Основные данные
Длина наибольшая, м | 5.0 |
Ширина наибольшая, м | 1.51 |
Высота борта на миделе, м | 0.51 |
Масса корпуса, кг | Ок.140 |
Мощность ПМ, л.с. | 12—15 |
Разумеется, как всякий компромисс, судно имеет свои ограничения — транцевая корма при значительном погружении может «тащить воду», поэтому в режиме плавания необходимо поддерживать правильную центровку располагая грузы ближе к миделю и носу.
Конструкция лодки традиционна для фанерного судостроения. Набор образован стрингерами вдоль пазов обшивки, тремя шпангоутами в средней части и переборками под носовой и кормовой банками. Обшивка корпуса разворачивается на плоскость. Сборка всех частей производится на клею, для запрессовки применяются шурупы 4x20. Первоначально следует собрать шпангоутные рамки, переборки, транец, выклеить по шаблону с теоретического чертежа наборный форштевень (детали 27). Далее выставить все вышеперечисленные детали на стапеле, по приведенным в чертеже размерам врезать форштевень, соединить на клею закладную рейку киля (деталь 26) с форштевнем и плавником, и врезать ее в шпангоуты и транец. Врезать днищевой и скуловой стрингеры (детали 29, 30) и планширь (деталь 31). Установить бруски крепления банок (детали 32, 33, 34). Малковать весь набор, при этом наибольшее внимание стоит обратить на форму форштевня и киля.
Зашивать корпус необходимо следующим образом: причертить или вырезать по шаблону скуловую часть (фанера s=8), закрепить ее на корпусе с помощью клея и шурупов, подмалковать нижнюю грань. Далее следует укладывать днищевую обшивку (фанера s=8). В носовой части днища, на выпуклых шпангоутах, обшивку легче образовать двумя слоями более тонкой 4-мм фанеры. После этого выровнять рубанком участок вдоль киля и форштевня для дальнейшего монтажа там брускового киля (детали 28) и форштевня (деталь 35), крепить детали на клею, запрессовывая на шурупах; для киля можно применять сквозной крепеж винтами. Причертить бортовую часть обшивки (фанера s=6), особое внимание уделить стыковке со скуловым поясом в носовой части, закрепить на клею. После этого лодку можно снять со стапеля и поставить в нормальное положение. Обработать верхнюю грань бортовой обшивки, установить привальный брус сечением приблизительно 30х12. Установить банки (детали 14 и 21), закрыть фанерным настилом (фанера s=8) носовую и кормовую банки.
Собранный корпус должен быть окрашен по стандартной технологии, либо оклеен стеклопластиком на эпоксидной смоле, при этом толщина обшивки может быть уменьшена. Желательно, чтобы масса готовой лодки составляла не более 120-130 кг, иначе выход на глиссирование будет затруднен. Днище внутри полезно закрыть реечным пайолом с упорами для гребли либо наклеить рейки прямо на обшивку. Объемы под банками в оконечностях желательно заполнить плавучестями — пенопластом или пустыми пластиковыми бутылками.
Теоретический чертеж и конструкция корпуса лодки
- 1 - флортимберс, 40x12;
- 2 - шпангоут, 40x12;
- 3 - полубимс, 40x20; 4 - бимс транца, 20x20;
- 5 - транцевая кница, s=24;
- 6 - подмоторная доска, 40x20;
- 7 - флортимберс, 40x12;
- 8 - шпангоут, 40x12;
- 9 - фальшшпангоут, 40x12;
- 10 - бимс, 20x12;
- 11 - флортимберс, 55x12;
- 12 - шпангоут, 55x12;
- 13 - кница, s=8;
- 14 - банка, s=24;
- 15 - флортимберс, 55x12;
- 16 - шпангоут, 55x12;
- 17 - кница, s=8;
- 18 - флортимберс, 55x12;
- 19 - шпангоут, 55x12;
- 20 - кница, s=8;
- 21 - банка, s=24;
- 22 - флортимберс, 20x12;
- 23 - шпангоут, 20x12;
- 24 - фальшшпангоут, 40x12;
- 25 - бимс, 20x20;
- 26 - закладная рейка киля, 30x12;
- 27 - рейка форштевня, 30x6;
- 28 - рейка брускового киля, 30x12;
- 29 - днищевой стрингер, 20x20;
- 30 - скуловой стрингер, 20x20;
- 31 - планширь, 20x40;
- 32, 33, 34 - брусок крепления банок, 20x20;
- 35 - брусковый форштевень, 30x6;
- 36 - привальный брус, 12x30;
- 37 — брештук, s=30;
- 38 — подуключина