В марте текущего года издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Он включает и те статьи, которые касаются нарушений правопорядка на водоемах.
На вопросы «КиЯ» о применении данного закона на воде и порядке взимания штрафа с нарушителей отвечает начальник Главного управления ГИМС РСФСР Д. Н. Голубев.
— Чем вызваны такие крутые меры, как применение штрафных санкций к судоводителям-любителям?
— Сама вода нынче требует к себе более пристального внимания, а человек на водоеме — тем более. Статистика не утверждает, что количество нарушений за последние годы резко увеличилось, пожалуй, наоборот. Во-первых, сократилось число моторных лодок; во-вторых, дисциплинированнее стали хозяева. Порядок на водоемах только-только стал налаживаться, он нуждается в закреплении, в утверждении таких норм и правил, какие мы привыкли соблюдать на улицах. Этому процессу будут способствовать и штрафные санкции. А больше всего нас должна заботить безопасность плавания, сохранение жизни людей на воде.
Утверждение порядка на российских водоемах возложено на спасательные станции, посты, инспекторские участки ГИМС. Эта служба ежегодно спасает на водоемах республики до 12 тысяч терпящих бедствие. А погибает людей еще больше: только за последние пять лет в Российской Федерации утонуло при самых разных обстоятельствах 67 тысяч человек. Весьма значительную долю составляют судоводители-любители, которые пренебрегли правилами безопасности плавания!
Самый страшный удар по жизни людей наносит алкоголь. И на воде он остается главной причиной аварий и катастроф: только в прошлом году три тысячи человек утонули из-за употребления спиртного. Алкоголь часто является причиной групповой гибели людей.
До недавней поры на водоемах можно было нарушать порядок фактически безнаказанно. Время это отошло в прошлое, применять штрафные санкции к нарушителям заставила сама жизнь.
— Какая провинность, на ваш взгляд, более всего требует наказания?
— Выход в плавание в нетрезвом состоянии. Статья лаконична: «Управление судном, в том числе маломерным, судоводителем в состоянии алкогольного опьянения влечет наложение штрафа в размере 50 рублей или лишение права на управление судном от 1 года до 3 лет». Такое же наказание предусмотрено и за уклонение от освидетельствования на состояние опьянения. Инспектор снабжается специальным прибором для проверки на трезвость — таким же, какими пользуются инспекторы ГАИ.
— Пожалуйста, прокомментируйте и другие статьи Указа.
— Если судно не зарегистрировано, не прошло технического осмотра и имеет неисправность, из-за которой запрещена его эксплуатация, если оно не укомплектовано спасательным снаряжением, переоборудовано без согласования с ГИМС, то выход на водоем такому судну запрещается. Если такой запрет нарушается, то штрафу подвергается должностное лицо, выпустившее судно в плавание (например, начальники баз отдыха или ответственные за стоянку катеров). Штраф от 10 до 50 рублей.
За те же нарушения может быть наказан и судоводитель-любитель. Если у него нет прав, если он не зарегистрировал судно, не имеет бортовых номеров, если он нарушил нормы пассажировместимости или установленный район плавания, то штраф налагается в размере от 3 до 30 рублей.
— Каким образом наказывается нарушение навигационных правил?
— Есть преднамеренные нарушения — остановка или стоянка в запрещенном месте, скажем, на судовом ходу или под мостом. Есть и случайные — повреждение гидротехнических сооружений или технических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки. То и другое — наказуемо. Как и нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков — все эти нарушения влекут предупреждение или штраф от 10 до 30 рублей, а в иных случаях — лишение прав на управление маломерным судном до 1 года.
— Наказуемо ли нарушение правил на стоянках катеров?
— К явным нарушениям относится эксплуатация стоянок маломерных судов без разрешения ГИМС. Нарушение норм базирования, технических требований, условий содержания наказуемо штрафом от 50 до 100 рублей, который накладывается на должностное лицо. Им может быть начальник кооперативной или ведомственной стоянки, председатель кооператива.
— «Сколько стоит» мазутное пятно на воде?
— Мазутное пятно? Пять рублей. Такой штраф установлен за любой мусор, выброшенный в воду, будь это пятно, полиэтиленовый пакет или консервные банки.
— Кто может предъявить штрафные санкции к нарушителю?
— Рядовой государственный инспектор ГИМС может наложить штраф за соответствующее нарушение до 30 рублей. Начальник ГУ ГИМС, его заместители, начальники ГИМС автономных республик и их заместители, начальники краевых и областных ГИМС накладывают штраф на граждан — до 50 рублей, на должностных лиц — до 100 рублей. И только они могут лишать судовладельца права на управление судном.
Разработана форма протокола, где фиксируется характер нарушения, кем оно совершено, указывается статья Кодекса. Подписывает протокол государственный инспектор и свидетели. Далее все идет сложившимся порядком, как прочие дела об административной ответственности (как, например, в ГАИ). Деньги нарушитель вносит в сберкассу на счет финотдела. В бюджет ГИМС они не попадают, пусть нас нарушители не обвиняют в наживе.
Штрафные санкции к нарушителям — крайняя мера наказания. У судоводителей любителей есть талон предупреждений. Прокол — тоже существенная мера воздействия. Государственным инспекторам нельзя забывать, что главная их задача — не допустить нарушений правил пользования маломерным флотом, предупредить аварию, спасти жизнь людей. И здесь на первое место выходит профилактика нарушений.
Надо хорошо поработать на берегу, чтобы всем спокойно было на воде!
Редакция «КиЯ» ко всему вышесказанному хотела бы добавить существенное замечание. В Кодексе и соответственно в Указе не учтено то обстоятельство, что ГИМС лишена права предъявлять штрафные санкции неподведомственным инспекции судоводителям. Представьте такую картину: ГАИ на улице штрафует только частников, даже за грубейшие нарушения не имеет права остановить, скажем, такси. Нелепость! Увы, ГИМС не даны права штрафовать маломерные суда рыбоохраны, рыболовецких колхозов и других ведомств. И получается, что для одного судоводителя правила плавания существуют и жестко регламентированы, а для другого — полная вольница...