Рассказывает о новинке один из создателей лодки — конструктор Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова Евгений Александрович Сенцов. Добавим к сказанному им лишь несколько строк.
«Сибирячка» — первая у нас лодка такого класса, выпускаемая крупной серией из дюраля. И сравнивать ее, пожалуй, стоит не со шпоновой «Кефалью», которая значительно меньше по размерениям, а со стеклоптастиковыми лодками «Пелла-фиорд» (длина 4,3 м) или «Голавль» (4,01 м). При той же грузоподъемности и цене, дюралевая лодка выгодно отличается существенно меньшим собственным весом, наличием мест для багажа, более удачными для движения как на веслах, так и под мотором, обводами.
Указание на допустимую для лодки мощность 8 л. с., тогда как проектировалась она под 15 л. с., следует понимать так, что единственный выпускаемый сегодня ПМ большей, чем 8 л. с., мощности — «тридцатку* ставить нельзя.
Остается добавить, что желающие построить самостоятельно примерно такую же лодку из фанеры могут воспользоваться чертежами «Утки-2», приведенными в книге «15 проектов судов для любительской постройки» (Л., «Судостроение», 1974) и в «КиЯ» №31. Комплект рабочих чертежей, выполненных в масштабе 1:5 и 1:10, может быть выслан по запросам. Стоимость — 16 р.
Основные данные лодки «Сибирячка»
Длина наибольшая, м | 1,27 |
Ширина наибольшая, м | 1,27 |
Высота борта на миделе, м | 0,50 |
Угол килеватости на транце, град. | 4 |
Вес оборудованной лодки, кг | 83 |
Пассажировместимость, чел. | 3 |
Грузоподъемность. кг | 300 |
Скорость, км/ч (с «Ветерком-8»): | |
с одним водителем | 32 |
с полной нагрузкой | 14 |
Допустимая высота волны, м | 0,5 |
Допустимая мощность моторе, л. с. | 8 |
Родилась эта лодка, можно сказать, случайно. На наш завод поступил заказ от подшефного рыболовецкого совхоза — изготовить несколько простых и неприхотливых а эксплуатации универсальных — под «Ветерок» и весла — лодок. Заказчик остался доволен. Замечаний было немного, в основном просили увеличить высоту надводного борта.
После корректировки чертежей для рыбаков были изготовлены еще 20 таких же дюралевых лодок. А позже, с учетом всех пожеланий, Новосибирский авиазавод им. В. П. Чкалова стал выпускать их более крупной серией для реализации через торговую сеть. В прошлом году завод их выпустил 900 шт. На 1991 г. торговля заказала уже 1000 «Сибирячек».
Корпус лодки клепаной конструкции изготавливается из алюминиевых сплавов Д1, Д16, 1925Т. Обшивка бортов и днища (толщине соответственно 1,0 и 1,2 мм) разворачивается на плоскость, поэтому не требуется изготавливать дорогие и сложные штампы — листы подаются на сборку плоскими. Перед клепкой уплотняются тиоколовой лентой.
Почти все детали набора изготовляются на простых форм-блоках. Продольную жесткость лодке обеспечивают установленные внутри на днище два профильных стрингера. Поперечную жесткость и прочность придают три штампованных П-образных шпангоута и переборки: носовая, кормовая и две сплошные под центральной банкой (последние разделяют внутреннее пространство кокпита на два объема — носовой и кормовой). Верхняя кромка борта подкреплена углобульбовым профилем и штампованным планширем.
Транец — штампованный, с наружной накладкой под мотор из ДСП толщиной 5—7 мм и буковой доской под струбцины изнутри; они не только помогают надежно фиксировать мотор на транце, но и существенно уменьшают вибрацию корпуса.
Центральная часть кормовой банки сделана открывающейся — в отсек у транца можно поставить бачок с топливом, уложить инструмент и т. п. В носовой банке также имеется открывающаяся крышка. В носовой отсек лодки помещается рюкзак, другое туристское снаряжение.
Поверхности банок покрыты деревянными рейками. Из них же сделаны решетчатые съемные пайолы кормовые и носовые. При перемещении по лодке они не гремят, обеспечивают теплоизоляцию и комфорт для экипажа.
«Сибирячка» сразу нашла своего покупателя. Ее стали приобретал рыбаки, охотники, дачники, базы отдыха и станции проката. У нас в стране лодки такого класса выпускаются довольно крупными сериями в основном из шпона и стеклопластика. Однако шпоновые лодки нередко уже через два три года расклеиваются, начинают гнить, а «Сибирячка» при бережной эксплуатации прослужит своему владельцу 15—20 лет. Кроме того она выгодно отличается от других гребных лодок широкой почти плоской кормой, которая позволяет глиссировать под «Ветерком-8» с одним водителем со скоростью 32 км/ч.
С двумя пассажирами лодка идет в режиме, близком к глиссированию, а при полной нагрузке скорость падает до 14—15 км/ч. Под «Ветерком-8» «Сибирячка» идет устойчиво, на крутых виражах лодка кренится внутрь поворота, но опасных кленов не возникает.
Естественно, что при ходе на волне плоско-килеватое днище «Сибирячки» испытывает довольно жесткие удары, тем не менее волны высотой до полуметра лодка преодолевала уверенно. При большой нагрузке, когда лодка идет в водоизмещающем режиме, вода забрызгивает через скулу. Поэтому в будущем дополнительно будут установлены скуловые брызгоотбойники.
Конструкторы рассчитывали лодку под установку 15-сильного мотора, но даже с «Ветерком-12» при полной нагрузке «Сибирячка» глиссирует со скоростью около 28 км/ч. К сожалению, моторы такой мощности у нас а стране не выпускаются. Испытывалась лодка и под мотором «Нептун-23». Однако в этом случае от водителя требуется опыт и осторожность.
Хорошие ходовые качества на веслах подтверждаются вторым призовым местом, занятым на Всесоюзных соревнованиях ив приз журнале «Катера и яхты», проходивших в г. Нарва в 1987 г.
Непотопляемость лодки обеспечивается блоками плавучести из вспенивающегося полистирола ПСВ, расположенными в косу под палубой, под средней и под кормовой банками. Залитая полностью водой лодка удерживает на плеву 95 кг стального балласта.
Не лодку установлены удобные ручки для переноски к швартовки.
Окрашена лодка высокопрочной эмалью ХВ-16 в один слой, поверх которого нанесен водостойкий леи ХВ-784. Перед окраской корпус грунтуется грунтом ГФ-032. Завод дает гарантию в течение 18 мес. на покраску, как, впрочем, и на всю лодку.
Стоимость «Сибирячки» — 430 руб.