Тем не менее, несмотря на известные всем судостроителям-любителям трудности, в Донецке, на областной станции юных техников, впервые в нашей стране было осуществлено серийное строительство гидроциклов1 — от 3 до 15 судов в серии. Проводились соревнования, которые собирали немало зрителей, был увлекательный отдых на воде, но, не получив никакой поддержки, этот «несерьезный» тип судов, а вместе с ним и перспективный вид молодежного водно-моторного спорта постепенно пришел в упадок.
В настоящее время как направление деятельности сохранилось и совершенствуется проектирование, изготовление и доводка на воде лишь экспериментальных конструкций гидроциклов новых типов.
В статье «Гидрокартинг? Это — интересно!» (см. «КиЯ» №131) приведены технические параметры разработанных и построенных в Донецке гидроциклов.
Эти конструкции можно условно разбить на две группы. В первую входят гидроциклы, предназначенные в основном для спорта, это — «Надежда», «Мустанг», «Вперед». Практически при неизменной архитектуре надводной части корпуса в этих трех конструкциях широко варьировались типы обводов, которые обеспечивали бы достижение высокой скорости и маневренности.
Катамаранные обводы гидроциклов «Надежда»2 и «Вперед» обусловили их прекрасную маневренность и удовлетворительную остойчивость, но неблагоприятные условия работы стандартного гребного винта за тоннельным корпусом не позволили полностью реализовать их скоростные возможности; «Мустанг» оказался более резвым на прямой, но его маневренность и остойчивость оставляли желать лучшего. Правда, надо сказать, что понятие остойчивости для столь легких моторных судов является относительным, если учесть, что вес водителя соизмерим с весом корпуса гидроцикла. Взобраться из воды на гидроциклы «Мустанг» или «Надежда» можно только имея определенный навык и проявив изрядную ловкость.
При создании гидроциклов второй группы, таких, как «Гончий пес» и «Марлин», была поставлена задача расширить функциональные возможности гидроцикла, повысить его энерговооруженность, грузоподъемность и, что не менее важно, комфортабельность и безопасность эксплуатации.
Первым из гидроциклов этой группы был построен «Гончий пес» — непотопляемый двухместный катамаран с умеренной килеватостью асимметричных снабженных продольными реданами корпусов (рис. 1). Построенный из дерева и фанеры по традиционной технологии деревянного судостроения и оклеенный одним слоем стеклоткани, он оказался довольно легким (вес 44 кг) и удобным в эксплуатации. С мотором «Ветерок-12» гидроцикл в зависимости от нагрузки выходит на глиссирование за 5—8 с. С мотором такой мощности эксплуатация безопасна на любых режимах движения, а максимальная скорость, со штатным винтом составила 41 км/ч при угле ходового дифферента 3—5°.
В качестве эксперимента для повышения эффективности маневрирования и безопасности эксплуатации на «Гончем псе» были установлены управляемые транцевые плиты, кинематически связанные с рулевым управлением, что позволяло менять угол атаки «внутреннего» по отношению к дуге поворота корпуса, а следовательно, более эффективно и безопасно выполнять крутые повороты и а высокой скорости.
Гидроцикл уверенно проходит волну высотой 0,3—0,5 м, а благодаря широкому транцевому носу обладает хорошей всхожестью на волну.
С мотором «Нептун-18» гидроцикл приобретает качества гоночного судна «взрослого» класса. При выходе на глиссирование дифферент составляет 25—30° — сказывается больший, чем у «Ветерка», вес мотора и упор винта; время выхода на режим — не более 6 с, причем оно несколько сокращается при поворотах рулем из стороны в сторону, что приводит к прорыву невозмущенного встречного потока через тоннель. Сразу же после выхода на глиссирование корпус практически «ложится» на воду и скорость движения резко возрастает. На максимальной скорости «Гончий пес» глиссирует на кормовых участках корпусов длиной 300—400 мм.
Гидроцикл обладает вполне приемлемой остойчивостью, что позволяет легко взбираться на него из воды. Палуба сплошная. Корпуса-поплавки герметизированы. В целом это довольно безопасное и удобное судно при условии грамотного выбора мощности мотора и нагрузки, наличии достаточного опыта водителя.
Многих любителей может заинтересовать разрабатываемый нами проект автосерфера (см. рис. 2). Его главными особенностями являются наличие водометного движителя и расположение водителя на аппарате стоя, держась за руль на высокой колонке. Длина автосерфера 2350 мм, ширина — 720 мм. В качестве двигателя может использоваться головка от мотора «Ветерок-12».
Наиболее интересным и удачным оказался гидроцикл «Марлин» (рис. 3). Этот гидроцикл проектировался как многоцелевое судно, вплоть до применения на нем в качестве движителя ... подвесного паруса.
Обводы, навеянные конструкцией «Морского дротика», обеспечили прекрасную остойчивость гидроцикла3. Водитель может, не задумываясь, перемещаться по палубе в любых направлениях, прыгать за борт и вновь взбираться на судно. Максимальный крен при этом составляет не более 15°. Водитель и пассажир размещаются на подрессоренном сиденьи мотоциклетного типа, которое при необходимости откидывается на палубу, предоставляя всю ее полезную площадь (~1,6 м2) для работы с мотором, рыбной ловли, отдыха и т. д.
Рулевая колонка из стеклопластика оборудована ветровым стеклом и хорошо защищает водителя от ветра и брызг. Дистанционное управление мотором и «автостоп» делают управление гидроциклом эффективным и безопасным. Палуба покрыта нескользящей краской ЭПК-11 и имеет участки с наклеенными резиновыми ковриками.
Вес корпуса с оборудованием — 51 кг.
Гидроцикл также оборудован огнетушителем и аптечкой, расположенными в специальных стеклопластиковых нишах, вынув одну из которых, легко получить доступ к бензобаку. Корпус оборудован тремя стилизованными и удобными ручками для переноски, а также резиновыми привальными брусьями.
Испытания «Марлина» проходили по программе, разработанной Донецким центром НТТМ «Труд», заинтересовавшимся необычной конструкцией. Гидроцикл испытывался с моторами «Ветерок-8Э» и «Привет-22». Оценивались его остойчивость, грузоподъемность, управляемость, ну и, конечно, скорость — вопрос престижа для столь малого судна.
С мотором «Ветерок-8Э» гидроцикл в бассейне ОблСЮТ (размером 10X10 м) разворачивался практически на месте, и юные водители чувствовали себя в столь малом водоеме довольно уверенно. С этим мотором «Марлин» может быть прекрасной учебной «партой» для начинающих спортсменов; максимальная скорость на прямой при этом составила 28 км/ч.
Самая интересная часть испытаний началась после установки на транец «Привета-22». Результаты превзошли все ожидания! Выход на глиссирование — практически мгновенный; ход — мягкий, а поворотливость определяется лишь способностью водителя не вылететь за борт под действием сил инерции.
На прямой скорость «Марлина» со штатным винтом нового «Привета-22» (на обкаточной смеси) при весе водителя D6 кг составила 55—58 км/ч. При эксплуатации гидроцикла вдвоем скорость снижается до 40— 45 км/ч в зависимости от веса пассажира.
Волну высотой до 0,3 м гидроцикл практически не ощущает; к сожалению, в момент испытаний большей волны не было. Чтобы исключить субъективность оценки качеств гидроцикла, к испытаниям было привлечено пять спортсменов-водномоторников, которые подтвердили высокую надежность и безопасность конструкции, а также отличные ходовые качества гидроцикла.
Итак, закончен очередной этап работы в этом интереснейшем виде технического творчества. Есть опыт проектирования и эксплуатации гидроциклов. Но сегодня уже не хочется кустарным способом тиражировать отдельные, пусть даже удачные, конструкции. Предлагаю всем заинтересованным лицам и организациям создать Всесоюзную ассоциацию любителей гидроциклов, которая возьмет на себя функции учебно-методического, консультационного и производственного центров. Тогда каждый желающий, в зависимости от возможностей, сможет получить и комплект документации, и консультацию, и гидроцикл в упаковке. Донецкий центр НТТМ «Труд» мог бы стать спонсором этой ассоциации.
Примечания
1. Отметим, что по применяемой за рубежом терминологии все пять построенных в Донецке гидроциклов, упомянутых ниже и в первой статье того же автора, можно было бы называть минимотолодками.
2. Эскиз и таблица плазовых ординат одноместного спортивного гидроцикла «Надежда» были приведены в «КиЯ» №131.
3. Таблица плазовых ординат и конструкция корпуса окончательного варианта «Марлина» в настоящее время уточняются в расчете на серийную постройку. По просьбе читателей мы печатаем имеющиеся материалы в разделе «Мастерская технического творчества», считая, что имеющие достаточный опыт судостроители-любители смогут построить гидроцикл, руководствуясь приведенным эскизом и фото. При изготовлении нескольких «Марлинов» следует применить стеклопластиковую конструкцию корпуса.