1. Вариант с гладкой палубой
Работы по переоборудованию яхты класса «Звездный» в мини-крейсер были выполнены нашей командой из трех человек в период с апреля 1988 г. по июль 1989 г. Все это время яхта стояла на открытом воздухе и нам пришлось сделать перерыв на семь месяцев дождливого и зимнего времени.
Корпус «звездника» достался нам в плачевном состоянии: без палубы и без почти всех бимсов, были разбиты верхние доски транца и обшивки бортов.
Первоначально мы планировали поднять на 0,5 м борта, надставив старые топтимберсы боковыми накладками, но внимательный осмотр показал, что 90% шпангоутов в районе скулы практически полностью сгнили. Поэтому пришлось заменять шпангоуты новыми. Флортимберсы были выклеены из пяти дубовых реек сечением 10X40 мм на цулаге. Топтимберсы изготовлены цельными из дуба сечением 20X70 мм.
Мы решили не делать рубку, а выполнить корпус гладкопалубным с увеличением высоты борта на 0,45 м в оконечностях и на 0,5 м на миделе. Чтобы яхта на воде не смотрелась «ящиком», на высоте 300 мм от старой линии борта был выполнен слом с постоянным углом завала верхней части по всей длине. Нижнюю ветвь шпангоута 6, верхнюю ветвь 8 и кницу 7 соединили вполдерева на эпоксидном клее и медных заклепках. Днищевая ветвь шпангоута состоит из клееного флортимберса 2 и опорного бруска пайола 4 сечением 30X40 мм. Над флортимберсами уложен кильсон 1, а между ним и бруском 4 вставлены дубовые подушки 17.
В районе скулы соединение деталей шпангоутов усилено дюралевой кницей 5 толщиной 4 мм.
Болты крепления киля мы заменили более длинными. Они крепят киль не только к флортимберсам и кильсону, но, сквозь подушки 17, и к брускам 4. При этом нагрузка от киля распределяется на скулу, что позволило избавиться от «болезни» старых корпусов «звездника» — водотечности шпунтового пояса в районе крепления киля. Одновременно ровные флоры оказались очень удобными для укладки пайолов.
Пайолы, уложенные поверх брусков 4, используются для устройства спальных мест. Банок внутри корпуса мы не делали, поскольку высота до подволока все же сильно ограничена.
Верхние концы топтимберсов по всей длине корпуса связали сосновым привальным брусом 9 сечением 30X120 мм, закрепив его к форштевню брештуком и к транцу кницами. В привальный брус клиновым замком врезали гнутые дубовые бимсы, а в районе люков и кокпита — полубимсы. Вдоль люков вровень с реечным настилом палубы на бимсы уложены продольные связи 11. Палуба обшита сосновой рейкой толщиной 18 мм. Под мачтой бимсы установлены со шпацией 150 мм, на остальных участках шпация составляет от 300 до 350 мм. Пять бимсов, на которых установлен степс мачты 13. снизу связаны сосновой подушкой 12 сечением 30X120 мм длиной 600 мм и стянуты со степсом болтами. Эти же бимсы через продольные связи 14 опираются на пиллерсы 15, которые обрамляют проход в носовую каюту и передают нагрузку от мачты на продольные связи 16, распределяя ее на три ближайших шпангоута через подушки 3. Обшивка переборки сделана диагональной.
Бортовая обшивка — из досок 20X90 мм; выше линии слома — 20X50 мм.
При замене старого набора новым в корпус ставились временные поперечные связи. Форштевень нарастили дубовым брусом, врезав его «в клин» в старую деталь и закрепив болтами.
Ватервейс 10 изготовлен из двух дубовых брусьев сечением 20X50 мм, склеенных между собой. После предварительной подгонки по месту ватервейсы и мидельвейс снимались, а палуба была покрыта брезентовым равендуком. Перед обтяжкой равендук замачивался водой, его края были заправлены и прижаты ватервейсами, мидельвейсом и комингсами люков. По высыхании брезент был окрашен эпоксидно-каучуковым антикором в три слоя, пазы с деревянными деталями прошпаклеваны. Банки и кокпит выполнены из проолифленной фанеры и оклеены брезентом на эпоксидной шпаклевке.
Корпус яхты снаружи окрашен после шпаклевки пазов и щелей эпоксидной смолой с графитовым наполнителем. Это покрытие по результатам многолетнего применения в нашем яхт-клубе показало очень хорошие результаты.
Корпус разделен поперечными переборками на носовую и среднюю каюты и ахтерпик. Под банками самоотливного кокпита выполнены «гробы», в которые утапливаются спальные места из средней каюты и ахтер-пика. В ахтерпике можно хранить снаряжение или оборудовать спальные места для детей.
К недостаткам описанного варианта переоборудования можно отнести то, что румпель перекрывает кокпит и ограничивает его использование в благоприятную погоду. В кокпите у нас сосредоточены все органы управления яхтой: стопора и ходовые концы стаксель-шкотов, оттяжки гика, грота-шкота. Это позволяет управлять яхтой в одиночку. Но в свежий ветер пассажиры в кокпите мешают экипажу работать.
Следует отметить, что на «звезднике» повышение центра тяжести при выходе пассажиров на палубу приводит к увеличению валкости яхты и крена от ветровых нагрузок.
В парусном вооружении была использована штатная мачта яхты, укороченная на 400 мм от шпора и на 900 мм от топа. Ее шпор установлен на палубе в регулируемом степсе. На топе мачты установили оковку для крепления ахтерштага с вылетом в корму на 200 мм. Бакштаги убрали, добавили ахтерштаг, топштаг и пару дополнительных вант.
Парусность яхты уменьшена до 21 м2. Это достигнуто сокращением на 6 м2 площади грота, у которого снизу отрезали полосу шириной 1,4 м. Нижняя шкаторина грота и гик укоротились на 0,4 м. Благодаря этому высота центра парусности относительно киля осталась такой же, как и на «звезднике».
Для сохранения положения центра парусности относительно центра бокового сопротивления мачту переместили на 300 мм в корму.
Результатами эксплуатации яхты в течение первого сезона мы очень довольны. Яхта идет к вымпельному ветру под углом 10—12°, угол лавировки составляет 35—40°. На стоянке и на ходу она сохранила «спортивный» характер «звездника» и оказалась довольно валкой, но при этом легко откренивается. При ветре силой 4—5 баллов на курсе галфвинд с выбранными втугую шкотами с экипажем три человека на наветренном борту крен составляет 10—15°. Яхта отлично отцентрована, на руле не лежит. Управляемость — великолепная. При поставленном в ДП румпеле и стабильном ветре яхта не проявляет склонности ни к уваливанию, ни к приведению; при усилении ветра и увеличении крена — приводится. На полных курсах и сильном волнении яхту начинает раскачивать, появляется склонность к рысканию, которую, впрочем, удается достаточно легко компенсировать рулем.
2. Вариант с надстройкой-баком
Разрабатывая эскизы переоборудования «звездника» в мини-крейсер, я понял, что для улучшения обитаемости нужно отказаться от традиционной рубки с бортовыми участками палубы, а делать надстройку с комингсами, опирающимися на кромку борта. Для этого была снята палуба и борт поднят по всей длине яхты на 250 мм.
Для обшивки использовались рейки сечением 25X50 мм, а удлиненные шпангоуты (из дуба и ясеня) ставились рядом с основными и проклепывались с тремя «старыми» поясьями обшивки. В районе мачты дублирующие шпангоуты доведены до скулы; вблизи форштевня были установлены два новых шпангоута.
Все крепления выполнялись на медных гвоздях-заклепках диаметром 4 мм и оцинкованных шурупах. Каждая рейка обшивки прошивалась с ниже установленной нагелями из нержавеющей стали диаметром 1,5 мм. Форштевень был нарощен дубовым брусом. Комингсы надстройки выпилены из цельного листа бакелизированной фанеры толщиной 7 мм. Они крепятся оцинкованными шурупами к топтимберсам, связанным при помощи фанерных кииц с дублирующими шпангоутами. Точно таким же образом крепятся и бимсы яхты, образуя с топтимберсами и шпангоутами прочную жесткую раму.
Поперечная жесткость яхты усилена двумя переборками, пришитыми к четырем пиллерсам (по два с каждого борта). Эти пиллерсы вместе с двумя усиленными бимсами образуют опорную конструкцию мачты, а переборки делят каюту на два салона — основной и баковый с центральным проходом шириной 500 мм.
Мачта использована от старого «звездника» и сделана заваливающейся. Стандерс сварен из дюралевых угольников 70X70 мм и установлен через подушку на крыше рубки между двумя усиленными бимсами, к которым она притянута четырьмя 8-миллиметровыми болтами из нержавеющей стали. Мачта может передвигаться в продольном направлении в пределах 350 мм.
Крыша рубки, служащая палубой при работе с парусами, выполнена из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм. Снаружи она покрыта слоем эпоксидной шпаклевки, присыпанной мелким песком для придания нескользящих свойств.
Палуба в кормовой части набрана из сосновых реек толщиной 12 мм, сверху покрыта картоном толщиной 5 мм и оклеена одним слоем стеклоткани.
Высота каюты от пайола до подволока составляет 1,30 м у входного люка и 0,65 м у форштевня. Наибольшая ширина — 1,8 м.
Под настилом коек находятся рундуки для хранения парусов, спасательных жилетов, штормовок, тросов и швартовых концов. По правому борту каюты имеется большой шкаф с полками для посуды и продуктов и выдвижным ящиком для карт и навигационных инструментов. Здесь же оборудован стол для карт. Между переборками справа размещается камбузный шкаф с газовой плитой и слева шкаф для одежды. Вместо трапа под входным люком поставлен небольшой рундучок с инструментом.
Опорная трубка откидного раздвижного стола, за которым могут сидеть четыре человека, вставляется в гнездо на крыше рундучка. В баковом помещении имеется широкая койка и слева по борту — малогабаритная пластмассовая раковина с подводом пресной воды.
Внутри каюты борта обшиты лакированными рейками и фанерой, в которой предусмотрены карманы для хранения мелких предметов (термоса, коробок, книг и т. д.). Дневной свет в основной салон попадает через два больших иллюминатора из оргстекла, а в баковый салон — через световой люк и два круглых иллюминатора.
Кокпит размерами 0,4X1,3 м — самоотливиой конструкции. Подвесной мотор навешивается на складном кронштейне на транце яхты.
Яхта вооружена бермудским шлюпом. Общая максимальная парусность — 28 м2. Грот площадью 11 м2 и генуя (10 м2) использованы от «Дракона» (грот урезан по нижней шкаторине), средний стаксель (7 м2) — от «Летучего Голландца», штормовой стаксель (4,5 м2) — самодельный. Гик снабжен патент-рифом. Мачта укорочена на 1 м и передвинута на одну шпацию дальше в корму.
Позже была оборудована кормовая рубка с одной койкой. В правой части рубки хранится подвесной мотор «Прибой» и якорь. Штатный фальшкиль передвинут на одну шпацию вперед с целью улучшить центровку и уменьшить дифферент яхты с экипажем, находящимся в кокпите.
В слабый ветер наша «Стелла» («Звезда») несет грот, Геную и средний стаксель, в средний и сильный ветер — грот и средний или штормовой стаксель. Яхта довольно круто идет в бейдевинд, легко всходит на волну. В свежую погоду палуба лишь слегка забрызгивается, но брызги не попадают в кокпит. На полных курсах в свежий ветер яхта выходит на глиссирование.
Публикуя материалы о переоборудовании яхт «Звездного класса», нельзя не отметить, что «звездник» является специфически гоночной яхтой, прошедшей к тому же почти 80-летнюю эволюцию — от деревянной конструкции с гафельным вооружением до «гоночной машины» с корпусом из стеклопластика, рангоутом и бермудскими парусами из современных синтетических материалов.
Это в значительной степени затрудняет превращение «звездника» в мини-крейсер, для которого судно имеет слишком легкую конструкцию, низкий надводный борт, короткую (всего 4,72 м) ватерлинию и большую площадь парусности с широким гротом.
При увеличении высоты надводного борта, оборудовании надстройки или рубки, самоотлив-ного кокпита, установке коек, шкафчиков, подвесного мотора, укомплектовании лодки всем необходимым для автономного плавания снабжением водоизмещение ее значительно повышается при небольшом увеличении длины по ватерлинии. Поэтому ходовые качества «звездника» в его новой роли становятся далеко не идеальными.
Дело усугубляется еще и тем, что для компенсации снижения остойчивости (ведь масса новых конструкций и оборудования располагается в основном выше ватерлинии, так же как и повышается центр тяжести экипажа, сидящего на палубе) необходимо уменьшение площади грота. При этом остается далеко не оптимальный бульб-киль, имеющий значительную ширину при малой осадке и смоченную поверхность (то же можно сказать и о руле, снабженном плавником).
Поэтому занимающимся переоборудованием «звездников» мы бы рекомендовали осуществить более основательную доработку, которая позволила бы сохранить хорошие ходовые качества яхты.
Бульбкиль желательно заменить на современный плавниковый киль трапециевидной или эллипсной формы, изготовив его сварной конструкции из 3—4 миллиметровых стальных листов. Поперечному сечению киля следует придать эффективный авиационный профиль, а полость заполнить в нижней части свинцом либо отходами штамповки («выдрой») с цементом. Киль должен иметь достаточное удлинение, например высоту от днища яхты до нижней точки 1200 мм при средней хорде 650 мм.
Желательно заменить и руль на выполненный в соответствии с современными взглядами на его эффективность в управлении судном и создании дополнительного сопротивления дрейфу.
При выполнении этих работ полезно ознакомиться с чертежами киля и руля четвертьтонника «Курьер-III», опубликованными в «КиЯ» №64.
Разумеется, при установке нового киля, вес которого желательно сохранить прежним — около 400 кг (а плечо балласта от ватерлинии несколько увеличится), надо подкрепить днище дополнительными флорами и тщательно определить положение киля относительно центра парусности яхты. А если модернизировать парусное вооружение — более равномерно распределить площадь парусности между гротом и стакселем, то потерю парусности можно свести до 2,5—3 м2, по сравнению со «звездником».
Вариант переоборудования, предложенный П. Сидоровым, неплохо было бы дополнить небольшой рубкой, которая повысила бы помещение (пусть на небольшой площади) и сделала бы вход в яхту более удобным.
Как положительную черту данного варианта следует отметить низкое расположение сидений кокпита, благодаря чему удается снизить центр тяжести экипажа.