Строгий порядок на водоемах исправность судов маломерного флота, строгая дисциплина судоводителей — непременные условия безопасности миллионов людей, проводящих свой отдых на воде. Показателем того, какое большое внимание придается этому, служит известное постановление Совета Министров СССР от 16 июля 1982 г. «О мерах по упорядочению пользования маломерными судами». В частности, этим документом было предписано советам министров союзных республик образовать Государственные инспекции по маломерным судам (ГИМС), упразднив ранее существовавшие «осводовские» навигационно-технические инспекции.
Государственные инспекции в основном уже созданы и начали свою деятельность. Это принципиально важный шаг, непосредственно затрагивающий интересы многих тысяч судоводителей-любителей. На наших реках и озерах наконец-то появился настоящий хозяин — государственный орган, отвечающий за порядок на воде и на стоянках, за техническое состояние прогулочно-туристского флота и аттестацию его судоводителей.
Естественен тот огромный интерес, который проявляют наши читатели к работе ГИМС. Многие из них обращаются в редакцию с просьбой подробнее рассказать о ходе и целях производимой перестройки, о задачах и структуре ГИМС, об изменениях технических требований к эксплуатации маломерных судов. Многих интересует, в какой степени эти новые требования коснутся судоводителей-любителей — водномоторников, парусников, туристов-водников, плавающих на байдарках и надувных лодках.
По просьбе редакции на некоторые из этих вопросов отвечает начальник Главного управления ГИМС РСФСР Герой Советского Союза Дмитрий Николаевич Голубев.
— С какого времени фактически работает ГИМС РСФСР, что уже удалось сделать? Какими документами определен круг ваших забот?
— Государственная инспекция по маломерным судам в Российской Федерации образована постановлениями Совета Министров республики от 1S июня 1984 г. и 13 февраля 198S г. и приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 11 марта 1985 г. Во исполнение этих документов в первой половине года было организовано главное управление ГИМС РСФСР, созданы и приступили к работе инспекции в большинстве автономных республик, краев, областей, городах Москве и Ленинграде.
Основополагающим документом для нас является утвержденное Советом Министров республики «Положение о ГИМС РСФСР Минжипкомхоза РСФСР», которым определены структура, задачи и права инспекции.
Другой важный документ — «Правила регистрации, учета и технического надзора за судами, поднадзорными ГИМС РСФСР, базами (сооружениями) для их стоянок и аттестации судоводителей на право управления этими судами». Эти Правила едины для всей территории РСФСР и должны выполняться всеми судоводителями и владельцами маломерных судов. Ими же руководствуются в своей деятельности и работники инспекции. Полагаю, что читатели журнала должны быть ознакомлены с требованиями этих Правил.
Коротко о структуре ГИМС РСФСР и ее задачах. В состав Государственной инспекции входят: главное управление (в г. Москве) и территориальные инспекции автономных республик, краев, областей, Москвы и Ленинграда. В свою очередь территориальные гос-инспекции имеют подразделения: отделения, участки, спасательные станции, посты, маневренно-поисковые группы, группы технического надзора и регистрационной работы, экзаменационные комиссии и т. д.
Главной задачей ГИМС является надзор за правильным пользованием поднадзорными судами и всеми сооружениями для их стоянок с целью обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды.
В отличие от других союзных республик, на ГИМС РСФСР возложены обязанности и по охране жизни людей на воде. Поэтому в ее состав передана сеть спасательных пунктов (станций. постов, маневренно-поисковых групп) со всей материальной базой и специалистами спасательного дела. Начальники спасательных станций отнесены к категории государственных инспекторов и наделены соответствующими правами по пресечению и предупреждению нарушений всех действующих правил, в том числе и правил пользования маломерными судами.
Естественно, что при создании инспекций на местах мы имели определенные трудности в вопросах подбора, подготовки и психологической перестройки кадров. В настоящее время многие организационные вопросы решены, к предстоящей навигации территориальные госинспекции в основном подготовились.
Работниками главного управления проводится большая работа по разработке нормативной и технической документации. Мы считаем, что Государственная инспекция должна работать на солидной юридической базе. Только в этом случае можно навести единый порядок в понимании предъявляемых требований.
Судоводители и владельцы маломерных судов должны знать, что за нарушение правил регистрации и учета судов, поднадзорных ГИМС, за нарушение правил пользования указанными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также правил охраны жизни людей на воде вводится административная ответственность граждан и должностных лиц. Подобный по сути закон, как известно, действует на суше. И опыт нашего «старшего брата» — ГАИ — показывает обоснованность такой суровой дисциплинарной меры. На ее основе мы сможем по-настоящему бороться против нарушений, которые зачастую приводят к трагическим исходам на воде.
— Постановлением СМ СССР от 16 июля 1982 г. предусматривалось проведение исследовательских работ по определению уровня загрязнений окружающей среды малыми моторными судами. Что делается вами в этом направлении?
— Исследованиями по данному вопросу Государственная инспекция не занимается. По поручению Совета Министров СССР эту работу должен проводить Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды совместно с другими министерствами и ведомствами. Государственная инспекция должна учитывать рекомендации этих органов при разработке мероприятий, связанных со снижением вредного воздействия маломерных моторных судов и баз (сооружений) для их стоянок на окружающую среду.
Мы, очевидно как и редакция, получаем много писем с жалобами на введение в ряде районов якобы необоснованных ограничений и запретов на плавание моторных маломерных судов.
— И какова ваша точка зрения?
— Согласно ст. 37 «Водного кодекса» исполнительные комитеты народных депутатов имеют право «ограничивать водопользование». На ряде водоемов эти ограничения введены с цепью охраны окружающей среды, рыбных нерестилищ, предотвращения загрязнения питьевых источников и т. п. Естественно, что на этих водоемах Государственная инспекция обязана осуществлять контроль за выполнением решений органов Советской власти.
— Существуют ли какие-то установленные нормы, количественные критерии, которыми следует руководствоваться при ограничении водопользования?
— В мае 1984 года Госгидрометом, Минводхозом и Минрыбхозом СССР разработаны и утверждены «Рекомендации по снижению отрицательного воздействия маломерных судов и их стоянок на окружающую среду». В этих «Рекомендациях» разработана методика расчета допустимого количества моторных маломерных судов для водоема в зависимости от их отрицательных воздействий на окружающую природную среду, а также требования к проектно-конструкторским организациям и заводам — изготовителям лодочных моторов.
— Какие требования выдвигаются теперь к регистрации судов самостоятельной постройки, в том числе построенных по чертежам, опубликованным в нашем журнале?
— Гражданин, решивший самостоятельно построить судно, должен не только подготовить техническую документацию на его постройку, но и заранее согласовать ее с местной инспекцией. Регистрация самостоятельно построенных судов производится только после их первичного освидетельствования инспекцией.
Следует иметь в виду, что к самостоятельно построенным судам предъявляются повышенные требования, особенно по обеспечению безопасности эксплуатации. Это связано с тем, что многие технические условие и технологические процессы, используемые при постройке судов на предприятиях, не находят применения при самостоятельной их постройке неспециалистами. Суда промышленной постройки в соответствии с ГОСТ 19105—79 и 19356—79 «Суда прогулочные, гребные и моторные» проходят испытания, на основании которых им дается оценка по всем их элементам.
Проведение таких испытаний при соблюдении судоводителем «Правил пользования» гарантирует безаварийную эксплуатацию судна на различных режимах и в различных условиях.
Объем первичного технического освидетельствования по усмотрению инспектора может быть проведен по сокращенной программе. Для этого судовладельцем должна быть представлена качественная техническая документация на постройку и испытание судна, в том числе акты обмера, испытаний мореходных и маневренных качеств, ресурсных испытаний и т. п. При регистрации судна необходимо также представить документы (чеки, накладные, счета и т. д.), подтверждающие законность приобретения материалов, двигателя, оборудования и снабжения.
ГИМС не будет регистрировать суда самостоятельной постройки при продаже их другим лицам.
Не будут также регистрироваться суда, восстановленные из судов, официально признанных непригодными для плавания. Мы считаем, что непригодное для плавания судно безаварийным уже не будет. Или речь должна идти о постройке нового судна с использованием каких-то узлов и материалов.
Не будут регистрироваться и суда промышленной постройки, если их коренное переоборудование повлекло за собой изменение основных элементов судна, мореходных или маневренных качеств.
— Какие новые требования по техническому оснащению судов (кормовой огонь, сигналы, круговой огонь) следует учесть владельцам лодок и катеров при подготовке их к очередному техническому освидетельствованию на годность к плаванию?
— Новыми Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР (ППВП1. введенными в действие Министерством речного флота с 15 марта 1985 г., для маломерных судов предусматривается обязательное несение огней и знаков, которые ранее не требовались.
Учитывая отсутствие в торговой сети необходимых сигнальных огней и сложность их установки на отдельных видах судов, главное управление ГИМС по согласованию с Главной инспекцией по безопасности судоходства Минречфлота РСФСР разрешило плавание необорудованных в соответствии с требованием правила 44 ППВП маломерных судов только в дневное время. Наличие белого кругового огня на судне обязательно.
— В последнее время растет число лодок, оснащаемых самодельным парусным вооружением. Имеются ли правила освидетельствования таких судов?
— Технические требования и нормы по оснащению парусным вооружением маломерных судов, в том числе байдарок и надувных лодок, разработаны и находятся на утверждении. Я думаю, что надо будет и с ними ознакомить читателей журнала.
— Многие читатели интересуются: достаточно ли обычного удостоверения на право управления маломерным судном, чтобы плавать под парусами на лодке, зарегистрированной как моторная или гребная?
— Во-первых, если судно зарегистрировано как моторное или гребное, плавание на нем под парусами не разрешается. Вопрос о возможности переоборудования таких судов в парусные рекомендуем решать в территориальной государственной инспекции.
В удостоверении на право управления маломерным судном, которое выдается инспекцией, делается соответствующая отметка о разрешении управлять моторной лодкой, катером и парусным судном.
— Планируется ли создание в связи с этим курсов подготовки рулевых парусных судов? Могут ли сдать экзамены в сети ГИМС те, кто купил в магазинах яхты «Нева» и «Ассоль»?
— Государственная инспекция подготовкой судоводителей не занимается, на нее возложены только функции их аттестования, поэтому открывать учебные пункты мы не планируем. Прием экзаменов на право управления парусными судами будет производиться на основании справок о прохождении соответствующего обучения в курсовой сети: школах ДОСААФ, ОСВОД и яхт-клубах, а также при наличии дипломов яхтенных капитанов.
— Имеется ли единый подход к оценке пригодности к эксплуатации различных разборных лодок, надувных катамаранов и прочих транспортабельных судов? Не может ли получиться так, например, что владелец зарегистрированной в Москве картоп-лодки не будет допущен к плаванию на ней на Ильмень-озере?
— На всей территории РСФСР действуют общие для всех ГИМС технические требования к поднадзорным судам. Согласно п. 2,6 «Правил», регистрации, учету и техническому надзору ГИМС подлежат «принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателя), а также несамоходные суда валовой вместимостью более 0,13 регистровых тонн». Предвидя вопросы по толкованию этого пункта, особенно понятия о валовой вместимости, разъясняю, что надзору подлежат все принадлежащие гражданам серийные и самодельные суда грузоподъемностью: гребные лодки — 100 кг и более, байдарки — 1S0 кг и более, надувные — 22S кг и более.
Отметим, что при установке на любую гребную лодку подвесного мотора ее необходимо зарегистрировать как моторную.
— Каким образом турист, планирующий ДСП, может ознакомиться с местными правилами плавания на водоемах по маршруту? Имеются ли сводная карта-схема, на которой показаны, например, все местные ограничения по использованию маломерных моторных лодок?
— Сводной карты-схемы не существует. Более того, местные ограничения иногда носят временный или сезонный характер, учесть их все практически невозможно. Можно посоветовать судоводителям проводить ознакомление с местными правилами заранее, а при пересечении границ области уточнять действующие ограничения в инспекторском пункте, на спасательной станции, на стоянке маломерных судов.
— Где начинающие «капитаны» могут ознакомиться с правами и обязанностями судоводителя-любителя? Одинаковы ли они во всех областях страны?
— Права и обязанности судоводителей изложены в правилах пользования маломерными судами, которые утверждаются советами министров АССР, край( облисполкомами. Московским и Ленинградским горисполкомами и действуют на соответствующих водоемах. Эти правила учитывают местные особенности, конкретизируют действующие ограничения в режимах пользования судами, устанавливают порядок движения на иных водоемах.
— Скажите, чем вызвана необходимость проведения периодической (один раз в три года) проверки знаний судоводителей маломерных судов?
— Эти требования введены на основании Рекомендаций Министерства юстиции, МВД СССР. Минморфпота, Минречфлота РСФСР и других госорганов. Основная задача периодической проверки знаний — поддержание на необходимом уровне и совершенствование знаний судоводителей в целях предупреждения аварийности маломерных судов и гибели людей. Необходимость проверки определяется периодическими изменениями в стандартах судоходной обстановки, действующих правил, условий плавания, а также сезонностью использования маломерных судов. Аналогичные проверки знаний судоводителей проводятся в системе морского и речного флота, а также рыбного хозяйства. Замечу, что для прохождения очередной переаттестации снова заканчивать курсы и отдельно сдавать экзамены по ППВП не требуется.
— Наш традиционный вопрос: ваши пожелания журналу «Катера и яхты».
— Хотелось бы, чтобы журнал больше помещал материалов по юридическим, правовым вопросам. Больше проявлял активности в борьбе с алкоголизмом как основной причиной гибели людей на воде. Больше внимания уделял всем вопросам, связанным с безопасностью людей. В этом деле мелочей нет. Мы считаем очень полезными материалы по пропаганде хорошей морской практики, культуры поведения судоводителей-любителей. Очень нужны и поучительны различные комментарии действующих правил и особенно — разборы аварий.
Наведение порядка на голубых дорогах, обеспечение безопасности всех отдыхающих на воде, упорядочение эксплуатации многотысячного прогулочно-туристского флота — общая задача. Без опоры на общественность, без помощи самих судоводителей-любителей не мыслится нормальная работа наших инспекторов.
Близится пора навигации. Пользуясь случаем, хочу пожелать счастливого плавания всем капитанам прогулочно-туристского флота! Ну а мы сделаем все от нас зависящее, чтобы это плавание было безаварийным, ничем не омрачалось.