Возьмем самый первый выпуск журнала (1963 г.) и откроем первую — основополагающую — статью классика отечественного малотоннажного судостроения Ю. В. Емельянова "Выбор типа туристского катера". Процитируем ее:
"К малым туристским мотосудам должен быть отнесен и такой специальный и своеобразный класс судов, как самоходные плавучие дачи. Отличительной их особенностью является подчинение всех элементов конструкции удобному пользованию судном на стоянке. Помещения обязательно имеют полную высоту (не менее 1.9 м). Ходовым качествам обычно не уделяют большого внимания — наиболее целесообразна скорость 8-12 км/ч)". В качестве примера приводится эскиз большой тихоходной ПД (9.75х2.44 м). А рядом в статье Е. Л. Потинг "Судадачи" напечатаны эскизы другой ПД (на прямоугольном понтоне; 8.40х2.40 м), но ни о мощности моторов, ни о скорости ее не говорится вообще, зато упоминается возможность буксировки за шлюпкой с подвесником.
Однако, будучи составителем выпуска, тот же Ю.В.Емельянов помещает в нем и статью В. А. Гартви-га, противоположную по смыслу: приводятся чертежи для постройки ПД — "катамарана с глиссирующими корпусами" (6.60х3.0 м), рассчитанного на скорость до 35 км/ч с двумя 10-сильными моторами "Москва" (что вызывает некоторые сомнения).
Эти два принципиально различных подхода к идее ПД можно проследить по публикациям всех 40 последующих лет. Одни конструкторы считают, что ПД — это "обычный" быстроходный катер, но — в ущерб мореходным качествам — с необычно развитой и высокой надстройкой и низким бортом. Другие имеют в виду плавучий домик (коттедж, палатку), который может передвигаться самостоятельно на небольшие расстояния. Этим и объясняется необыкновенное разнообразие предлагаемых к постройке и реально существующих ПД, которые упоминаются в "КиЯ".
Непримиримые различия существовали и существуют буквально по всем вопросам, относящимся к особенностям использования ПД. Одни уверенно считают, что дачу необходимо рассчитывать на семью, отдыхающую "в одиночестве" (и соответственно нужна одна каюта; в крайнем случае — добавляется детская каютка). Другие полагают, что ПД нужно строить для отдыха двух дружественных семей (т. е. число изолированных кают и площади общих помещений придется удваивать). Одни считают, что будущая ПД будет в основном стоять в укромном месте "вдали от цивилизации" и, следовательно, отдыхающим потребуются большие объемы для запасов провизии, а то и холодильник. Другие полагают более привлекательными туристские путешествия вдоль берегов с посещениями торговых центров и осмотром достопримечательностей1.
Были и интересные по замыслу предложения создать прокатную сеть небольших ПД на Чудском озере, но сделать подобное предприятие рентабельным при ограниченном сезоне эксплуатации и сложностях зимней стоянки дач вряд ли удалось бы. По этим же причинам в северных широтах целесообразность постройки ПД у многих вызывает вполне определенные сомнения. Стоит еще сказать, что бурное развитие автомобилизма, как и появление сети гостиниц-мотелей, также наносят ощутимый удар по претворению в жизнь идеи самоходной ПД.
Так или иначе, попытки серийной постройки ПД, предпринятые, например, Свирской верфью (№ 21), Горьковским авиазаводом (№ 65) и НПО "Ритм" (№ 35), оказались безуспешными именно потому, что создать универсальную дачу, удовлетворяющую крайне противоречивым потребительским требованиям, не удалось. Однако судостроители-любители и сегодня строят иногда довольно диковинные ПД, проекты которых продиктованы местными условиями, а также собственными вкусами и возможностями будущих владельцев.
Приводимый ниже проект "Эдем", разработанный в 2003 г. по просьбе ряда читателей известным конструктором Ю.А.Зиминым, представляет собой очередную попытку воплощения идеи относительно крупной и быстроходной ПД, что, естественно, связано с возрастанием сложности постройки и оборудования судна и необходимостью всемерной борьбы за снижение веса. Это катамаран, снабженный двумя достаточно мощными ПМ и развитой высокой двухкаютной надстройкой, с одной стороны, создающей большое сопротивление движению, а с другой — осложняющей эксплуатацию судна (нет открытой носовой палубы, пост управления оказывается внутри надстройки). Тем, кого заинтересует этот проект, мы посоветовали бы увеличить клиренс — повысить высоту борта корпусов хотя бы на 100 мм. Несколько завышенной представляется названная максимальная мощность (80 л.с.); на наш взгляд, стоило бы ограничить ее величиной 50-60 л.с. Желательно установить ПМ с "длинной ногой". Разумеется, любые серьезные изменения проекта стоит согласовать с его автором.
Альтернативой "Эдему" остается гораздо более простой вариант тихоходной "Березки", усовершенствованные чертежи которой были приведены в №146.
Тихоходная плавучая дача "Березка"
Типичная тихоходная плавдача "Березка", построенная А. Истоминым (см. "КиЯ" №146). С одним ПМ "Нептун-23" скорость в полном грузу — 11 км/ч. Размерения: длина наиб. — 8.35 м; ширина по палубе — 3.2 м, по скуле — 3 м; высота борта — от 0.85 до 0.78 м; осадка корпусом — 0.15 м. Водоизмещение — от 2.05 до 2.9 т. Обводы упрощенные, обшивка из фанеры 10 мм.
За основу взяты чертежи В. Аладьина, опубликованные в "КиЯ" еще в 1964 г, но устаревший проект переработан по 17 пунктам (в части повышения комфортабельности).
Быстроходная плавучая дача «Эдем»
Редакции приходилось слышать упреки в том, что в разделе "Мастерская" публикуются проекты, мало отличающиеся один от другого, тогда как "ниразу, например, не было в печати, — это мы цитируем одно из писем, — чертежей плавучей дачи". Конечно, правильнее было бы вместо "никогда не было" сказать "давно не было", ибо подробные чертежи ПД публиковались 14 лет назад, но в принципе упрек справедлив. Юрий Александрович Зимин разработал новый проект такого судна. Мы публикуем основные чертежи и таблицу ординат корпусов, но сразу же хотим подчеркнуть: плавдача относится к одному из самых сложных и в постройке, и в эксплуатации типов судов. Предложить проект, который устраивал бы всех, практически невозможно — слишком велико влияние конкретных условий плавания, использования и хранения, личных вкусов и возможностей. Одному необходимы скорость и мореходные качества, другой считает, что это может быть буксируемый понтон. Кому-то нужна малая осадка, а кому-то — возможность прохода под низкими мостами. Вариантов требований, не совместимых в одном судне, великое множество.
Имеет значение и то, что у нас в принципе совершенно нет опыта эксплуатации ни плавдач, ни открытых "понтонных" лодок, популярных за рубежом.
Другими словами, мы далеки от мысли, что "Эдем" без всяких изменений проекта начнут строить сотни любителей отдыха на воде. Надеемся, однако, что публикация этого проекта оживит интерес к постройке и эксплуатации плавдач.
Основные данные плавдачи "Эдем"
Длина (габарит.), м | 6.00 (6.80) |
Ширина (габарит.), м | 3.48 (3.64) |
Высота (габарит.), м | 2.60 (4.50) |
Осадка, м | 0.40 |
Водоизмещение, т: | |
— при осадке по КВЛ 370 мм | 1.7 |
— при осадке по ВЛ 500 мм | 2.9 |
Пассажировместимость, чел. | 4-8 |
ПМ мощностью, л.с. | 2х(10-40) |
Плавдача "Эдем" — это комфортабельный домик площадью 20 м2, в котором имеются: две отдельные каюты, кухня-бар, санузел; в корме под жестким тентом находится открытая терраса — площадка (6.2 м2), на которой можно разместить столовую. Вход в жилое помещение в корме — через откатную дверь на шп. 10 и в носу — через сдвижную дверь-люк на лобовой стенке дачи.
По трапу, через люк на крыше надстройки, и по скоб-трапу на лобовой стенке можно подняться на крышу — в солярий площадью 10 м2; а если оборудовать здесь тент, получится помещение для отдыха, по периметру обнесенное леерным ограждением.
По правому борту расположены в самом носу — закрытый пульт управления, далее — хозяйственный блок с камбузом и холодильником. По левому борту расположены две каюты с двуспальными диванами. Между каютами, по центру салона, — санузел: туалет—душ в барабане диаметром 900 мм с откатной дверью. Над кормовой спальней и санузлом для вентиляции должны быть сделаны откидные люки (желательно — с матовым стеклом).
Ящики с якорями предусмотрены в носу — по правому борту, у пульта водителя и в корме — по левому борту.
В корпусах катамарана — по четыре герметичных отсека; горловины выходят на понтон и закрываются люками.
Кормовой и носовой отсеки каждого корпуса заполнены пенополиуретаном или легким пенопластом. Отсек 11-8 шп. можно использовать для размещения бензобаков. Отсеки 8-6 шп., 6-4 шп., 4-1 шп. служат рундуками для хранения припасов, снаряжения, инвентаря.
Катамаран по предлагаемому проекту "Эдем", по идее, будет эксплуатироваться больше на стоянке, чем на ходу. Район плавания его ограничен внутренними водными путями с выходом на открытые акватории лишь в тихую погоду.
"Эдем" — дача остойчивая и мелкосидящая (осадка — 0.4 м), что очень важно на стоянке и переходах на мелководье. Для стоянки, естественно, лучше выбирать укрытые от волн бухты, устья тихих речек.
На плавдаче для обеспечения надежности применена спаренная установка — два ПМ мощностью от 10 до 40 л.с. Обводы и облегченная конструкция из дерева позволяют при определенных условиях и общей мощности 60-80 л.с. развивать скорость, соответствующую переходу на режим глиссирования.
Постройка плавдачи
Плавучая дача строится из дерева. Водостойкую фанеру, сосновые рейки, стеклоткань, эпоксидную смолу и крепеж нужно приобрести, руководствуясь спецификацией и рабочими чертежами. Постройка корпусов ничем не отличается от традиционного процесса, многократно описанного в "КиЯ".
Пользуясь таблицей плазовых ординат, вычерчивают все шпангоуты в натуральную величину. Изготовляют шпангоутные полурамки — два комплекта для обеих лодок (они одинаковы, ПБ и ЛБ — симметричны).
Стапель для сборки катамарана вверх килем представляет собой два отфугованных бруса, выставленных в горизонт, на расстоянии один от другого (по осям) 2600 мм. Поперечные балки (дет. 5) устанавливают по разметке на высоте от стапеля, указанной в таблице, и крепят на прочных стойках. На них ставят и после проверки перпендикулярности и вертикальности всех элементов конструкции крепят шпангоуты; ставят кницы.
Продольные связи врезают в шпангоуты и балки, после крепления их и просушки выставленный набор малкуется. Теперь корпуса и мост можно зашивать фанерой. Зашивка производится на клею шурупами (по шпангоутам) и гвоздями взагиб (по ребрам жесткости).
Корпуса и днище моста оклеивают стеклотканью в несколько слоев, после просушки и зачистки окрашивают.
Только после этого катамаран бережно (пока не зашита палуба) можно перевернуть, чтобы установить в горизонт, убрать обзол в корпусах и окрасить водостойкой краской изнутри. Мост заполняется по всей высоте поперечных балок легким пенопластом.
Мост зашивается фанерой. Вырезают палубные отверстия (350-450 мм, 8 шт.), устанавливают комингсы и люки. Боковые стенки надстройки, переборки и крышу лучше собирать в объем — в виде отдельных секций, сразу проклепать ребра жесткости и вырезать окна.
Лобовую стенку надстройки надо изогнуть по радиусу 2060 мм и закрепить на предварительно выклеенной из плоских реек (изогнутых по тому же радиусу) обвязке, затем можно установить обвязку двери и окон.
Барабан выгородки санузла ставят враспор от палубы до крыши. Устанавливают подкрепления под узлы хозблока и диваны, которые надо сделать откидными, чтобы открывался доступ к люкам в корпусах.
Разумеется, можно собирать надстройку и иначе — выставить каркас и затем зашивать его отдельными листами фанеры.
Остается установить остекление, навесить двери, смонтировать люки и леерное ограждение (труба, нержавеющая сталь). Плоские баки с питьевой и технической водой можно разместить на крыше, в нос от шп. 5.
Затем монтируют дистанционное управление моторами и навигационные огни.
Спецификация деталей конструкции и оборудования плавдачи
1 — киль, 60x40; 2 — скуловой стрингер, 40x40; 3 — привальный брус, 40x40; 4 — бимс, 30x30; 5 — балка коробчатого сечения, 13 шт.; 6 — ребро жесткости, 30x30; 7, 8 — ребро жесткости 15x30; 9 — стрингер, 30x30; 10 — рейка, 18x30, 30x30; 11 — заполнитель, фанера, d = 30; 12 — флортимберс, 100x30; 13 — топтимберс, 80x30; 14 — пиллерс, труба; 15 — переборка на 1 шп., s = 4-6; 16 — переборка на 9 шп., s = 4-6; 17, 19 — дверь; 18 — продольная переборка, s = 4-6; 20 — выгородка санузла, барабан из фанеры s = 4; 21, 22 — спальня; 23 — кухонный блок; 24 — стол (кухня-бар); 25 — стол (корм. столовая); 26 — стул (столовая); 27 — дверь (откатная); 28 — дверь-люк; 29 — леерное ограждение; 30 — трап; 31 — двигатель; 32 — люк; 33 — окно; 34 — стекло; 35 — кресло водителя; 36 — пульт управления; 37 — кранец; 38, 39 — якорное устройство; 40 — кнехт; 41 — полоз; 42 — кница, фанера s = 6; 43 — рецесс; 44 — транец, фанера, s = 6; 45 — обшивка, днище моста, s = 6; 46 — настил палубы моста, s = 6; 47 — обшивка борта, s = 6; 48 — обшивка днища, s = 10; 49 — обшивка, борт надстройки, s = 4; 50 — крыша надстройки, s = 6; 51 — обшивка, борт надстройки, s = 6; 52 — дверь; 53 — скоб-трап; 54 — лацпорт, аппарель; 55 — лист фанеры, 6x130; 56 — заполнитель; 57 — люк (трап на крышу); 58 — люк (корм. спальня); 59 — люк (санузел); 60 — опора, рейка, 30x30; 61 — бензобак; 62 — переборка в корпусах (1, 4, 6, 8, 11 шп.), s = 6.
Примечания
1. За рубежом (в США) для подобных целей получили распространение так называемые "понтонные" лодки — двухкорпусные открытые площадки-веранды с мощным подвесным мотором. Для плаваний по европейским внутренним водным путям строятся ПД иного типа — узкие плоскодонные "баржи", как правило, — со стационарными двигателями малой мощности.