Только сейчас стало очевидным, какие большие возможности для развития парусного спорта предоставляет класс «Микро» в нашей стране. Прежде всего — для сугубо сухопутных городов, таких как Смоленск, Воронеж, Пенза. «Рикошет» открыл спортсменам этих городов широкие горизонты морей и внутренних водохранилищ. Показательно, что яхтсмены из Минска и Свердловска уже на втором году проведения «Микро»-кубка выставили на эти соревнования команды по пять-шесть яхт. Сейчас уже можно с уверенностью сказать — «Микро» в недалеком будущем станет самым массовым классом крейсерско-гоночных яхт в стране.
Решающее слово — за производителями яхт. Даже на фоне ставшего уже привычным нам товарного голода стремление множества организаций и спортивных секций приобрести «Рикошеты» выглядит весьма впечатляющим. Хотя не так давно из цехов завода вышла 150-я яхта, поток заказов на ЛЭЗСС не только не уменьшается, но и растет год от года, явно опережая возможности производства. Более того, благодаря рекламе и организации соревнований в классе «Микро» получился эффект цепной реакции — те клубы и организации, которые приобрели одну-две яхты в 1987—1988 гг., вновь обращаются на завод за пополнением своего флота, и каждое второе письмо содержит заказ на две-три и более яхт.
Успешное участие «Рикошета» в зарубежных гонках открыло неплохие перспективы экспорта нашей продукции в Европу. А если учесть еще и огромное число яхтсменов, желающих приобрести такие яхты в личное пользование (их потребности оцениваются ориентировочно в 200—2S0 яхт ежегодно], и то, что яхты этого типа в торговую сеть еще не выпускались то о насыщении ими рынка в ближайшей перспективе не может быть и речи.
Не решает этой проблемы планируемое увеличение выпуска яхт на ЛЭЗСС до 100 единиц в год а также и начало серийного производства «Рикошетов» на других предприятиях. Во-первых, потому что размеры серий явно незначительные (по 20—30 единиц в год) и производство имеет целью в основном удовлетворение региональных потребностей. Во-вторых, не каждое из тех предприятий, которые обратились к нам за технической помощью, довели дело до реального выпуска продукции. И если, скажем, небольшие предприятия в Шальчининкае и Свердловске смогли освоить непростое изделие практически с нуля, то «жертва конверсии» НПО «Машиностроитель» (г. Реутов Моек обл.), получив под барабанный бой и крики «Ура!» полный комплект оснастки и документации, в течение года так и не приступило к работе. По-прежнему не видно продукции авиастроителей ПО им. Ю. А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре), хотя по имеющимся сведениям серийный выпуск микро-яхт «АЛ-550» из алюминиевых сплавов все-таки налажен. Однако на Европейскую территорию страны, по слухам, поступили буквально единицы этих яхт.
Поначалу строительство яхт на ЛЭЗСС сопровождалось определенными трудностями в комплектации (долгое время завод работал на импортных поставках). В настоящее время в результате сотрудничеств нескольких отечественных предприятий решены проблемы производства рангоута, парусов, дельных вещей, других комплектующих изделий и даже трейлеров для транспортировки яхт за легковым автомобилем.
Основные данные яхты «Рикошет-микро-2»
Длина наибольшая, м | 5,5 |
Ширина, м | 2,4 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,3/1,10 |
Масса порожнем, кг | 600 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 10,5 |
стаксель № 1 | 8,0 |
стаксель № 2 | 5,0 |
спинакер | 18,5 |
общая (грот + ст. №1) | 18,5 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Думается, нет нужды рассказывать подробно о «Рикошете-микро» — статьи в «КиЯ» №126, №128 и №133 достаточно подробно познакомили читателей с этой яхтой. Добавим лишь, что несмотря на то, что проект создавался пять лет назад и по современной классификации Правил класса «Микро» он относится к категории «серийный туристский» (при существовании «серийных гоночных» и «Прото»), яхта еще не устарела и как гонщик — демократичная формула проведения «Микро»-кубков обеспечит ей достаточно долгую жизнь в парусном спорте.
Однако несколько сезонов, проведенных за рулем «Рикошета», привели к мысли модернизировать проект так, чтобы, сохранив обводы корпуса, улучшить внутреннюю компоновку и парусное вооружение, сделать более удобным и соответствующим требованиям современного дизайна блок рубка — кокпит. Эти замыслы были реализованы в проекте «Рикошет-микро-2».
Конструкция корпуса значительных изменений не претерпела, но существенно (до минимально разрешенных Правилами размеров) уменьшена высота надводного борта, увеличены ширина рубки и размеры кокпита, изменена форма комингсов, уменьшен вес яхты.
Основные данные яхты «Рикошет-микро-Регата»
Длина наибольшая, м | 5,50 |
Ширина, м | 2,45 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,20/1,10 |
Водоизмещение обмерное, кг | 560 |
Масса балласта, кг | 160 |
Масса шверта, кг | 30 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 10,5 |
стаксель | 8,5 |
спинакер | 18,5 |
Экипаж, чел. | 3—4 |
К сожалению, заказчик, для которого разрабатывался проект, так и не смог приступить к его реализации, хотя, по нашему мнению, перспективы в дивизионе «серийных туристских» яхт у «Рикошета-2» могли быть неплохие.
Результатом очередного творческого поиска нашей конструкторской группы явилась разработка проекта яхты третьего поколения «Рикошет-микро-Регата» — универсальной крейсерско-гоночной яхты категории «серийный гоночный», наиболее престижной для фирм, выпускающих серийную продукцию.
В основу концепции проекта заложены спортивные качества яхты, хотя планировка внутреннего пространства не вызовет нареканий и у любителей чередовать гонки с туристскими походами под парусом. Конструкция яхты аналогична предыдущим проектам и представляет собой стеклопластиковый корпус с внутренней секцией, которая выполняет одновременно роль набора, обеспечивающего прочность и жесткость конструкции. Среди новых конструктивных решений — палуба трехслойной сэндвичевой конструкции, «двойное дно», поворотный шверт, оригинальная компоновка кокпита. Серийный выпуск этих яхт готовится в одном ленинградском кооперативе. Первый образец должен быть спущен на воду в начале сезона 1991 года.
Основные данные яхты «Рикошет-микро-Рэйсинг»
Длина наибольшая, м | 5,50 |
Ширина, м | 2,45 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,20/1,10 |
Водоизмещение обмерное, кг | 450 |
Масса балласта, кг | 160 |
Масса шверта, кг | 30 |
Площадь парусности, м2: | |
грот | 10,5 |
стаксель | 8,5 |
спинакер | 18,5 |
Гоночный экипаж, чел. | 3 |
Победа на «Микро»-кубке в категории «Прото», а это, как правило, и абсолютная победа в соревнованиях, — синтез успеха конструкторов и гонщиков. Уверенность в том, что нашим спортсменам по силам вести борьбу на европейских и мировых первенствах на равных с сегодняшними лидерами, ориентировала нас на создание яхт типа «Рикошет-микро-Рэйсинг». Основой программы стало стремление создать специфически гоночную яхту полностью на отечественной производственной базе и из отечественных материалов. Проект этой яхты предусматривает различные варианты изготовления корпуса: как сэндвичевой, так и однослойной конструкции, с применением как полиэфирной, так и эпоксидной смол. Яхта отвечает требованиям, предъявляемым Правилами класса «Микро» к категории «Прото». Ее каюта имеет минимальные размеры и оснащена тремя подвесными койками. Для продолжительного плавания или туризма новая яхта окажется недостаточно комфортабельной, да и архитектура палубы, устройство кокпита не располагают к этому. Она оборудована большим числом снастей, стопоров, ремнями для откренивания — всем тем, что необходимо только гонщикам. В сезон 1990 года несколько таких яхт пройдут серьезные испытания в борьбе за высокие места в соревнованиях различного ранга.
Все эти проекты разработаны с учетом изготовления яхт из стеклопластика. Параллельно прорабатывалась и возможность применения алюминиевых сплавов для корпусных конструкций в случае изготовления их на других предприятиях. Каждый из вариантов мог бы выпускаться с упрощенной конструкцией и с уменьшенной комплектацией, что существенно снизило бы стоимость яхты и позволило бы предложить ее для непосредственной продажи населению через торговую сеть.
Государственные организации и кооперативы, которые интересуются возможностью выпуска яхт в качестве товаров народного потребления, могут получить более подробную информацию обо всех этих проектах по адресу: 198096, Ленинград, а/я № 20.