалов. Он разработан в последние годы. Клей продается в удобной упаковке по 250 г, в состоянии, пригодном для использования без какого-либо предварительного приготовления.

Технология его применения проста. На подготовленные и очищенные от грязи и пыли поверхности тонким слоем наносят клей; после открытой выдержки — около 5 мин., детали складывают и после закрытой выдержки — около 10 мин., создают давление — не более 0,5 кг/см2. Продолжительность склеивания зависит от температуры окружающей среды и колеблется от 1—2 часов до суток; подогрева не требуется.

Клей «Kittifix» склеивает древесину, картон, ткань, металлы, керамику и другие материалы. Как и предыдущий, он относится к новым клеям. Он наносится на подогнанные и очищенные поверхности тонким слоем, затем детали складывают, прижимая друг к другу, и оставляют под давлением до затвердения клея, которое наступит через несколько часов.

Казеиновые клеи, несмотря на создание новых водостойких клеев различных марок, по-прежнему широко используются на практике. Объясняется это тем, что они всегда и везде есть в продаже и дешевы. Казеиновые клеи можно применять для склеивания деталей, не соприкасающихся непосредственно с водой (внутреннее оборудование, рангоут, палубный набор); как исключение можно склеить узлы набора корпуса, настила палубы и даже обшивку небольших судов для охоты, рыбной ловли, которые после использования аккуратно хранятся на суше.

Для обеспечения надежности клеевых соединений следует применять запрессовку шурупами или гвоздями. После склеивания и обработки деталей поверхности в районе клеевого соединения необходимо не менее трех раз покрыть горячей олифой. Выпускаются казеиновые клеи различных марок: В-105, В-107 и ОБ; они представляют собой сухой порошок ровного помола с сероватым или желтоватым оттенком. Наибольшую прочность склеивания обеспечивает клей В-105, так как для его приготовления применяют казеин первого сорта.

Для приготовления клеевого раствора порошок казеина разводят в чистой питьевой воде комнатной температуры в соотношении 1:1,7 или 1:2, в зависимости от требуемой начальной вязкости. Жизнеспособность клея около четырех часов; для ее сохранения воду, вводимую в клей при растворении порошка, целесообразно летом охлаждать до +10 °С, а при работе в холодном помещении (при температуре от +15 до +6°) следует употреблять теплую (+25°) воду. Клей рекомендуется наносить на обе склеиваемые поверхности из расчета 700—1000 г/м2 (230—340 г сухого порошка). Склеивание тонких заготовок — менее 5 мм — можно осуществлять при меньшем давлении — 0,5—1 кг/см2.

Информация об изображенииРис. 1. Влияние влажности древесины
Рис. 1. Влияние влажности древесины
 
Напомним некоторые общие требования по использованию клеев.

Влажность древесины заготовок, из которых выклеивают детали, должна быть в момент склеивания не больше 12—18%; даже при склеивании казеиновым клеем она не должна превышать 20%, так как при большей ее величине резко уменьшается прочность клеевого соединения (рис. 1). Заготовки, имеющие значительную влажность, но с подсушенной поверхностью, также не должны использоваться, поскольку влага изнутри проникнет к поверхности склеивания, необходимой адгезии (прилипания) не произойдет и прочность клеевого соединения будет недостаточной.

Информация об изображенииРис. 2. Влияние толщины клеевой пленки
Рис. 2. Влияние толщины клеевой пленки
 
Склеиваемые поверхности необходимо тщательно очистить от грязи (пыли), подогнать и прострогать. Подгонка деталей по всей склеиваемой поверхности должна быть такой, чтобы толщина клеевой пленки была не более 0,3—0,5 мм; при большей толщине прочность клеевого coединения резко снижается (рис. 2).

Информация об изображенииРис. 3. Изменение предела прочности клеевого соединения
Рис. 3. Изменение предела прочности клеевого соединения
 
Оптимальную поверхность для склеивания обеспечивает строжка на хорошо выверенных станках — 1 или тщательная строжка рубанком; шлифовка (полировка) склеиваемых поверхностей уменьшает прочность клеевых соединений — 2 и 3 на рис. 3. В некоторых случаях можно ограничиться использованием пиленых (не строганых) заготовок. Но их сложнее подгонять Друг к другу по всей поверхности склеивания.

Клей на склеиваемые поверхности наносят ровным слоем, используя для этого специальные вальцы (при серийной постройке судов), а также кисти, шпатели, ручные валики (из пенопласта). Толщину клеевого слоя легко контролировать — сквозь клей должна быть видна текстура древесины.

Работы по склеиванию следует выполнять при температуре воздуха 16—25° и влажности около 60%; в сырую и холодную погоду, в туман и дождь клеить не рекомендуется.

Информация об изображенииРис. 4. Влияние удельного давления запрессовки
Рис. 4. Влияние удельного давления запрессовки
 
В процессе склеивания клеями ВИАМ Б-3, казеиновыми и рядом других заготовки, на которые нанесен клей, подвергают открытой выдержке в течение 2—5 мин. После этого детали складывают склеиваемыми поверхностями. Продолжительность такой «закрытой» выдержки 5—25 мин. (Она может достигать 30—40 мин. при низкой температуре в помещении). После этого детали подвергают запрессовке.

Следует учитывать, что прочность клеевого соединения во многом зависит от давления, созданного при запрессовке; для некоторых клеев — ВИАМ Б-3, казеиновых— оптимальная его величина 2—4 кг/см2 (рис. 4). При серийной постройке судов запрессовку склеиваемых деталей целесообразнее осуществлять в винтовых или пневматических прессах; при индивидуальной постройке широкое использование находят струбцины, цвинки, грузы. В некоторых случаях, например, при выполнении кничных соединений, требующееся давление запрессовки может быть создано шурупами или гвоздями; число их определяют из расчета, что шуруп длиной 25—30 им и ∅3—4 мм создает давление 50—70 кг, гвоздь 2X20—20 кг.

Информация об изображенииРис. 9. Зависимость прочности усовых соединений
Рис. 9. Зависимость прочности усовых соединений
 
Продолжительность выдержки под давлением при склеивании без специального подогрева составляет для прямолинейных деталей 6—10 час, для криволинейных 10—20 час.

В связи с тем, что полная полимеризация — отверждение клея — наступает через 15—20 часов, обработку деталей ручным инструментом следует производить через 20 час, а на механическом инструменте — не ранее чем через 24 часа после склеивания. Для ускорения процесса полимеризации запрессованные детали следует подогревать до температуры 50—60°С.

Информация об изображенииРис. 10. Торцевое и усовое соединение
Рис. 10. Торцевое и усовое соединение
 
Несколько слов о конструкции клеевых соединений. Чаще всего они стыковые или угловые. По сравнению с соединениями на крепеже (заклепках, гвоздях, болтах) клеевые соединения более «жестки». Напряжения в таких соединениях не перераспределяются по соединяемым элементам, а концентрируются на участках, где резко меняется сечение.

Наиболее простое — торцевое соединение (рис. 10, а), правда, Оно же наименее прочное: даже при Очень тщательной подгонке соединяемых деталей по торцам, прочность соединения не превышает 15—20% прочности каждой детали в целом ее сечении. Объясняется это в основном следующим: клей затекает в некоторые трубчатые клетки древесины, но адгезии хорошей не происходит, так как торцы клеток не могут быть хорошо очищены от частиц древесины (пыли), да и необходимое давление на поверхностях, смоченных клеем, создать сложно.

Информация об изображенииРис. 5. Сединение на одной и двух накладках
Рис. 5. Сединение на одной и двух накладках
 
Основным типом стыковых соединений является усовое (рис. 10,6); оно позволяет обеспечить равнопрочность соединения с целым сечением детали; его применяют для соединения листов обшивки и настила палубы, для сращивания отдельных досок (брусков) в многослойных клееных пакетах (рис. 10, в) для изготовления килей, привальных и скуловых брусьев и штевней. Прочность усовых соединений зависит не только от прочности клеевой пленки и прочности древесины, но и от конструктивных факторов, в частности, от отношения длины соединения l к толщине склеиваемых деталей s (рис. 9).

Информация об изображенииРис. 6. Соединение внакрой
Рис. 6. Соединение внакрой
 
Соединения на одной (рис. 5, а) или двух (рис. 5, б) накладках значительно проще в выполнении, так как требуется только строжка поверхностей деталей, если они из древесины, или удаление глянца с поверхности, если детали из ДСП. Однако эти соединения имеют существенные недостатки: накладки выходят за габариты соединяемых деталей; усилия, возникающие в них, приводят к работе клеевого соединения на отрыв, что намного снижает его прочность. При этом величина усилий Отрыва больше в соединении с односторонней накладкой, поскольку возросло расстояние «а» между равнодействующими усилий в соединяемой детали и в накладке.

Информация об изображенииРис. 7. Нарезное соединение
Рис. 7. Нарезное соединение
 
Довольно распространены угловые соединения. Угловое соединение внакрой (рис. 6) очень просто в выполнении, но совершенно не надежно в работе усилия, приложенные к соединяемым деталям, действуют в разных плоскостях — чем толще соединяемые детали, тем больше расстояние между этими плоскостями и тем большими будут усилия, а следовательно и напряжения отрыва.

Информация об изображенииРис. 8. Кничное соединение
Рис. 8. Кничное соединение
 
В нарезном угловом соединении (рис. 7) детали нарезаны одна на другую вполдерева и тем самым уменьшен указанный выше недостаток простого углового соединения. Однако сами соединяемые детали при этом ослаблены. Изготовление такого соединения довольно сложно, а площадь склеивания по-прежнему небольшая.

Значительно удобнее в изготовлении кничное соединение (рис. 8). Оно достигается путем наклеивания двух книц на соединяемые связи и обеспечивает наибольшую прочность в соединении.

Примечания


1. К ДСП (древесно-слоистым пластикам) относятся акрелит. балиннт, дельта-древесина. К ним же, с известными допущениями, могут быть отнесены бакелизнрованная и авиационная фанера, а также водостойкий картон.


Понравилась ли вам эта статья?
+4

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Буксировочные испытания яхт
Советы строителям глиссирующих судов типа «морские сани»
Термопластовые лодки: проблема и перспективы
Из опыта изготовления полиэтиленовых лодок
Остроскулые и круглоскулые обводы катеров
Насадка на гребной винт подвесного мотора
Расчет трехточечных и двухкорпусных гоночных судов
Обводы корпусов «кафедрал», «эйрслот», «тридин»...
Успехи и неудачи постройки морских саней Уффа Фокса
О «нерыскающих» катерах с трехкилевыми обводами
Суперкавитирующие гребные винты быстроходных судов
Проектирование катеров с разворачивающейся на плоскость обшивкой
Натурные испытания: лодка — мотор — винт
Стаксель вместо грота на крейсерско-гоночных яхтах
Быстроходные самодельные моторные лодки

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Лаки и клеи применяемые для изготовления судов

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Конструкторам и строителям лодок с воздушными винтами
Конструктивные узлы корпусов из стеклопластика
Надувные туристские суда катамараны
Архитектурные типы маломерных судов
Способ предотвращения аэрации гребного винта
Повышение эффективности гребного винта на катере
Конструкции современных парусных тримаранов
Технология изготовления мачт из стеклопластика
Испытания мотолодки «Прогресс-2» с мотором «Вихрь-30»
Гидродинамические исследования двухрежимных обводов
Защита древесины от гниения
Парусное вооружение байдарки и правила плавания
Идея быстроходного катера для выхода в море
Исследование гидродинамических характеристик глиссирующих катамаранов
Устройство надувных мотолодок


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 34 + 49 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории