Когда в 1980 г. на Гданьской верфи им. В. И. Ленина был спущен парусник «Погория», мало кто предполагал, что строительство парусных судов сделается специальностью гданьских корабелов. И тем не менее, это произошло. Через два года вышли в свой первый рейс учебные парусники «Дар млодзежи» и «Искра» а в 1984 г.— «Капиакра», построенная для НРБ. И, наконец, в декабре 198S г. Академия наук ПНР приняла без замечаний научно-исследовательское парусное судно «Океания» (см. «КиЯ» №114 и №122). Главный конструктор у всех этих судов был один — инженер Зыгмунт Хорень.
Родился он а 1941 г. в маленькой деревушке. Работал в попе и учит В пятнадцатилетием возрасте впервые столкнулся с морем: приехал на месяц в Гдыню, в школьный лагерь юных морг где узнал основы управления парусом. Из-за невысокого роста в Морскую школу Зыгмунта не приняли, но, решив связать жизнь с морем, он в 1959 г. поступает на кораблестроительное отделение Гданьского политехнического института. Здесь он не только постигает тайны кораблестроения, но и становится настоящим яхтсменом. После окончания института он работает сначала там же, на кафедре теории корабля, а потом переходит в проектно-конструкторское бюро. 1973 г. ознаменовался для Хореня важным событием — в составе экипажа яхты «Отаго» он совершает кругосветное путешествие по маршруту Гдыня — Портсмут — Капштадт — Сидней — Рио-де-Жанейро — Портсмут — Гдыня. Тем временем на верфи все чаще стали поговаривать о строительстве парусных судов, и в 1975 г. Зыгмунта Хореня назначают главным конструктором.
Итак, «Океания» — научно-исследовательское судно с автоматизированным парусным вооружением — вступила в строй. А у ее главного конструктора уже родилась новая идея: парусное круизное судно, условно пока называемое «Гварек» («Горняк»). Такое название выбрано не случайно: задумано судно как «плавучий дом отдыха» для польских горняков. Что же оно собою представляет!
Прежде всего о парусном вооружении: его предполагается сделать таким же, как на «Океании». Благодаря этому машинное отделение и другие служебные помещения займут минимальный объем, а площадь салонов, кафе и ресторанов приходящаяся на одного пассажира, будет такой же, как на современном комфортабельном пассажирском судне. Площадь самой верхней, так называемой солнечной» палубы составит около 700 м2; она будет деревянной, а в ее кормовой части предполагается разместить плавательный бассейн глубиной 2 м. Вечером она может служить открытым кинотеатром, причем фильм будет проецироваться на поставленный парус. Вторая сверху, прогулочная палуба закрыта сверху «солнечной», но не по всей ширине, так что в хорошую погоду на ней тоже можно будет загорать. На ней же разместятся ресторан, диско-клуб, а также судовая больница и административные помещения.
На главной палубе расположены двухместные каюты размером 2,5X3 м. В них будут размещены двухъярусные койки, стол, стулья, умывальник и попки. На каждые три каюты предусмотрен санузел. Кроме того, на главной палубе будут находиться кафе, салоны и бары. Проектировщики не забыли и о юных путешественниках: одно из помещений судна представляет собой настоящую сказочную страну. Независимо от возраста пассажиров большой интерес представит устроенный в подводной части корпуса «Салон капитана Немо». Большие окна (1,2X0,8 м) из ударопрочного стекла, а также специальные прожекторы позволят посетителям салона наблюдать за подводной флорой и фауной.
Создатели проекта предполагают, что парусник можно будет эксплуатировать круглый год, меняя туристские группы каждые две недели: летом — в Средиземном море и вокруг Европы, осенью — в Черном море, зимой — в Индийском океане.
Будет пи построен «Гварек»! На этот вопрос ответа пока нет. В настоящее время ведутся переговоры о создании чего-то вроде акционерного общества, которое оплатило бы расходы по проектированию и строительству судна. А пока журнал «Може» взял на себя инициативу и заказал КБ Гданьской верфи эскизную проработку проекте.