Без малого два года действует Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС). Набираются опыта, совершенствуют структуру подразделений , укрепляют кадры ГИМС РСФСР, Украины, Белоруссии и других республик. Организованы ГИМС краев и областей страны, Москвы и Ленинграда, на крупных водоемах еще утверждаются отделения и участки, спасательные станции и посты, маневренно-поисковые группы, службы технического надзора и регистрационной работы, экзаменационные комиссии. Завершается самый сложный этап становления государственной инспекции. Утверждены правила, инструкции, положения, призванные обеспечить строгий порядок на водоемах, исправность судов маломерного флота и безопасность плавания, что является гарантией сохранности жизни людей на воде.
Период подготовки нормативной и технической документации, пожалуй, самый ответственный. Она должна разрабатываться на строгой юридической основе, в интересах судовладельцев и народного хозяйства, в согласии с окружающей средой и здравым смыслом. За последние месяцы редакция журнала получила много писем, которые содержат вопросы самого разного характера. Вероятно, не везде еще так безупречно работают представители ГИМС, если судовладельцы не находят у них разъяснений на свои вопросы. Не исключено поэтому, что отдельные положения нормативных документов требуют доработки. Как это было, например, с необоснованными запретами на регистрацию при продаже судов самостоятельной постройки.
Многие нарекания в адрес ГИМС, в то же время, надо признать несостоятельными, ибо они выражают явное непонимание назначения инспекции. Дело в том, что техническое обеспечение стоянок, снабжение судоводителей ГСМ, создание прочих удобств не входит в компетенцию ГИМС. Решение этих проблем зависит от кооператива, если судовладельцы объединены в него; от ведомства, если стоянка ведомственная; от горбыткомбината, если она общегородская... А вот порядок на стоянке и на воде — это другое дело, здесь у инспекции все полномочия.
Одним словом, наболевших вопросов много. Чтобы полнее представить обеспокоенность судовладельцев, предоставим слово шкиперу водноспортивной базы на Клязьминском водохранилище С. Шабалину:
«Запрет водно-моторных увлечений на водоемах рядом со столицей несколько снизил уровень шумов в некоторых дачных районах, зато тысячи людей, приобщавшихся к водному отдыху, оказались отлученными от него и пополнили армию доминошников. Есть, конечно, и здесь обходной маневр: на любую посуду с парусом ставь «вспомогательный» двигатель — и никто к тебе не придерется, ходи себе на здоровье! Но вот на моей базе не все оказались такими догадливыми: 70 человек свои суда спалили, сгноили или, в лучшем случае, продали за бесценок на Оку и Волгу, Дон и Днепр. Осталось еще несколько катеришек, но они брошены владельцами. При некоторых затратах времени и сил суда могли бы стать под парус после установки швертов, да опять беда: никто их не узаконит. Не зарегистрирует их ГИМС! На катерах есть госномера, но нет владельцев. Нет и документов на материалы, если предъявлять их как вновь построенные.
У соседей на турбазе не нашли применения морские ялы. Пролежали они несколько лет вверх килем на берегу, подгнили малость. Срок вышел и списали их наряду с раскладушками. Сжигать надо, да совесть не позволяет. Говорят мне, мол, берите, восстанавливайте, привлекайте молодых людей к шлюпочному делу. С удовольствием бы взял, но... что скажет ГИМС? Давай бумажки или ставь на прикол, ибо списанное имущество восстановлению не подлежит. С таким мнением трудно, даже невозможно согласиться, так как этот подход к материальным ценностям ничего кроме ущерба государству не приносит. В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев прямо говорил, что нельзя списывать и уничтожать то, что еще может быть использовано людьми.
При первом взгляде на судолюбительство находишь в нем много общего с автолюбительством: мотор, движение, безопасность. Правила движения и Правила плавания. Права на вождение и права судоводителя...
Казалось бы, требования и система контроля за их выполнением должны быть в этих сферах идентичны: зачем открывать Америку? Ан нет, разные, видите ли, епархии. Сдал однажды на водительские права — и води автомашину всю свою сознательную жизнь, пока медики не наложат запрет или не угораздит кого лишиться прав в уголовном порядке. А лодочник? Ему почему-то каждые два года надо сдавать платный экзамен. Почему?
На автомобилях при их больших скоростях номера по своим размерам в 3—4 раза меньше, чем на катерах. Но ведь нет традиции давать своему «авто» название, а вот морская «романтика» требует назвать лодку или яхту собственным именем. Так куда же мне его вписать, коли на борту идет уже МИС 70—76? Да еще здоровенными буквами...
Кстати, в списке авторов сегодняшних «Правил плавания по внутренним водным путям РСФСР» нет фамилий сотрудников центрального аппарата ГИМС. Там все из Минречфлота, который от «маломерного» флота отказывается, но ему же предписывает...
Мы явно мелочимся и перестраховываемся в регистрации лодок. Какой, скажем, смысл регистрировать все суда подряд? Ведь не регистрируют же во многих странах суда длиной до 5 м с мотором до 10 л. с. Не регистрирует и наша ГАИ мопеды, мокики, велосипеды. И платим мы за освидетельствование лодки значительно больше, чем за техосмотр автомобиля. Почему? Все, похоже, делается для того, чтобы усложнить и без того сложную жизнь судолюбителя.
И в этих вопросах нужна существенная перестройка. Развитие водно-моторного спорта и туризма и внимание к ним — это не назойливое, а естественное воспитание патриотизма, любви к природе своей Родины, это привитие навыков мастерового человека, избавление от водобоязни и неумения держаться на воде, это практическая подготовка к защите Отечества на водных рубежах. Допустимо ли такие благородные цели опутывать паутиной бюрократизма и искусственными ограничениями?!».
Неравнодушное письмо. На многие проблемы трудно сразу дать ответы. Но в одном мы все убеждены: правильные решения должны найтись.
Редакция «КиЯ», учитывая характер редакционной почты, открывает новый раздел «Вам отвечает ГИМС». В нем предусматриваются рубрики «Экзамен на дому», «Навигационная ситуация», «Новое в правилах» и другие. Ждем и ваших предложений, товарищи судоводители.
Сегодня на письма читателей отвечает заместитель начальника Главного управления ГИМС РСФСР В. В. Антонов.
Читатели В. М. Желудков (Амурская область), Н. Н. Кочеров (г. Архангельск), П. С. Суходеев (Псковская обл.), В. М. Тюков (г. Северодвинск), братья Полдневы (г. Москва) и многие другие интересуются порядком представления в государственную инспекцию технической документации на постройку судна, спрашивают о допустимых размерах строящихся судов, о порядке их регистрации и перерегистрации.
Необходимость предварительного представления в госинспекцию технической документации на самостоятельное строительство маломерного судна позволяет избежать серьезных конструктивных ошибок, допускаемых, как правило, начинающими, неопытными судостроителями. Анализ причин аварийности свидетельствует, что она на самодельных моторных судах значительно выше, чем на судах промышленной постройки. Авария часто заканчивается гибелью людей. Каждое третье опрокидывание происходит с судами индивидуальной постройки, как правило, не зарегистрированными в ГИМС и не прошедшими технического освидетельствования. Если владелец построенного судна на основании результатов технического освидетельствования получает отказ в регистрации, понятны его огорчения: напрасно затрачены средства, силы и время. Отсюда и возникают часто необоснованные жалобы. Этого можно избежать, если заранее согласовать в ГИМС проект будущего судна, его основные параметры, расположение устройств, оборудования, получить советы и консультации. Заключение о возможности постройки судна в каждом конкретном случае дается начальником территориальной госинспекции.
При регистрации судна индивидуальной постройки кроме технической документации и техталона, полученного после первичного техосвидетельствования, владелец должен предъявить паспорт или удостоверение личности с отметкой о прописке, заполненную регистрационную карточку-заявление, бланки которой выдаются госинспекцией, и документы, подтверждающие законность приобретения материалов и двигателей. К сожалению, некоторые граждане теряют или несвоевременно оформляют эти документы, что не позволяет зарегистрировать построенные ими суда.
Действовавшее ранее правило о запрещении регистрации самодельного судна (в случае его продажи другому лицу) Главным управлением ГИМС отменено. Чтобы поставить на учет купленное и ранее зарегистрированное самодельное судно, достаточно представить судовой билет с отметкой ГИМС о снятии судна с учета. В этом случае другие документы, подтверждающие законность приобретения материалов, не требуются.
А. П. Коротенко (Калужская обл.) спрашивает о необходимости регистрации одноместной резиновой или. другой гребной лодки с мотором Салют».
Если владелец с разрешения ГИМС устанавливает на гребную лодку (независимо от грузоподъемности и материала постройки) мотор, то эта лодка считается моторной и подлежит регистрации в госинспекции как моторное судно. В судовой билет вносятся данные и по мотору.
Судоводитель Е. Д. Маркин (г. Ростов-на-Дону) просит разъяснить порядок изменения района плавания с «ВП» на «МП», требуется ли при этом перерегистрация судна?
Изменение записи о районе плавания в удостоверении на право управления производится при прохождении проверки знаний. Судоводитель дополнительно сдает экзамен по соответствующему разделу. Следует иметь в виду, что по желанию судоводителя прохождение периодической проверки знаний разрешается до наступления ее срока. В этом случае срок действия удостоверения исчисляется с момента проведения проверки. Перерегистрация судна не требуется. Однако необходимо знать, что каждому судну в зависимости от его конструкции и технического состояния устанавливаются район и условия плавания, о чем делаются соответствующие записи в судовом билете.
Судоводитель В. С. Черныш (г. Уфа) просит разъяснить разницу между «проверкой в полном объеме» и периодической проверкой знаний судоводителей.
Как такового термина «проверка в полном объеме» в ГИМС не существует. В государственных инспекциях проводится два вида проверки: периодическая проверка знаний и внеочередная. Периодическая проверка знаний судоводителями практических навыков управления маломерным судном, обеспечивающих безопасность плавания, проводится один раз в три года. Главком принимаются меры для конкретизации требований в этом вопросе на местах. При внеочередной проверке, как уже говорилось в №122 за 1986 г. в разделе «На заметку судоводителю», проверяются знания в полном объеме программы, по которой обучаются судоводители в учебно-курсовой сети.
Приближается навигация 1987 года. В связи с этим Главное управление ГИМС РСФСР обращается к судоводителям и владельцам маломерных судов с просьбой качественно подготовить свои суда к плаванию и своевременно представить их на техническое освидетельствование, освежить в памяти знание правил и, если наступил срок, пройти периодическую проверку. Будьте предельно внимательными при управлении судами и не нарушайте правил пользования ими! Государственная инспекция рассчитывает на активную помощь судоводителей в обеспечении на водоемах республики правопорядка, безопасного плавания маломерных судов, охраны жизни людей на воде и охраны окружающей среды.
В следующем номере «КиЯ» в разделе «Вам отвечает ГИМС» мы представим более подробную информацию о требованиях государственной инспекции к постройке маломерных судов. Специалисты Главного управления ответят и на другие вопросы.
Что хотят знать наши читатели? Есть множество вопросов правового и коммерческого характера. Как поступать, скажем, с приобретенными списанными судами, как их регистрировать?
Эту проблему поднимает в письме и государственный инспектор ГИМС Волгоградской области В. Лобанов. Он говорит о конкретных судах, для которых вышел срок эксплуатации. Почему нельзя их продать частным лицам через торговые предприятия? «Амуры» и «Прогрессы» идут в металлолом. А если приложить к ним руки, то суда могли бы пройти любой техосмотр.
Редакция получила документ, утвержденный начальником Главного управления ГИМС РСФСР Д. Н. Голубевым, который также представит интерес для владельцев самых малых судов. Приводим его:
«Анализ технических данных наиболее часто встречающихся в стране небольших плавсредств, используемых для прогулок, охоты, рыболовства, туризма и других видов отдыха, показал, что гребные лодки грузоподъемностью до 100 кг, байдарки до 150 кг, надувные лодки до 225 кг имеют валовую вместимость не более 0,13 per. т.
Для упрощения работы госинспекторов при определении поднадзорности гребных лодок, байдарок и надувных лодок целесообразно определять ее не по валовой вместимости, а по указанной грузоподъемности».
Такое упрощение, нам кажется, действительно необходимо и многих избавит от волокиты. Уместно привести слова С. А. Каменева из Мурманской области: «Обязательными должны быть только те требования, невыполнение которых может нанести ущерб государству, человеческой жизни и окружающей среде. Все остальное должно носить рекомендательный характер».
«КиЯ» с готовностью будет предоставлять свои страницы специалистам ГИМС. Мы ждем от читателей писем с пометкой «Вам отвечает ГИМС...»