Конструкторы английской фирмы «Уолкер Вингсэйл Системе» решили устранить эти недостатки, а заодно продемонстрировать достоинства жестких парусов, изобретенных 20 лет назад нынешним президентом фирмы Джоном Уолкером.
Основные данные тримарана
Длина главного корпуса, м: | |
наибольшая | 14,68 |
по КВЛ | 13,12 |
Ширина общая, м | 9,44 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,60/3,20 |
Водоизмещение порожнем, т | 3,5 |
Водоизмещение полное, т | 7,0 |
Площадь парусности, м2 | 71,5 |
Мощность вспомогательного двигателя, л. с. | 40—80 |
Скорость хода под двигателем, уз. | 13—15 |
В начале этого года в просторном цехе, расположенном неподалеку от знаменитых королевских доков в Плимуте, уже оформились контуры трехкорпусной крейсерской яхты, которая должна, по заверению ее авторов, «революционизировать морской парусный спорт».
Конструкторы выбрали для своего эксперимента тримаран, поскольку большая ширина судна обеспечивает достаточную базу для размещения движительного комплекса — жестких парусов Уолкера и позволяет оборудовать достаточно комфортабельные помещения. Кроме того, движение многокорпусных судов под парусами характерно практически отсутствием крена, который так пугает неопытных мореплавателей. О высоких скоростях, которые способны развивать тримараны, сейчас известно каждому яхтсмену. Не является исключением и «Плейнсэйл», на котором лаг при благоприятных ветровых условиях должен отсчитывать свыше 20 миль в час.
Конструкция и обводы корпусов «Плейнсэйла» — типичные для крейсерских тримаранов длиной около 15 м. Боковые корпуса (их длина около 80% длины главного корпуса) в положении на ровный киль лишь касаются поверхности воды. Их объем составляет около 4 м3, а общая ширина тримарана равна 9,44 м, что обеспечивает достаточную остойчивость судна при плавании в свежие ветра. В случае появления чрезмерных нагрузок, действующих на паруса, срабатывает автоматическая система, устанавливающая крылья во флюгерное положение, благодаря чему кренящий момент резко уменьшается до минимальной величины и предотвращается опасность опрокидывания.
Для удобства транспортировки боковые поплавки могут заваливаться на крылья мостика или сниматься с главного корпуса вообще. В сложенном виде ширина не превышает 5,2 м. Перед спуском на воду поплавки закрепляют в нормальном положении при помощи болтов и соединение закрывается стеклопластиковым кожухом. Съемной выполнена и система парусов-крыльев.
Все три корпуса тримарана изготовлены из стеклопластика трехслойной (сэндвичевой) конструкции. Связующее для формования применено на основе эпоксидной смолы; для армирования использовано ненаправленное стекловолокно с усилениями из арамидных волокон кевлара. Заполнителем трехслойных конструкций служит поливинилхлоридный пенопласт марки «Айрекс». Плиты этого пенопласта при нагреве до умеренной температуры приобретают пластичность и легко изгибаются по обводам корпуса. Формование корпуса осуществлялось методом вакуумного мешка с подогревом всего корпуса в автоклаве при температуре 60° С. Готовый корпус покрыт двухкомпонентной полиуретановой краской, а подводная часть главного корпуса и шверт — необрастающим покрытием.
Внутренний объем всех трех корпусов под ватерлинией заполнен жестким пенопластом, обеспечивающим аварийную плавучесть в случае повреждения обшивки. Боковые поплавки соединены с основным корпусом при помощи трех поперечных балок. В поплавках оборудованы по три отсека для хранения запасов и снаряжения, снабженных водонепроницаемыми люками на палубе. Палуба покрыта нескользящей краской, а пространство между балками на крыльях мостика затянуто прочной сеткой.
В рекламном проспекте фирмы «Вингсэйл Уолкер Системе» особо подчеркивается высокий уровень комфорта на борту тримарана. Достигнуто это, на наш взгляд, за счет довольно громоздкой рубки, перекрывающей по ширине главный корпус и часть крыльев мостика. Во всех каютах можно стоять в полный рост. Носовая часть главного корпуса занята спальной каютой с двумя койками. В корму от нее оборудован туалет с умывальником и душем. Туалет снабжен двойными дверьми, позволяющими попадать в него как из спальной каюты, так и с мостика. Освещение и вентиляция спальной каюты осуществляются через палубный светлый люк, через который можно выйти наверх, не беспокоя отдыхающих в других каютах.
В передней части мостика расположен закрытый пост управления тримараном, с которого рулевой имеет хороший обзор через широкие открывающиеся иллюминаторы практически по всему горизонту. В бортовых стенках рубки имеются двери, через которые можно выйти на крылья мостика. Здесь же, за спиной водителя установлен просторный штурманский стоп. На посту управления сосредоточены органы управления парусом-крылом, двигателем, рулем, навигационные приборы. Навигационное оборудование включает приборы для измерения скорости и указания направления вымпельного ветра, лаг, эхолот, спутниковую систему навигации, радионавигационную систему «Лоран-С», радиолокатор, радиопеленгатор, три малогабаритные радиостанции, работающие на разных частотах. и т. п.
По правому борту в носовой части мостика оборудована кают-компания, где два двухметровых дивана легко трансформируются в двуспальную койку. Это помещение с кормы ограничивается главной поперечной переборкой, которая служит прочной опорой для мачты с крыльевой системой. Переборка снабжена скользящей дверью.
Кормовая часть мостика складной продольной переборкой разделена на камбуз и вторую двухместную каюту с отдельным туалетом. Если сложить переборку, то получится общий салон шириной 4 м; при этом двуспальная койка превращается в обеденный уголок, где за столом свободно размещаются восемь человек.
Кокпит, имеющий размеры 2,2X2,6 м, служит для отдыха на открытом воздухе. Сюда выведены репитеры основных навигационных приборов. Под звукоизолированным настилом установлены вспомогательный дизель и небольшой дизель-генератор мощностью 3,5 кВт. Предполагается устанавливать в качестве вспомогательного двигатель одного из двух типов: японский «Янмар-4DH-DTE» мощностью 77 л. с. при 3600 об/мин (обеспечивающий скорость тримарана на спокойной воде 15 у з), или «Вольво-Пента 2003 Турбо», развивающий мощность 43 л. с при 3200 об/мин (с этим двигателем скорость достигает 13 уз). Оба двигателе снабжены турбонаддувом и замкнутой системой охлаждения пресной водой. Двигатель через реверс-редуктор соединен с гребным винтом регулируемого шага диаметром 457 мм. Запас топлива — 100 л.
Но наибольший интерес представляет, конечно, парусное вооружение или точнее — крыльевая система «Плейнсэйла». Она аналогична системе, уже испытанной несколько лет назад, на теплоходе «Эшингтон». где три крыла общей площадью 100 м были применены для снижение расхода топлива в трансокеанских рейсах. На «Плейнсэйле» — два рабочих крыла общей площадью S7 м2 и вспомогательное управляемое крыло-триммер, служащее для установки рабочих крыльев под нужным углом атаки к вымпельному ветру. Это вспомогательное крыло площадью около 14 м2 вынесено на кронштейнах на достаточно большое плечо от оси поворота системы. Основание системы — широкая платформа вращается в шарикоподшипнике диаметром 700 мм.
Основное крыло высотой 10,7 м представляет собой композитную конструкцию из различных материалов. Его прочную основу составляет трубчатая мачта из алюминиевого сплава, к которой крепятся нервюры из стеклопластика. Острая кормовая кромка крыла также изготовлена из легкого сплава, входящая лекальная кромка — из пластика, армированного кевларом, а остальная часть обшита несколькими слоями прочной синтетической ткани, склеенными между собой. Внутренняя полость крыла заполнена легкими сотами из арамидного материала.
Крыло состоит из неподвижной передней части и поворачивающегося относительно своей оси закрылка. При отклонении закрылка профиль становится несимметричным, благодаря чему достигается заметное повышение аэродинамического качества крыла. Отклонение закрылков и управляющего крыла осуществляется при помощи винтовых приводов, снабженных электромоторами. На каждом крыле установлены по два таких привода, причем в случае выхода одного из них из строя второй в состоянии поставить профиль крыла во флюгерное положение и тем самым предотвратить опрокидывание судна в сильный ветер.
Управлять приводами можно вручную — нажатием кнопок на пульте — либо автоматически. В последнем случае система управления подключается к «Микро-маринеру» — бортовому компьютеру. В него вводится информация о скорости и направлении вымпельного ветра, скорости и курсе судна. ЭВМ «самостоятельно» рассчитывает необходимые углы установки крыла по отношению к ветру, отклонение закрылков и триммера. «Микро-маринер» регулирует также величину аэродинамических сип, действующих на крыльевую систему, таким образом, чтобы они не превысили значений, угрожающих остойчивости тримарана. Все параметры работы крыльевой системы передаются на дисплей, установленный перед рулевым.
«Вингсэйл» обладает важным свойством реверсирования — рулевой может давать как передний, так и задний ход или, поставив крылья во флюгерное положение, останавливать тримаран. Опытный рулевой, манипулируя кнопками, может ввести судно в стесненную гавань и ошвартовать его у стенки, не прибегая к помощи дизеля.
Другое существенное преимущество «Вингсэйла» перед парусом из ткани — это почти вдвое большая подъемная сила на малых углах атаки и соответственно — более высокое аэродинамическое качество.
Заметим, что конструкция «Внигсэйла» защищена 11 патентами. А насколько предложенная Джоном Уолкером парусная система окажется практичной, покажет эксплуатация первого опытного образца тримарана, который был спущен на воду в начале прошедшего сезона. Его конструкторы не преследовали цепи добиться рекордных скоростей; это, конечно, недостижимо, если учесть большой вес судна и аэродинамическое сопротивление корпуса с развитой надстройкой. Но представляется, что задачи автоматизации управления ветродвижителем и повышения безопасности плавания в проекте «Ппейнсэйла» нашли оптимальное решение.