Основные данные туристского варианта катера "Амадеус-2"
Длина, м | 8.0 |
Ширина, м | 2.15 |
Осадка, м | 0.4 |
Высота борта на миделе, м | 1.1 |
Водоизмещение, т | 1.7 |
Мощность двигателя, л.с. | 75 |
Скорость, км/ч | 37-41 |
Пассажировместимость, чел. | 7 |
Можно напомнить, что идея построить такой мореходный катер родилась у нас давно — после того, как мы ознакомились с проектом "Кальмара" (деревянный вариант — в №13, стальной — в №21). В 1980 г. появился наш первый катер, через десять лет — второй и еще через десять — третий. Это и был стальной "Амадеус" длиной 7.5 м. Небольшая заметка о нем вызвала интерес, поскольку для , многих судостроителей-любителей сталь и по сие время остается более доступным и привычным материалом, чем легкие сплавы, стеклопластик и лаже дерево. Те, для кого максимальная скорость не имеет решающего значения, согласны идти на некоторое утяжеление корпуса (как считает автор "Кальмара" В. И. Васильев — на 200-250 кг по сравнению с деревянным) и ухудшение внешнего вила из-за сварочных деформаций. Как выяснилось, таких строителей, обладающих достаточным опытом работы со сталью и главное — опытом сварки металла малых толщин, довольно много. Через редакцию некоторые из них связались со мной.
Выяснилось также, что желание построить "Амадеус" возникло в первую очередь у тех, кто эксплуатирует катер в районах с морскими условиями плавания, где приходится сталкиваться с крупной волной (судя по почте, это жители берегов Азовского, Черного и Балтийского морей, Байкала, Ладожского и Онежского озер). Читатели просили по возможности учесть специфику указанных регионов, чтобы наш катер, построенный для Волги (мы — жители Самары), более уверенно чувствовал себя и в тяжелых условиях. В связи с этим относительно узкий корпус "Амадеуса" претерпел некоторые изменения: в частности, носовая часть была удлинена (на 550 мм от табличного шп. 0), линия форштевня стала более пологой. Это позволяет катеру достаточно легко проходить гребень даже серьезной волны и мягко ложиться на другой. Испытания нового "Амадеуса-2" проводились на волнах высотой до 2.5 м, тем не менее ни одна встречная волна не смогла накрыть катер. Достоинством нового корпуса с удлиненным носом является возможность сходить на берег прямо с носовой палубы, что очень удобно, если нет специально оборудованной пристани или понтона.
На данный момент уже построено несколько катеров "Амалеус-2" различного назначения: рыболовный открытый, каютные спортивный и туристский. Длина варьировалась от 7.5 до 8.0 м. Приводим эскиз и технические данные семиместного восьмиметрового варианта1.
Модификация "рыболовный" оснащена 70-сильным двигателем от автомобиля "Ауди" и водометом КнААПО с катера "Восток". Данная установка обеспечивает скорость до 30 км/ч. Продолжается экспериментальная работа, которая, как мы надеемся, позволит в дальнейшем увеличить максимальную скорость катера этого типа.
Каютные модификации оснащены дизельным двигателем М13 Д243 мощностью 75 л.с., который представляется нам наиболее подходящим (среди отечественных) для стационарной установки на катере. К тому же, мощность этого двигателя позволяет беспрепятственно производить регистрацию судна в ГИМС.
Гребной винт — четырехлопастной, диаметром 450 и шагом 560 мм. Переход с трехлопастного винта на предыдущей модели на четырехлопастной дал увеличение скорости (на 7 км).
Разумеется, катер может быть оборудован и подвесным мотором. Это позволит упростить постройку катера.
По нашему опыту, во всех случаях не следует увлекаться повышением мощности в погоне за скоростями. При достижении скорости 50 км/ч все преимущества округлых обводов теряются, так как появляется занос на поворотах, начинаются жесткие удары корпусом при прохождении волны. Чтобы развить такую скорость достаточно подвесного мотора мощностью 60-90 л.с. с грузовым четырех- или пятилопастным винтом.
Поперечные переборки на шп. 2 и 9 деляг внутреннее пространство на три отсека: форпик, каюту и моторный. В моторном отсеке к бортам от двигателя ставятся две продольные переборки.
Конструкция сварного корпуса по сравнению с описываемой в №178 практически не изменилась. Обшивка днища и настил палубы из листов толщиной 2.5 мм (2 мм на бортах), шпангоуты — тавр со стенкой 4x50 и приварным пояском 2x20. Там же были приведены краткие технологические указания и эскизы приспособлений для гибки стенок набора (наковальня и притягивания листов к набору).
Коротко дополню сказанное раньше. Самым большим недостатком стального корпуса являются сварочные деформации на бортах. При постройке корпуса "Амадеуса-2" нам удалось свести этот почти неизбежный дефект до минимума. Во-первых, мы перешли на электроды диаметром 2 мм (марки ОЗС-12 фирмы "Свелл", Санкт-Петербург), которые позволяют получать сварочные швы меньшего калибра с хорошим проваром во всех пространственных положениях. Во-вторых, изменили технологию сварки на бортах.
Бортовые листы следует приваривать сначала к скуловому брызгоотбойнику и палубе, а не к шпангоутам, как это делается обычно; предварительно необходимо сделать небольшой изгиб листа выпуклостью наружу. И только после того, как основные швы будут выполнены, нужно подправить этот изгиб (вхолодную) и через пластинки (встык к борту и внакрой на стенку шпангоута) приварить лист к поперечному набору (см. эскиз). Эти пластинки (толщиной 3-4 мм) ставятся с таким расчетом, чтобы между ними можно было приваривать ребра жесткости (длиной в шпацию), подгоняемые по месту. Впоследствии на борта наносится (напылением) слой пенополиуретана.
Рубка с высотой до подволока 1.8 м выполнена из фанеры и обклеена двумя-тремя слоями стекломата с помощью смолы. В качестве звуко- и термоизоляции использованы карпит и изолон.
Константин Кураков, г. Самара
Примечания
1. В настоящее время начинаются испытания увеличенного до 10 м варианта катера "Амадеус-3". 11ри той же мощности дизельного двигателя новый катер водоизмещением 3.5-4.0 т будет развивать скорость 23-25 км/ч при расходе топлива 12-15 л/ч и дальности плавания 1000 км.