Были попытки сделать катер как миниатюру большого судна. Подобными стремлениями иногда и в наши дни грешат малоопытные любители, хотя ни красоты, ни мореходности катеру такое подражание не придает, а скорее напоминает карикатурные попытки подростка выглядеть «как взрослый».
Немалое влияние на катера оказали яхты. Сложившиеся веками конструктивные и компоновочные решения, устройство дельных вещей и оборудования активно заимствовались катеростроителями.
Формы мореходных катеров с умеренной скоростью хода мало менялись со временем. Зато эволюция формы быстроходных катеров продолжается и сейчас. Успехи в области гидродинамики обусловили значительный прогресс в выборе формы корпуса, а вместе с ней менялся архитектурный облик судна в целом: от узких длинных водоизмещающих корпусов к остроскулым глиссирующим, сначала малокилеватым, с завалом транца и бортов в кормовой части, потом с поперечными реданами, затем корпуса с увеличенной килеватостью и продольными реданами, и далее — морские сани, катамараны, тримараны и т. д.
Кроме прогресса в теории и практике катеростроения на внешность катеров оказывают влияние общие эстетические веяния времени, изменчивость моды, уровень технологического оборудования верфей и увлечение людей другими транспортными средствами. Эволюция формы разъездного катера с начала века до наших дней показана на рис. 1. Очевидно влияние на катера двадцатых годов автомобильного силуэта того времени, а обтекаемые («аэродинамические») формы катеров тридцатых — сороковых годов напоминают время, когда делом всей страны была постройка нашего Воздушного Флота1.
Форма современного катера в ее лучших проявлениях, будучи самостоятельной и тесно связанной с назначением, отличается продуманной простотой. Архитектурный тип судна определяется в первую очередь его назначением, районом плавания, режимом движения и скоростью хода, типом силовой установки, движителя и валопровода, материалом корпуса и надстроек.
От материала в значительной степени зависит выбор формы. Плохо, когда катер с обшивкой из фанеры пытаются выполнить «под пластмассу» или корпусу из стеклопластика придают псевдоклинкерную фактуру. Эта тяга к имитации, пожалуй, — отголосок того времени, когда в тоске по уюту и «красивой» жизни стальные выгородки раскрашивали под дуб, а из фанеры делали мраморные колонны. Однако в корабельной архитектуре, как и в жизни вообще, фальшь не способствует красоте. Каждый материал по-своему красив, имеет свои достоинства и свои технологические возможности. Фанера и легкие сплавы хороши для формы, образованной ломаными линиями, плоскостями и цилиндрическими поверхностями малой кривизны. Стеклопластик позволяет выполнять очень сложные поверхности, но не любит острых кромок и перегибов с малыми радиусами.
От общего контура до детален в конструкции все должно быть целесообразно. Отдельные части конструкции должны быть соразмерны. В сборнике неоднократно говорилось о недопустимости установки высоких рубок на низкобортном корпусе. То же относится к фальшбортам, мачтам, палубным механизмам и ветровым стеклам открытых судов. Когда эти узлы несоразмерны корпусу, это некрасиво, а порой и опасно. Все узлы и элементы судна должны гармонировать друг с другом. Большой круглый иллюминатор на полуутопленной угловатой рубке так же уместен, как тельняшка под фраком.
Небольшие размеры рассматриваемых судов делают особенно нежелательным дробление формы и насыщение ее большим количеством деталей. Уступы поверхностей и изломы линий, вырезы, накладные детали, поверхности разного цвета и разной фактуры — все это должно строго лимитироваться, оставаясь в узких пределах необходимого. На рис. 2 хорошо видно, как перенасыщенная деталями форма катера распалась на хаотическую кучу иллюминаторов, мачт, леерных стоек и накладок. Здесь потеряно чувство меры, а поэтому нет красоты.
Для катера мера масштаба — человек. Поэтому хорошо, когда с первых линий рядом с проектными чертежами лежит плоский макет человека, выполненный в том же масштабе. Такой спутник поможет избежать конструктору серьезных художественных просчетов.
Проектируя катер, следует помнить, что он будет смотреться как деталь прибрежного ландшафта. Судно должно хорошо сочетаться с окружающей обстановкой.
Нецелесообразно применять для раскраски судов более чем 2—3 цвета. Излишняя пестрота не украшает. Сложный цвет предпочтительнее простого, так как богаче и индивидуальнее последнего. Глянцевые покрытия хороши лишь при высоком качестве выполнения формы и чистоты поверхности, к чему, конечно, следует стремиться. Но они подчеркивают малейшие дефекты, вмятины и наплывы. Во всех случаях, когда окрашиваемая поверхность не безгрешна, следует предпочитать матовые покрытия.
При выборе цветов раскраски нужно учитывать условия эксплуатации катера. Известно, что деревянные корпуса, окрашенные в темные тона, сильно «дерет» солнце, а слишком светлые борта на загрязненных акваториях может позволить себе только тот, кто собирается их регулярно мыть.
При распределении поверхностей окраски следует в качестве разделительных линий очень осторожно использовать вертикальные и поперечные, предпочитая им продольные из соображений динамичности и цельности формы. Во всех случаях в качестве естественной границы двух цветов рекомендуется использовать конструктивный элемент: грань, паз, накладку. В этом смысле отбитая на корпусе ватерлиния, подобно тому как это делается на больших судах, портит вид катера. Недаром издавна ватерлиния не отбивается даже на больших корабельных шлюпках.
Комингсы, планшири, буртики и другие элементы из дерева, покрытые прозрачным лаком, украшают катер и хорошо сочетаются практически с любым колером. Особенно хороши они в контрастных сочетаниях (например, красное дерево с окраской цвета слоновой кости). Цвета, выбранные для окраски, должны хорошо сочетаться друг с другом. При выборе гармоничных сочетаний может помочь таблица из книги Р. Повилейко и Л. Левицкого «Человек. Машина. Красота», Новосибирск 1969.
Среди множества маломерных судов, не вдаваясь в тонкости, можно выделить несколько наиболее распространенных архитектурных типов:
- мореходные моторные боты, удачно названные «неторопливыми лодками»;
- открытые моторные лодки и катера;
- каютные катера;
- плавучие дачи.
Рассмотрим каждый из упомянутых типов на конкретных примерах.
К мореходным ботам с умеренной скоростью хода относятся знакомые читателям сборника катера «Эврика», «Баклан», «Помор», катера Соломбальской верфи, катера, переоборудованные из спасательных шлюпок, ялов и баркасов. Суда этого типа распространены на Севере и Северо-Западе нашей страны. Их скорость хода обычно не превышает 8 узлов, зато обитаемость, надежность, мореходные качества — на высшем для таких небольших судов уровне. Форма корпуса — круглоскулая, с вельботной кормой или с транцем выше ватерлинии. Традиционный материал — дерево, хотя эти корпуса выполняются также из стеклопластика, реже — из стали. Принципиальные компоновочные схемы их отличаются в основном различным соотношением длин каюты и кокпита (рис. 3).
Катер «Помор» (см. сборник №6), хорошо зарекомендовавшее себя туристское судно для дальних плаваний с выходом в водохранилища и озера. Его строитель — архангельский мастер Э. Г. Гувелякин. Оно привлекает своей естественностью, соразмерностью пропорций, отсутствием лишнего. Обшивка деревянного корпуса выполнена внакрой'. Рельефные кромки поясьев обшивки красиво обрисовывают форму корпуса,построенного на плавных выпуклых линиях. Верхняя кромка верхнего пояса обшивки (ширстрека) в стыке с палубой образует седловатую бортовую линию, плавно поднимающуюся к оконечностям, что говорит о хороших мореходных качествах.
Линия форштевня имеет умеренный наклон вперед, транец наклонен назад. Совместно с объемом рубки, смещающим зрительный центр тяжести судна вперед, эти линии придают форме катера динамичность, соразмерную с его скоростью хода (до 15 км/ч). Катер легко, как лебедь, скользит по реке — такое впечатление производят его обводы. Линия верхней кромки комингсов в районе кокпита повторяет характер пазов обшивки, но более энергично, а по длине рубки она получает ответный изгиб. Носовой комнигс рубки имеет бимсовую погибь. Она не бросается в глаза, но попробуйте вместо этой плавновыпуклой кривой сделать горизонтальную прямую! Кстати, так часто поступают те, кто при проектировании судна все внимание уделяет боковой проекции, забывая, что это вид на судно всего лишь с одной из множества возможных точек зрения, причем даже не с самой характерной. Ведь из-за малой высоты надводного борта на катер чаще всего приходится смотреть немного сверху. В связи с этим нужно приветствовать аксонометрическое изображение новых проектов, принятое в сборнике.
Вся система выпуклых поверхностей и лекальных линий напоминает ореховую скорлупу и создает впечатление прочности и уюта. Общий вид оживляется небольшим количеством необходимых деталей: иллюминаторы, поручни на рубке, кнехты, киповые планки, фара и бортовые огни. Форма иллюминаторов — овал — выбрана в полном соответствии с характером всех остальных линий. Прямоугольные иллюминаторы выглядели бы здесь чужими, а круглые той же площади снизили бы динамичность формы. Можно только усомниться в надобности иллюминатора на носовом комингсе рубки. Представляется, что сплошная стенка выглядела бы здесь надежнее. Несколько не соответствуют общему стилю и углы на концах поручней, но это бросается в глаза только с близкого расстояния.
Суда этого типа выглядят очень нарядно, когда корпус и палуба рубки окрашены светлой краской (слоновая кость, светло-серая, светло-голубая или даже белая, где это позволяет чистота акватории), а комингсы рубки и кокпита — дерево под лаком. Если к тому же есть возможность рамы иллюминаторов, кнехты и киповые планки выполнить из латуни или из бронзы, облик судна будет классическим. Окраска такого судна более чем в два цвета, нанесение различной формы цветных полос и пятен здесь неуместны и лишают катер свойственной ему благородной простоты.
Открытые мотолодки и катера — самый распространенный архитектурный тип малого судна на водных путях нашей страны. Прогулочные и спасательные, разъездные и спортивные — они отличаются друг от друга формой корпуса, типом силовой установки, районом плавания, мореходными и ходовыми качествами. Среди них можно встретить и допотопные архитектурные формы с завалом бортов (бессмертны, в худшем смысле этого слова), и новейшие — на уровне экспериментальных. Однако все их разнообразие сводится к одной-двум компоновочным схемам (рис. 4). Для подавляющего большинства этих судов основной режим движения — глиссирование. Скорость хода — в пределах 11—27 уз. (20—50 км/ч).
Мотолодка «Марс» (рис. 5) построена любителем Н. Ф. Макаровым из Калинина. Размерения и форма корпуса судна полностью соответствуют его назначению — речная прогулочная мотолодка. Скорость хода с подвесным мотором «Вихрь-М» — 38—47 км/ч. Даже внешне мотолодка выглядит более стремительной, чем суда этой группы. Это впечатление достигается пологими линиями форштевня и скулы, наклоном транца, стреловидностью носовой палубы в плане, смещением наибольшей высоты борта в нос от миделя. В остродинамичной манере очерчено ветровое стекло с верхней планкой, повторяющей погибь палубы. Рама его состоит из немногочисленных тонких элементов, что усиливает зрительную легкость этого узла, венчающего корпус. Корпус выполнен из стеклопластика. Совершенству его формы в немалой мере способствует полное использование архитектурных свойств материала. Выпуклые поверхности палубы и бортов с участками двоякой кривизны, образуя напряженную оболочку, создают впечатление мощного скоростного судна. Силуэт корпуса представляет собой сечение аэродинамического профиля со срезанной задней кромкой. Когда судно целиком скользит по поверхности воды, такой летящий силуэт способствует восприятию легкости и стремительности.
Линии формы подчеркивают рельефные высадки наружной обшивки, являющиеся ребрами жесткости. Хорошо, когда на столь небольшом судне все основные линии корпуса непрерывны и не имеют изломов, когда каждый конструктивный элемент украшает судно.
Информация об изображении
Рис. 6. Различные варианты компоновочных схем каютных катеров длиной до 10 м
К окраске судов этого типа дизайнеры относятся менее строго как в смысле применения цветовых акцентов, так и использования полос, пятен, динамических приемов. Для быстроходного судна яркая, броская окраска имеет функциональное значение — делать судно более заметным — а это расширяет ее эстетические возможности.
Рис. 6. Различные варианты компоновочных схем каютных катеров длиной до 10 м
Каютные катера представляют собой значительную и наиболее быстро растущую категорию прогулочного флота. За рубежом это самый распространенный тип судов. Здесь наиболее велико разнообразие принципиальных компоновочных схем. На рис. 6 показаны самые распространенные схемы катеров длиной не более 10 метров, так как более крупные суда вряд ли представляют интерес для широких слоев любителей нашей страны. Скорость хода каютных катеров — 8—30 узлов (15—56 км/ч). Материал корпуса и надстроек может быть самим разнообразным, нередко встречается композитные конструкции. Катера служат как для плаваний в выходные дни, так и для дальних походов. К этому же типу относятся разъездные, спасательные, рабочие, лоцманские и патрульные катера. На них могут быть установлены подвесные моторы, как, например, на одном из вариантов катера «Суперкосатка». Большинство же каютных катеров оборудуется стационарными двигателями, часто дизельными.
Наличие надстроек и рубок увеличивает высоту судна, катер растет вверх, что зрительно уменьшает его динамичность. В этом случае следует применять наклонные торцевые стенки, а боковые расчленять по высоте линиями окон, рельефом, фактурой или окраской. Правда, чем больше элементов в архитектурном сооружении, тем сложнее добиться совершенства.
На рис. 7 показан речной водометный разъездной катер ЛФ-22. Корпус стальной, рубка — из стеклопластика. Скорость —- 45 км/ч. Основные размерения корпуса соответствуют назначению катера и режиму движения. Правильно выбраны пропорции корпуса и рубки. А вот внешний вид катера оформлен на уровне моделей тридцатилетней давности. Борта в кормовой части выполнены с завалом внутрь. Такая форма отождествлялась с быстроходностью в довоенные годы и уже давно устарела. С точки зрения мореходных качеств и технологичности предпочтительнее сохранение некоторого развала борта до транца. Об этом уже не раз упоминалось в сборнике, И если еще раз приходится писать, То лишь потому, что такие корпуса до сих пор еще строятся.
Динамичность формы катера в большой степени зависит от длины носового участка падубу до рубки. Когда она невелика, как в данном случае, то особенно невыгодна линия крыши рубки, опускающаяся в корму. Гораздо лучше выглядела бы эта линия с подъемом в корму, как это сделано на «Саламандре».
«Обтекаемая» форма рубки не вяжется с угловатым корпусом. Задний обрез рубки выполнен с наклоном в корму. С точки зрения динамичности формы такой наклон не просчет, но здесь самое тонкое место кормовой опоры рубки получилось внизу, в месте крепления к корпусу. Зрительно рубка непрочно держится на корпусе, что особенно болезненно воспринимается на ходу катера. Уместнее было бы сделать наклон задней кромки стойки в нос под углом меньшим, чем наклон задней кромки окна (рис. 8). Такая кормовая опора, расширяющаяся книзу, послужила бы зрительно надежным основанием почти консольной крыши рубки.
На рис. 9 показан туристский водометный катер «Саламандра». Скорость хода — до 20—25 км/ч. Материал корпуса и рубки — фанера. Судно выглядит очень элегантно и красиво. Технологические свойства фанеры обыграны широким применением плоских поверхностей. Развертываемые криволинейные поверхности бортов и палубы рубки являются переходным звеном, связывающим строй строгих плоскостей со свободными формами окружающего ландшафта. Эту же роль выполняет крутая линия палубы в плане. Без этих элементов чисто граненый объем на реке выглядел бы инородным телом, как стакан на клумбе.
Суденышко невелико (L=4,5 м), и поэтому очень удачной деталью является один длинный иллюминатор характерного абриса. Два или три иллюминатора лишили бы сравнительно небольшую поверхность комингса рубки цельности, достигнутой этим решением. Динамичности формы значительно способствует подъем крыши рубки в корму. Эта линия вписывается в сечение аэродинамического профиля с передней кромкой на форштевне. Комингсы рубки заканчиваются стреловидным выступом. Идущий от него жесткий леер подчеркивает выступ и является как бы динамическим следом объема рубки.
Скорость хода катера не особенно велика, и соответствие между динамичностью формы судна и его скоростью достигнуто тем, что описанный аэродинамический профиль имеет большую относительную толщину, ступенчатый срез его расположен близко к наибольшей толщине сечения, а линия форштевня выгнута довольно круто. Продуманность элементов выразилась также в том, что и кормовой обрез комингсов имеет достаточную толщину. Конструкция выглядит добротно. А на некоторых катерах встречаются подобные элементы в виде щек толщиной 8—12 мм (один слой фанеры). Их хилый вид отнюдь не доставляет эстетического наслаждения. Кажется, что на полном ходу такие «уши» должны хлопать по ветру. Лаконичную устремленную форму в меру оживляют детали: леера, уточки, поручень на палубе рубки. Все до мелочи здесь неназойливо и очень естественно.
Окраска судна дополняет это впечатление. Светло-серые борта, транец и палуба рубки, желтоватые, близкие к естественному цвету дерева, палуба и комингсы снаружи, переборка и комингсы внутри кокпита — дерево под лаком. Дополнительные цветовые акценты создаются белым поручнем, вишневой обивкой сидений в кокпите, черными леерами и надписями. Выдержано правило: чем интенсивнее цвет, тем меньшей должна быть поверхность, им окрашенная.
Двадцатипятифутовый катер «Амбассадор» (7,62 м) калифорнийской фирмы «Слик крафт» (рис. 10) имеет формы, характерные для скоростного прогулочного катера итало-американского типа. Корпус «глубокое V» вытянут и заострен, как наконечник копья. Линия рубки по борту поднимается двумя очень пологими уступами и опускается к транцу плавной выпуклой кривой. Уступы рубки в плане стреловидны. Линии форштевня и скулы очень пологие. Борта рубки, переходящие в комингсы кокпита, выполнены из темного дерева под лаком и эффектно контрастируют с белым корпусом. В тон комингсам сделаны ветроотбойник и металлические накладки. Сама идея ветроотбойника на низкой рубке взамен ветрового стекла служит достижению эффекта стремительности. На темном фоне почти не выделяется иллюминатор, и благодаря этому нет расчленения плоскости.
Поверхность корпуса, выполненного из стеклопластика, по качеству отделки не уступает автомашинам лучших марок. Организующая форму система продольных линий дополнена продольными реданами и мягким сломом борта в кормовой части. Заслуживает внимания полированный металлический угольник, обрамляющий палубу. Он придает строгую лаконичность облику катера и выполняет одновременно несколько функций: защита контура корпуса в плане в качестве привального бруса, зрительное выделение непрерывной бортовой линии — самой важной линии контура судна, и основание всех металлических деталей на палубе, в том числе носового релинга. К сожалению, несколько нарушен ритм расстановки стоек этого релинга, но катер в целом можно считать одним из лучших зарубежных образцов этого класса.
Плавучие дачи — пока немногочисленная, но перспективная категория судов для отдыха. Их размерения и компоновочные схемы могут быть самыми разными. Пока по внешним признакам можно разделить плавучие дачи на те, «которые больше любят стоять», и те, «которые больше любят ходить». Конструкция дачи, «любящей стоять», может быть очень статична. Вполне респектабельна, например, большая плавучая дача, которая в свое время была представлена на выставках продукции объединения «Ритм» (сборник № 35). Правда, в ее внешнем виде чувствуется неизгладимое впечатление от плавучего ресторана: характер отделки, много-цветность окраски, круглые иллюминаторы, «как на пароходе». Плавучая дача «Аленушка», построенная тем же объединением, решена менее монументально, но смотрится уютнее.
Плавучие дачи, рассчитанные на ходовой режим, по форме должны быть умеренно динамичными. В 43 номере сборника была помещена фотография итальянской плавучей дачи «Н20» — сооружения с мягкими лекальными линиями. Такие формы требуют применения стеклопластика. Думается, что очень подходящий материал для плавучих дач — армоцемент и стеклоцемент. У нас самый распространенный материал для постройки плавучих дач — дерево и фанера. В этом аспекте интересными представляются архитектурные проработки В. И. Васильева, опубликованные в №34 сборника (см. рис. 11).
Форма развитой надстройки спокойная и динамичная. Светлая линия окон в кормовой части зрительно уменьшает высоту надстройки и облегчает верхнюю часть, выполненную консолью. В то же время оставшаяся часть глухой переборки выглядит достаточной опорой для этой консоли. В целом вид предложенной плавдачи показывает, как малыми штрихами можно добиться большого успеха.
Примечания
1. В эти годы именно авиаконструкторы занимались разработкой теории глиссирующих корпусов и проектов катеров.