Дачу можно буксировать за катером или же сделать ее самоходной, установив на корме подвесной мотор мощностью не более 8—10 л. с. и заменив штатный гребной винт мотора на винт с меньшим шагом.
Основные характеристики плавучей дачи
Длина, м | 4,78 |
Ширина, м | 2,44 |
Высота бор га, м | 0,8 |
Водоизмещение полное, кг | 900 |
Водоизмещение порожнем, кг | 600 |
Осадка средняя в полном грузу, м | 0,14—0,16 |
Число пассажиров | 3—4 |
Скорость хода с подвесным мотором мощностью 10 л. с., км/час | 8—10 |
Площадь каюты составляет около 8,3 м2. В ее носовой части по обоим бортам расположены койки-рундуки, в кормовой — стол и тумбочка с газовой плиткой по правому борту, шкаф по левому. В носу на палубе имеется небольшая открытая площадка.
Плоскодонный корпус-понтон строится без обычной разбивки теоретического чертежа на плазе. На листе строительной фанеры размечается только оконечность корпуса (нос и корма у понтона одинаковые). Понтон состоит из двух бортовин, трех брусков флоров и трех днищевых стрингеров со штевнями Шпажоутных рамок делать не нужно, что значительно упрощает постройку.
Бортовины следует вырезать из четырех сосновых досок толщиной 40—50 мм. Чисто обструганные в размер доски (верхнюю и нижнюю) соединить попарно друг с другом сосновыми или дубовыми брусками сечением 30X30, как показано на рисунке. Продольный паз между поясьями заполнить густотертым железным суриком.
С помощью фанерного шаблона обрезать бортовины по концам, установить на ровной площадке днищевой стороной вверх и закрепить на расстоянии друг от друга, равном ширине понтона. Бортовины соединяются по концам транцевыми досками. Затем следует установить три бруска-флора и три днищевых стрингера. В оконечностях понтона устанавливаются штевни, перевязанные со стрингерами с помощью книц из металла или толстой водостойкой фанеры. Транцевые доски с бортовинами также нужно перевязать кницами или металлическими угольниками.
После сборки каркаса можно приступить к обшивке корпуса фанерой. Днищевую обшивку следует делать из водостойкой фанеры толщиной 8—10 мм. Стыки обшивки нужно выполнить на подкладных планках из той же фанеры с помощью красно-медных трехмиллиметровых заклепок (планки ставить на густотертом железном сурике с прокладкой из мешковины). Борта понтона рекомендуется обшить снаружи водостойкой фанерой толщиной 4—5 мм, а на днище установить три фальшкиля, обшитые стальными полосами.
Обшивка надстройки может быть выполнена из обычной строительной фанеры толщиной 5—6 мм, которую рекомендую оклеить миткалем или марлей и прошпаклевать. Крыша делается из фанеры толщиной 8—10 мм. Перед отделкой корпус и надстройку необходимо пропитать изнутри и снаружи горячей олифой.
Так может быть выполнена плавучая дача, на которой рассчитывают больше ходить, чем стоять. Размеры и конструкция остаются такими же, как и в проекте В. Н. Аладьина, но для улучшения обзора и условий вождения предусмотрена рулевая рубка. Особенно важно для таких тихоходных судов иметь хороший задний обзор, чтобы иметь возможность вовремя изменить курс для расхождения с догоняющими судами.
Разумеется, увеличение высоты дачи может оказаться помехой при проходе под низкими мостами. На этот случай советую делать рубку съемной, крепящейся на болтах.
Дополнительно обшивать довольно толстые дощатые борта водостойкой фанерой, как это предлагается в проекте, по-моему, не нужно. Лучший вариант — сделать соединение поясьев по пазам в шпунт или на шпонке.