Одной из первых работ этого кружка стала разработка проекта и изготовление спортивного катамарана для юниоров. За эту тему мы взялись не случайно. Если в классификации спортивных парусных судов СССР имеются швертботы-одиночки и двойки для юных яхтсменов — будущих рулевых «Финнов», «Летучих Голландцев» и «470», то за руль катамарана «Торнадо» приходится садиться молодому человеку, не прошедшему школу управления двухкорпусной лодкой «юниорского» класса. К тому же во многих молодежных секциях вообще нет возможности ознакомиться со спецификой плавания и гонок на быстроходных и динамичных катамаранах: олимпийский «Торнадо» труднодоступен и очень дорог.
Основные данные катамарана
Длина наибольшая, м | 5,02 |
Длина по КВЛ, м | 4,62 |
Ширина общая, м | 2,4 |
Осадка с рулями, м | 0,35 |
Площадь парусности, м2 | 11 |
Вес, кг | 80 |
Поэтому мы ориентировались на то, чтобы по возможности упростить и удешевить конструкцию нашего катамарана, сделать ее доступной для самостоятельного изготовления в кружках технического творчества и на «пионерских» судоверфях. Кроме того, постарались облегчить корпус с тем, чтобы уменьшить парусность и сохранить высокие ходовые качества судна.
Остроскулые обводы поплавков позволяют осуществлять их сборку без стапеля. Листы обшивки, вырезанные из фанеры толщиной 4 мм, соединяются при помощи реек, выполняющих роль киля и скулового стрингера; затем пазы оклеиваются лентами стеклоткани на эпоксидном клею.
Благодаря большой килеватости днища не потребовалось снабжать катамаран швертовыми устройствами. Поперечные балки изготовили из алюминиевых труб диаметром 80 и 70 мм (при толщине стенки 2 мм), которые крепятся к поплавкам на заранее закрепленных на них шпильках.
Благодаря упрощенной конструкции и минимальной трудоемкости опытный образец катамарана был нами построен за 4 месяца. Мы снабдили его поворотной мачтой с гротом от «Летучего Голландца» со сквозными латами.
Летом 1988 г. опытный образец был испытан на воде. Для проверки мореходных качеств и прочности мы выходили на акваторию при сильном ветре, когда высота волн достигала двух метров. Катамаран легко управлялся, легко выходил на режим глиссирования, чему способствовало уменьшение наклона наружного борта подветренного поплавка к поверхности воды при выходе наветренного из воды. Остойчивость катамарана, по нашей оценке, оказалась даже выше, чем у «Торнадо» (вероятно, авторы имеют в виду уменьшение кренящего момента — на построенном катамаране существенно меньше площадь парусности и плечо кренящего момента, т. е. высота центра парусности над центром бокового сопротивления. — Прим. ред.).
Конечно, управление катамараном в свежий ветер требует навыков и внимания. На попутных курсах при высокой волне катамаран может зарыться носовой оконечностью в волну и опрокинуться.
При испытаниях выявилась и еще одна особенность, связанная с отсутствием швертов. С приподнятыми перьями рулей осадка катамарана составляет всего 200 мм, что очень удобно при плавании на мелководных акваториях. Однако вследствие значительной килеватости корпусов, которая компенсирует отсутствие швертов, затрудняется поворот оверштаг. Этот недостаток был устранен увеличением площади рулей до 0,09 м2 (каждого).
Простое вооружение типа кэт с минимальным числом снастей оказалось очень удобным для начинающих яхтсменов. Нам представляется целесообразным, чтобы некоторые наши предприятия, ищущие загрузку по товарам народного потребления, подумали бы об освоении подобного катамарана в серийном производстве. Он нужен не только юным яхтсменам — прогулка под парусом на легком быстроходном суденышке привлекает и взрослых любителей отдыха на воде.