Это самые маленькие крейсерско-гоночные яхты, на которых проводятся соревнования по международным правилам IOR для яхт открытого моря. Класс «минитонников» появился в середине 70-х годов (см. статью «Минитонники» в «КиЯ» №68). Инициатор создания этого класса Франсуа Туфье преследовал цель сделать морской парусный спорт более доступным для широких кругов яхтсменов за счет удешевления яхт-«минитонников», имеющих небольшие размеры, сокращения их оборудования (в частности — электронного) и парусного гардероба. Ставка делалась и на возможность участия в гонках большого числа судов серийной постройки. Но, как показало дальнейшее развитие событий, расчеты Туфье не оправдались.
Сегодня минитонный класс объединяет суда малые по размерам, но отнюдь не дешевые. Это наглядно проявилось, например, на прошлогоднем чемпионате мира среди «минитонников», проводившемся в Медемблике в Голландии. В гонках стартовали 23 яхты с экипажами, представлявшими семь стран. И среди этих судов была только одна серийная модель — «Спринта Спорт», занявшая скромное 18-е место. Успеха добились итальянские яхтсмены, которые привезли на чемпионат девять новейших лодок. Большинство из них были спущены на воду год, максимум два назад, а стоимость яхт достигает 140 000 гульденов (около 44 тыс. руб.). Выложить столько денег за суденышко длиной всего семь метров, к тому же практически не оборудованное для туристских плаваний семейного экипажа, решится далеко не каждый яхтсмен! Не случайно борта двух «минитонников» на чемпионате украшали логотипы фирм-спонсоров. И этот класс оказался подвержен общей тенденции развития морских парусных гонок по правилам IOR, которые постепенно все больше утрачивают характер любительского спорта и превращаются в спорт полупрофессиональный и дорогостоящий, требующий все больших затрат денег, времени и энергии, если рассчитывать на успех.
Итальянцы заняли на чемпионате мира 1, 2 и 4-е места. Корпуса их лучших яхт «Манаджия» и «Лигуль Хай-Tex» изготовлены из новейших, а стало быть — самых дорогих материалов. Обшивка корпуса и палуба имеют трехслойную (сэндвичевую) конструкцию: в корпусе в качестве среднего слоя — заполнителя — использован сверхлегкий вспененный дивинсел, наружные слои — из пластика на основе эпоксидной смолы и высокопрочных волокон углерода. В конструкции палубы средний слой представляет собой еще более легкую, чем дивинсел, ячеистую (сотовую) структуру из материала типа бумаги. Общий вес такой лодки составляет всего 825 кг, что на целых 150 кг легче голландской яхты «Спиди-Г», построенной пятью годами раньше. А ведь избыточный вес для «минитонника» имеет куда большее значение, чем для яхты любого другого класса IOR. Здесь, разумеется, речь идет о «мертвом» весе, потому что двое из трех членов экипажа «минитонника» могут, и даже должны, быть достаточно тяжелыми для того, чтобы эффективно откренивать судно. Управление «минитонником» во многом напоминает работу экипажа на яхте класса «Солинг» и даже на «Летучем Голландце».
Познакомимся с характерными чертами современного «минитонника» на примере «Спиди-Г», описание которого было опубликовано вскоре после чемпионата мира в голландском журнале «Watercampioen». Хотя проект яхты был разработан Е. Г. Ван де Стадтом несколько лет назад, судно подверглось интенсивной модернизации. Были заменены киль, руль, палуба и ее оборудование.
Главные размерения «Спиди-Г» типичны для «минитонника»: длина наибольшая — 7,30 м; длина по ватерлинии — 5,96 м; ширина — 2,49 м; осадка — 1,22 м; водоизмещение — 975 кг; масса балласта — 310 кг. Площадь основных парусов — 16 м2, генуя — 14 м2, стаксель — 9 м2, легкая генуя — 25 м2, средний спинакер — 28 м2, штормовой спинакер — 26 м2. Гоночный балл IOR — 16 футов.
Обводы подводной части корпуса достаточно традиционны: сильно наклоненный форштевень, не слишком плоское днище и довольно прямые линии батоксов в корме с плавным подъемом к ватерлиниям. Благодаря этому при относительно короткой обмерной ватерлинии получается большая эффективная длина.
«Спиди-Г» успешно плавает уже с третьим по счету килем, разработанным Альфредом ван Рийкеворселем. Благодаря оригинальной форме киль сочетает такие качества, как малая смоченная поверхность, низко расположенный центр тяжести и высокая гидродинамическая эффективность (т. е. соотношение бокового и лобового сопротивлений). Этот киль, изготовленный из свинца, весит 310 кг, а его предшественник — 370 кг.
Руль этого «минитонника», как и у яхт других классов IOR, имеет эллиптическую форму. Он балансирный и установлен с небольшим наклоном баллера в нос. Удлинитель румпеля позволяет удобно управлять яхтой при ее откренивании.
Кокпит для судна подобных размерений просто огромен. Это диктуется необходимостью обеспечить экипажу возможность изменять дифферент яхты, перемещаясь в кокпите. И по этой причине желательно, чтобы два из трех членов экипажа имели солидный вес (идеальный вариант — около 100 кг). И только рулевой может быть небольшого роста и худеньким.
Любое перемещение экипажа по «минитоннику» сильно сказывается на его балансировке. Присутствие кого-либо на баке может заметно отразиться на скорости судна. И поэтому, чтобы пореже приходилось заниматься сменой носовых парусов, на «Спиди-Г» предусмотрено устройство для закрутки стакселя вокруг штага. Для снижения воздушного сопротивления этого устройства барабан закрутки установлен в специальном углублении, а управляющий линь проведен внутри корпуса в кокпит. Релинг и стойки леерного ограждения изготовлены из тонкостенных алюминиевых труб.
Во время гонок форпик предусмотрено держать пустым, так как лишний вес в носовой оконечности ведет к отрицательным последствиям: увеличению продольного момента инерции, усилению продольной качки и, как следствие — снижению скорости.
Все ходовые концы бегучего такелажа сосредоточены в кокпите. Фалы проведены под палубой и в кокпите выходят наружу. На дне кокпита установлено устройство для тонкой регулировки натяжения бакштагов (оно представляет собой пластиковый кожух, закрывающий систему талей). Поперек кокпита расположен погон гика-шкота, который имеет форму дуги, благодаря чему направление тяги шкота оптимально при любом курсе относительно ветра.
С целью экономии веса на яхте установлены только две лебедки, да и те по возможности облегчены. Свободные концы заложенных снастей, укладываются в карман, расположенный на боковой стенке кокпита. Чтобы предотвратить ошибки и упростить работу с фалами, возле стопоров предусмотрены специальные таблички с надписями. Стопоры, расположенные в середине кокпита, предназначены для фиксации снастей, которые используются для настройки ахтерштага и тонкой регулировки бакштагов.
Так как металлические рельсовые погоны, используемые для настройки стакселя, имеют немалый вес, а на яхте их требуется, по меньшей мере два, то для «Спиди-Г» была разработана альтернативная система. В ней стаксель-шкот пропускается через блок, который прикреплен к специальной снасти и при ее помощи может передвигаться в направлении к ДП и в корму или же к борту и к носу яхты. Ближе к корме установлены еще два карабина (на рисунке не показаны), благодаря чему можно по желанию изменять конфигурацию всей проводки.
Алюминиевая мачта проходит сквозь пяртнерс и опирается на степс. Фалы, проведенные внутри мачты, выходят из нее наружу над палубой. Важнейшие фалы продублированы и проведены в кокпит по правому и левому бортам.
Гик также алюминиевый. Для его облегчения в стенках профиля были прорезаны сквозные круглые отверстия. Площадь поверхности гика не учитывается при обмере парусов по правилам IOR, но поскольку она тоже способна внести свой вклад в создание тяги, впоследствии эти отверстия снова заделали. Спинакер-гик в нерабочем положении прикрепляется за два конца к гику для повышения его жесткости и прочности.
Паруса для «Спиди-Г» спроектированы и изготовлены с применением самых современных материалов и технологии. Например, грот изготовлен из двух слоев параллельно расположенных пустотелых кевларовых волокон, причем один слой повернут относительно другого на шесть градусов. Для скрепления всех волокон в целое полотнище использована майларовая пленка, нанесенная на обе его стороны. Ткань для генуи тоже состоит из кевлара и майлара, но кевларовые нити в ней расположены свободно и на сравнительно большом расстоянии друг от друга. В шкотовом углу сделано усиление из кевлара (его волокна располагаются гуще). Такая конструкция позволяет получить паруса малого собственного веса, с высокими аэродинамическими качествами и прочностью. Понятно, что эти относительно жесткие паруса с кевларовыми шкотами принимают нужный профиль только при ветре определенной силы.
Таким образом, современный «минитонник» — достаточно сложная и дорогая гоночная машина, вооруженная арсеналом всех средств для тонкой настройки парусов и достижения их максимальной эффективности в гонках. И на успех в соревнованиях могут рассчитывать только высококвалифицированные яхтсмены, владеющие этими техническими средствами и тактикой парусных гонок.